Драматургия А.Н. Островского XIX век

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Пьесы Островского насущно необходимы и актерам, так как продолжают служить для них ничем незаменимой школой сценического мастерства. И вот почему А.А. Яблочкина призывала: «Изычайте, ставьте, играйте пьесы Островского!». Цель данной курсовой работы: рассмотреть драматургию А.И. Островского.

Содержание

Введение 3
1. Русский театр до А.Н. Островского 6
2. Особенности драматического действия пьес А. Н. Островского 10
3. Персонажи пьес А. Н. Островского 15
4. Специфика конфликта в пьесах А. Н. Островского 18
5. Жанровое своеобразие драматургии А. Н. Островского.
Значение в мировой литературе 22
Заключение 24
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

островский МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

            Образ Тихона позволяет  автору проследить стадии нарастания несогласия с Кабанихой. Сцена прощания с мужем становится поворотной в сюжете. Катерина просит Тихона взять ее с собой, надеясь на то, что вдали от свекрови пробудится в муже и в ней самой столь желанное чувство. Она испытывает страх перед возможной изменой. Слова, обращенные к Борису, исполнены надежды, что он является именно тем человеком, который способен спасти ее от постоянных унижений.

            Смирившиеся и бунтующие  персонажи «Грозы» представляют различные варианты несогласия с  традиционным образом жизни, но апофеозом  протеста становится образ Катерины. Сюжетный рисунок ее воспоминаний строится на противопоставлении настоящего и былого. Исполненные лиризма ее рассказы о родительском доме воссоздают поэтические картины природы. Мир освещен богатым воображением девушки, ожидающей счастья, но мечте противопоставляется реальность, которая подавляет все человеческое, живое, чувственное.

            Самоубийство героини, если его рассматривать в аспекте  религиозных доктрин, является смертным грехом. Однако в идейной концепции  пьесы поступок Катерины трактуется как форма протеста, когда жизни во лжи предпочитаются вечные муки ада. Данная этико-философская концепция Островского неоднозначно была воспринята современниками, упрекавшими автора в радикализме сюжетно-тематических решений. В оппозиции к этим взглядам стояла статья Добролюбова, назвавшего «Грозу» «самым решительным произведением Островского» и отметившего особое звучание образа главной героини, получившее широкий резонанс в общественной мысли России.

            Художественное мастерство Островского в изображении жизненных коллизий и характеров делает его драматургию значительным явлением в русской литературе. К особым задачам искусства автор «Грозы» относил принципы историзма и народности, воплощение которых реалистическими способами было для него одним из основных условий художественности. Специфика конфликта произведений драматурга указывает на сознательную корректировку основных проблем времени, отличную от решений, предлагаемых идеологически ангажированными произведениями; доминантные антитезы уступают место подробному исследованию периферийных тем русской общественной жизни. Этим объясняется отсутствие в пьесах Островского четко выраженной идейной позиции и, соответственно, героя-резонера. Художественное изображение столкновений характеров и бытийных концепций воспринимается как пьеса жизни, в которой способ осмысления является производным от содержательности. Этот органический синтез темы и средств ее интерпретации становится одним из основополагающих начал драматургии Островского.

            Развитие конфликта  в драме «Гроза» оформляется несколькими параллельными сюжетными линиями, что указывает на тематическую универсальность происходящего. Особое внимание уделяется женским характерам драмы. Монологически иллюстрируются внутренний мир героинь, их прошлое, сфера устремлений.

            Реалистические принципы обобщения подразумевают и включение в конфликт внесценических персонажей, которые, как и второстепенные образы, вносят дополнительные акценты в развитие действия. Образ Феклуши, к примеру, является гротескным обоснованием абсурда жизни властей предержащих в городе Калинове. Ее рассказы об огненных чудовищах становятся единственным, что связывает «темное царство» с остальным миром. К особым приемам создания реалистического произведения относится насыщенность пьес Островского монологами персонажей, раскрывающими эволюцию индивидуальной мысли. Их неоформленность в диалогической эстетике позволяет автору проследить движение частных идей, не проверяя их на истинность. Именно эта особенность драматургии Островского позволяет вывести содержание пьесы из условности и схематизма идеологических конфликтов на уровень реалистического обобщения.

            Только две пьесы  Островского относятся к жанру  драмы — «Гроза» и «Бесприданница». Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора. Время милосердия и меценатов прошло, утверждает один из главных героев пьесы. Настала эпоха «негоциантов». Жизнь для людей, подобных Паратову, Кнурову, Вожеватову, — «коммерческая сделка». Психологическая мотивация образа усложняется. Островский делает главной героиней драмы дворянку, так как необходимо было показать литературную, возвышенную природу любви Ларисы. Она так же, как и Татьяна Ларина, мечтала о герое «своего романа», но внешний блеск жизни Паратова явился лишь иллюзией истинного счастья. Д. С. Мережковский объясняет, почему Островский изменил главной теме описания купеческой среды. Необходимо было показать поэтическую натуру, для которой чужды законы буржуазного общества; подобный тип не мог родиться в «среде торгашей». А идеалы купеческой дочери очень точно и иронично передал Чехов: «Больше всего на свете, — признается Липочка, — я люблю статных мужчин, имя Роланд и яблочный пирог». Лариса Огудалова — романтическая героиня, она не детерминирована средой и потому чужда миру, где все продается и покупается. Как утверждает драматург, «горячие сердца» способны лишь погубить себя в бессмысленной борьбе с ограниченностью и душевной черствостью, с людьми, неспособными понять красоту. Умирает героиня, но жизнь продолжается, и ее гибель уже не так трагична, как смерть Катерины в «Грозе», поэтому в название пьесы выносится мотив власти денег. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

5 Жанровое своеобразие драматургии А. Н. Островского. Значение в мировой литературе 

     Творчество  его осталось бессмертным, обессмертив  и имя писателя. Жанровое своеобразие  драматургии А. Н. Островского. Значение в мировой литературе

     Своеобразие драматургии Островского, ее новаторство  особенно отчетливо проявляется  в типизации. Если идеи, темы и сюжеты раскрывают оригинальность и новаторство содержания драматургии Островского, то принципы типизации характеров касаются уже и ее художественной изобразительности, ее формы. A. H. Островского, продолжавшего и развивавшего реалистические традиции западно-европейской и отечественной драматургии, привлекали, как правило, не исключительные личности, а обычные, рядовые социальные характеры большей или меньшей типичности. Почти любой персонаж Островского своеобразен. При этом индивидуальное в его пьесах не противоречит социальному. Индивидуализируя своих персонажей, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир. Многие эпизоды пьес Островского являются шедеврами реалистического изображения человеческой психологии. “Островский, — справедливо писал Добролюбов, — умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по содержанию, но внешнею, официальною стороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону” [11]. В умении “подмечать натуру, проникать в глубь души человека, уловлять его чувства, независимо от изображения его внешних официальных отношений”, Добролюбов признавал одно из главных и лучших свойств таланта Островского.

     В работе над характерами Островский непрестанно совершенствовал приемы своего психологического мастерства, расширяя круг используемых красок, усложняя расцветку образов. В самом первом его произведении перед нами яркие, но более или менее однолинейные характеры действующих лиц. Дальнейшие произведения представляют примеры более углубленного и усложненного раскрытия человеческих образов. В отечественной драматургии совершенно закономерно обозначается школа Островского. В нее входят И. Ф. Горбунов, А. Красовский, А. Ф. Писемский, А. А. Потехин, И. Е. Чернышев, М. П. Садовский, Н. Я. Соловьев, П. М. Невежин, И. А. Купчинский. Учась у Островского, И. Ф. Горбунов создал замечательные сцены из мещанско-купеческого и ремесленного быта. Следуя за Островским, А. А. Потехин раскрывал в своих пьесах оскудение дворянства (“Новейший оракул”), хищническую сущность богатевшей буржуазии (“Виноватая”), взяточничество, карьеризм чиновничества (“Мишура”), душевную красоту крестьянства (“Шуба овечья—душа человечья”), появление новых людей демократического склада (“Отрезанный ломоть”). Первая драма Потехина “Суд людской не божий”, появившаяся в 1854 году, напоминает пьесы Островского, написанные под влиянием славянофильства. В конце 50-х и в самом начале 60-х годов в Москве, Петербурге и провинции пользовались большой популярностью пьесы И. Е. Чернышева, артиста Александрийского театра, постоянного сотрудника журнала “Искра”. Эти пьесы, написанные в либерально-демократическом духе, явно подражающие художественной манере Островского, производили впечатление исключительностью основных героев, острой постановкой морально-бытовых вопросов. Например, в комедии “Жених из долгового отделения” (1858) рассказывалось о бедняке, пытавшемся жениться на состоятельной помещице, в комедии “Не в деньгах счастье” (1859) обрисован бездушный хищник-купец, в драме “Отец семейства” (1860) выведен самодур-помещик, а в комедии “Испорченная жизнь” (1862) изображены на редкость честный, добрый чиновник, его наивная жена и бесчестно-вероломный фат, нарушивший их счастье.

     Под влиянием Островского формировались  позднее, в конце XIX и начале XX века, такие драматурги, как А. И. Сумбатов-Южин, Вл. Ив. Немирович-Данченко, С. А. Найденов, Е. П. Карпов, П. П. Гнедич и многие другие.

     Непререкаемый авторитет Островского в качестве первого драматурга страны признавали все прогрессивные деятели литературы. Высоко ценя драматургию Островского как “общенародную”, прислушиваясь к его советам, Л. Н. Толстой прислал ему в 1886 году пьесу “Первый винокур”. Называя Островского “отцом русской драматургии”, автор “Войны и мира” просил его в сопроводительном письме прочитать пьесу и высказать о ней свой “отеческий приговор”. Пьесы Островского, самые прогрессивные в драматургии второй половины XIX века, составляют в развитии мирового драматического искусства шаг вперед, самостоятельную и важную главу. Огромное влияние Островского на драматургию отечественную, славянских и других народов, во многом еще неосознанное, требует серьезных изучений. Но творчество Островского связано не только с прошлым. Оно активно живет и в настоящем. По своему вкладу в театральный репертуар, являющийся выражением текущей жизни, великий драматург — наш современник. Внимание к его творчеству не уменьшается, а увеличивается. Островский еще долго будет привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей гуманистическим и оптимистическим пафосом своих идей, глубокой и широкой обобщенностью своих героев, добрых и злых, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства. 
 

Заключение 

     Островский  выступил в своих пьесах прежде всего  как первоклассный художник-реалист. Л. Лотман отмечает, что «Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности» [16, с. 156]. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни. А. П Чехов, побывав 2 марта 1892 года на ученическом спектакле «Пучина» в Московском Малом театре, сообщал А.С. Суворину» Пьеса удивительная. Последний акт – это нечто такое, чего бы я и за миллион не написал.» [18, с. 332-333].

     Окончательно  порвав с шаблонами классицизма  и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

     Островский  дорог не только читателям, но и зрителям. Создавая пьесы большого этического и эстетического масштаба, драматурги многому могут научиться у Островского. Драматург Б.С. Ромашов справедливо говорит, что Островский являлся для советских драматургов «учителем, который своей блестящей практикой показал, как надо работать драматическому писателю, чтобы его произведения отвечали запросам народа и удовлетворяли требованиям современности» [19, с. 154]. Он отличается чрезвычайной разносторонностью. Им разрабатывались почти все драматические жанры. «В пьесах, прекрасная живопись которых не блекнет от времени, в делается все свежее» [20, с. 15 - 17].

     Не  следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и  дворян, и бедных интеллигентов, и  генералов, и крестьян и т. д. Это  целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

Возврат к ходульной трагедии и чувствительной мелодраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.

     Мастерство  реалиста сказывается у Островского  и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду. Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно’. В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является главнейшим средством юс типизации. Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить.

     Образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.

     В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них  говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. 1ак, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура - Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п. Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в .третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Информация о работе Драматургия А.Н. Островского XIX век