Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа
Пьесы Островского насущно необходимы и актерам, так как продолжают служить для них ничем незаменимой школой сценического мастерства. И вот почему А.А. Яблочкина призывала: «Изычайте, ставьте, играйте пьесы Островского!». Цель данной курсовой работы: рассмотреть драматургию А.И. Островского.
Введение 3
1. Русский театр до А.Н. Островского 6
2. Особенности драматического действия пьес А. Н. Островского 10
3. Персонажи пьес А. Н. Островского 15
4. Специфика конфликта в пьесах А. Н. Островского 18
5. Жанровое своеобразие драматургии А. Н. Островского.
Значение в мировой литературе 22
Заключение 24
Список использованных источников 27
Драматургия А.Н. Островского
XIX век
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Содержание
Введение 3
Значение в
мировой литературе
Заключение
Список использованных
Введение
Александр Николаевич Островский.... Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лоне де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.
Несмотря
на притеснения, чинимые цензурой, театрально-литературным
комитетом и дирекцией
Развивая лучшие традиции русского драматического искусства, используя опыт прогрессивной зарубежной драматургии, неустанно познавая жизнь родной страны, непрерывно общаясь с народом, тесно связываясь с наиболее прогрессивной современной ему общественностью, Островский стал выдающимся изобразителем жизни своего времени, воплотившим мечты Гоголя, Белинского и других прогрессивных деятелей литературы о появлении и торжестве на отечественной сцене русских характеров.
Творческая деятельность Островского оказала большое влияние на все дальнейшее развитие прогрессивной русской драматургии. Именно от него шли, у него учились лучшие наши драматурги. Именно к нему тянулись в свое время начинающие драматические писатели. Человек огромного нравственного достоинства и обаяния, Островский был, как считает С. В. Максимов, «Был поистине нравственно сильный человек, и эта сила осединялась в нем со скромностью, нежностью, привлекательностью» [1, с. 77].
О силе воздействия Островского на современную ему писательскую молодежь может свидетельствовать письмо к драматургу поэтессы А. Д. Мысовской. «А знаете ли, как велико было Ваше влияние на меня? Не любовь к искусству заставила меня понять и оценить Вас: а наоборот, Вы научили меня и любить, и уважать искусство. Вам одному обязана я тем, что устояла от искушения попасть на арену жалких литературных посредственностей, не погналась за дешевыми лаврами, бросаемыми руками кисло-сладких недоучек. Вы и Некрасов заставили меня полюбить мысль и труд, но Некрасов дал мне только первый толчок, Вы же – направление. Читая Ваши произведения, я поняла, что рифмоплетство – не поэзия, а набор фраз – не литература, и что, только обработав разум и технику, художник будет настоящим художником» [2].
Островский
оказал мощное воздействие не только
на развитие отечественной драматургии,
а и на развитие русского театра.
Колоссальное значение Островского в
развитии русского театра хорошо подчеркнуто
в стихотворении, посвященном Островскому
и прочтенном в 1903 году М. Н. Ермоловой
со сцены Малого театра: На сцене жизнь
сама, со сцены правдой веет,
И солнце яркое ласкает нас и греет....
Звучит живая речь простых, живых людей,
На сцене не “герой”, не ангел, не злодей,
А просто человек.... Счастливый лицедей
Спешит скорей разбить тяжелые оковы
Условности и лжи. Слова и чувства новы,
Но в тайниках души на них звучит ответ,
—
И шепчут все уста: благословен поэт,
Сорвавший ветхие, мишурные покровы
И в царство темное проливший яркий свет
О том же знаменитая артистка писала в 1924 году в своих воспоминаниях: «Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь.... Начался рост оригинальной драматургии, полный откликами на современность.... Заговорили о бедных, униженных и оскорбленных».
Реалистическое направление, приглушаемое театральной политикой самодержавия, продолжаемое и углубляемое Островским, поворачивало театр на путь тесной связи с действительностью. Лишь оно давало театру жизнь как национальному, русскому, народному театру.
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь» [3, с. 179]. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – Гончарова.
Но намного раньше о первом же произведении юного еще Островского, напечатанном в “Москвитянине”, тонкий ценитель изящного и чуткий наблюдатель В. Ф. Одоевский написал: «Если это не минутная вспышка, не гриб, выдавившийся сам собою из земли, просеченной всякой гнилью, то этот человек есть талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкроте” я поставил номер четвертый» [4, с. 435].
От столь многообещающей первой оценки до юбилейного письма Гончарова—полная, насыщенная трудом жизнь; трудом, и приведшим к столь логической взаимосвязи оценок, ибо талант требует прежде всего великого труда над собою, а драматург не погрешил перед богом – не зарыл свой талант в землю. Опубликовав первое произведение в 1847 году, Островский с тех пор написал 47 пьес да более двадцати пьес перевел с европейских языков. А всего в созданном им народном театре – около тысячи действующих лиц. Незадолго до смерти, в 1886 году, Александр Николаевич получил письмо от Л. Н. Толстого, в котором гениальный прозаик признавался: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно, – общенародным в самом широком смысле писателем».
Пьесы
Островского насущно необходимы
и актерам, так как продолжают
служить для них ничем
Цель данной курсовой работы: рассмотреть драматургию А.И. Островского.
В связи с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1)
проанализировать
2) исследовать эпоху, в которую жил А. И. Островский;
3) изучить жанровое своеобразие драматургии А. Н. Островского;
4) выявить специфику конфликта в пьесах А. И. Островского.
Методы
исследования – культурно-исторический,
сравнительно-исторический, описательный.
1
Русский театр
до А.Н. Островского
Русская драматургия и русский театр с 30-40-х годов 19 века переживали острый кризис. Несмотря на то, что в первой половине 19 века было создано немало драматических произведений (пьесы А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя), состояние дел на русской драматической сцене продолжало оставаться плачевным. Многие произведения названных драматургов подвергали цензурным гонениям и появились на сцене много лет спустя после их создания.
Не спасало положения и обращение русских театральных деятелей к западноевропейской драматургии. Произведения классиков мировой драматургии были еще мало известны русской публике, часто не было удовлетворительных переводов их произведений. Вот почему положение отечественного драматического театра вызывало тревогу писателей.
«Дух века требует важных перемен и на драматической сцене», - писал еще Пушкин [6, с. 145]. Будучи убежден, что предмет драмы – человек и народ, Пушкин мечтал о подлинно народном театре. Эта мысль была развита Белинским в «Литературных мечтаниях»: «О, как хорошо было бы, если бы у нас был свой, народный, русский театр!.. В самом деле, - видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни.» [7, с. 61]. А между тем, замечал критик, «из всех родов поэзии слабее других принялась у нас драма, особенно комедия». И позже он с горечью говорил, что, кроме комедий Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, в драматической русской литературе «нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь сносного».
Причины отставания русского театра Белинский усматривал в «необыкновенной бедности» репертуара, которая не дает возможности проявится актерским дарованиям. Большинство актеров чувствуют себя выше тех пьес, в которых они играют. В театре зрителей «потчуют жизнью, вывороченною наизнанку».
Задача создания самобытной национальной драматургии решалась усилиями многих писателей, критиков, театральных деятелей. К жанру драмы обращались Тургенев, Некрасов, Писемский, Потехин, Салтыков-Щедрин, Толстой и многие другие. Но только Островский стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального и в широком смысле слова демократического театра.
Островский замечал: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать» [8, с. 73].
Он начал писать пьесы, очень хорошо зная московский театр: его репертуар, состав труппы, актерские возможности. Это была пора почти безраздельной власти мелодрам и водевилей. О свойствах той мелодрамы Гоголь метко сказал, что она «лжет самым бессовестным образом». Сущность бездушного, плоского и пошлого водевиля отчетливо раскрывается заглавием одного из них, шедшего в Малом театре в 1855 году: «Съехались, перепутались и разъехались» [9, с. 178].
Островский
создавал свои пьесы в сознательном
противоборстве с выдуманным миром
охранительно-романтичной
Островский не выдерживает одномерного, однопланового подхода, поэтому за блестящим сатирическим проявлением таланта мы видим глубину психологического анализа, за точно воспроизведенным повседневно-вязким бытом видим тонкий лиризм и романтику.
Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою художественную убедительность. Он отмечал: «Мы теперь стараемся наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли. Теперь и сценическая постановка (декорация, костюмы, грим) в бытовых пьесах сделала большие успехи и далеко ушла в постепенном приближении к правде» [8, с. 45].
Драматург неустанно повторял, что жизнь богаче всех фантазий художника, что истинный художник ничего не выдумывает, а стремится разобраться в сложных хитросплетениях реальности. «Драматург не выдумывает сюжетов, - говорил Островский, - все наши сюжеты заимствованы. Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. Что случилось драматург не должен придумывать; его дело написать как оно случилось или могло случиться. Тут вся его работа. При обращении внимания на эту сторону, у него явятся живые люди, и сами заговорят» [8, с. 53].