Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:10, реферат

Описание работы

Обращение к лучшим образцам мировой литературы дает все основания утверждать: христианские принципы протяжении веков были и остаются фундаментом, основой цивилизации, культуры и литературы в частности. Особый интерес вызывает поиск литературой форм активной, сознательной, свободной причастности персонажей к христианских представлений о человеке и его призвание. Без обращения к Богу, без духовной энергии, связывающая человеческую душу с Господом, не может быть истинной культуры (соответственно и литературы).

Содержание

Введение-------------------------------------------------------3

Библия и древнерусская литература-----------------5

Библия и литература XVII века------------------------8

Библия и русская литература XIX века------------12

Библия и западная литература XIX века----------28

Библия и литература XX века-------------------------34

Заключение-------------------------------------------------45

Использованная литература------------

Работа содержит 1 файл

Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы.docx

— 112.39 Кб (Скачать)

 

Поклонялся я, Мария,

Красоте Твоей небесной

В странах франков, в их капеллах,

Полных золота, огней,

В полумраке величавом 

Древних рыцарских соборов,

В полумгле стоцветных окон

Сакристий и алтарей.

 

Там, под плитами, почиют

Короли, святые, папы, — 

Имена их полустерты

И в забвении дела.

Там Твой Сын, главой поникший,

Темный ликом, в муках  крестных.

Ты же — в юности нетленной:

Ты, и скорбная, светла.

 

Золотой венец и ризы

Белоснежные — я всюду

Их встречал с восторгом  тайным:

При дорогах, на полях,

Над бурунами морскими,

В шуме волн и криках чаек,

В темных каменных пещерах

И на старых кораблях.

 

Корабли во мраке, в бурях 

Лишь Тобой одной хранимы.

Ты — Звезда морей: со скрипом

Зарываясь в пене их

И огни свои качая,

Мачты стойко держат парус,

Ибо кормчему незримо

Светит свет очей Твоих.

 

Над безумием бурунов 

В ясный день, в дыму прибоя,

Ты цветешь цветами  радуг.

Ночью, в черных пастях гор,

Озаренная лампадой,

Ты, как лилия, белеешь,

Благодатно и смиренно

Преклонив на четки взор.

 

И к стопам Твоим пречистым,

На алтарь Твой в бедной нише

При дорогах меж садами,

Всяк свой дар, приносим мы:

Сирота-служанка — ленту,

Обрученная — свой перстень,

Мать — свои святые слезы 

Запоньяр — свои псалмы.

 

Человечество не помнит,

Как творит оно легенды,

Как им спета Песня Песней — 

Отчего возведена 

На престолы горней славы,

Красоты неизреченной

Позабытая, простая 

Галилейская жена.

 

Человечество, венчая

Властью божеской тиранов,

Обагряя руки кровью

В жажде злата и раба,

И само еще не знает,

Что оно иного жаждет,

Что еще раз к Назарету

Приведет его судьба!

 

Содрогался я от счастья 

У святых его преддверий:

О, Мария, сладко сердцу

Вспоминать и понимать,

Что, блуждая, все мы ищем

Преклониться пред любовью,

Галилейской нищетою 

И сладчайшим словом: Мать.

Это Мать послала Сына:

 

Дай им мир и радость  в мире.

Встань, иди. Скажи, как нежно 

Я люблю свое дитя,

Как устал, как добр Иосиф,

Как он ноющей, дрожащей

Отирает пот рукою,

Улыбаясь и шутя.

 

Расскажи о Назарете,

О простом и бедном быте,

О колодце, где я мыла

Твой заплатанный хитон,

И о том, что, если будешь

Ты хотя владыкой мира,

Багряницы и виссона 

Будет мне дороже он.

 

Вот так история, философия, размышления, путешествия — все  сливается здесь в едином созерцании библейской тайны, которая выражена в великих словах апостола Иоанна: «И Слово стало плотью, и обитало  с нами, полное благодати и истины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Приведённые мной примеры  далеко не все писатели, которые  использовали в своих произведения библейские сюжеты.

В наше время всё больше писателей возвращается к Библии. И каждый из них трактует эту книгу  по своему, и каждый видит своего Христа. Примерами таких писателей служат: Джозеф Хеллер «Видит Бог», Владимир Волкофф «Ангельские хроники» , Джеймс Морроу «Библейские истории для взрослых» , Жозе Сарамаго «Евангилие от Иисуса» .

Говоря об использовании  христианских мотивов, необходимо помнить, что перед нами интерпретация  канонического текста в творчестве того или иного писателя, но никак  не копирование библейских историй  и не попытка какого-либо автора создать своё «Писание».

Интерес к Библии не ослабевает у учёных, философов, писателей на протяжении веков. Необходимость обращения  к Библии, её огромное воспитательное значение подчёркивал Л.Толстой: “Заменить  эту книгу невозможно”. Обращение  к Библии— это вытеснение бездуховности, поразившей общество, возрождение наших  корней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

  1. Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М.: АСТ - Пресс, 2005.

2.  Гаспаров Б.М. Из  наблюдений над мотивной структурой  романа М.Булгакова "Мастер  и Маргарита" //Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе  ХХ в. - М.: Знание, 1993.

3.  Никольский С.В. В  зеркале иронии и сатиры: Скрытые  мотивы и аллюзии в прозе  М.Булгакова // Изв. Рос. АН. Сер.  лит. и яз. 1995. Т. 54, №2.

4.  Петелин В. Жизнь  Булгакова: Дописать раньше, чем  умереть. – М.: Лакдос, 2000.

5.  Соколов Б.В. Булгаковская  энциклопедия. - М.: Просвещение, 1999.

6.  Творчество Михаила  Булгакова: Исследования. Материалы.  Библиография. – СПб.: ВЛАДОС, 2003.

7.  Целкова Л.Н. Мотив//Введение  в литературоведение: Под ред.  Л.В. Чернец.-М.: Академия, 2004.

8. В. Соловьев. Каббала  / Энциклопедический словарь Ф.  Брокгауза и И. Ефрона. Т. 26. СПб, 1891. С 782.

9. Толстой Л. Н. «Соединение,  перевод и исследование четырех  евангелий». В 3-х т. М., 1907.

Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской  литературы. - М.: Наука, 1977. - 320с.

10.  Антонович М. Мистико  - аскетический роман. - В кн.: Антонович  М. Литературно-критические статьи.- М-Л.: Гос литиздат,1961,с.51-72.

11.  Ауэрбах Э. Мимесис.- М.: Прогресс, 1976. - 556с.

12.  Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. писатель, 1963. - 363с.

13. Ф. М. Достоевский  Возвращение человека.- М.: Сов. Россия, 1989.- 558 с. 

14.  Библия Книги Священного  Писания Ветхого и Нового Завета. - М. - 1217 с.

15.  Библейская энциклопедия  в 2 т. - М.: NB-press-Центурион-АПС, 1991. Т. 1. - 496 с.

16.  Библейская энциклопедия  в 2 т. - М.: NB-press-Центурион-АПС, 1991. Т. 2. - 400 с.

17.  Новая толковая Библия  в 12 т. - Л.: Искусство, 1991. Т. 1.- 395 с.

18. Христианство. Словарь. - М.: Республика, 1994. - 557с.

19. Самарин Р.М. Мильтон  в годы Реставрации// История всемирной  литературы: В 9 т. Т.4. – М.: Наука, 1987.

20.  История зарубежной  литературы XVIII в./ Под ред. Р.М.  Самарина, В.П. Неустроева. - М.: Высшая  школа, 1974..

21.  Мильтон Дж. Потерянный  рай (пер. Арк. Штейнберга)/ (БВЛ,  серия 1, Т.45). – М.: «Худ. лит., 1976.

22.  Честертон Г. Хорошие  сюжеты, испорченные великими писателями // Честертон Г. Писатель в газете. – М.: Прогресс, 1984. – С. 282-284.

23.  Лессинг Г.Э. Лаокоон,  или О границах живописи и  поэзии. – М., 1957.

24.  История зарубежной  литературы XVIII в. /Под ред. Р.М.  Самарина, В.П. Неустроева. - М.: Изд-во  Московского ун-та, 1974.

25.  Шелли П.Б. Защита  поэзии// Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты (пер. З.Е. Александровой). – М.: “Наука”, 1972 (АН СССР “Лит. памятники”).

26.  Шелли П.Б. О Дьяволе  и дьяволах// Там же. – С.402-404.

27.  Белинский В. Взгляд  на русскую литературу 1847 г.// Собр. соч.: В 9 т. – М., 1976-1983. – Т.9.

 


Информация о работе Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы