Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:10, реферат
Обращение к лучшим образцам мировой литературы дает все основания утверждать: христианские принципы протяжении веков были и остаются фундаментом, основой цивилизации, культуры и литературы в частности. Особый интерес вызывает поиск литературой форм активной, сознательной, свободной причастности персонажей к христианских представлений о человеке и его призвание. Без обращения к Богу, без духовной энергии, связывающая человеческую душу с Господом, не может быть истинной культуры (соответственно и литературы).
Введение-------------------------------------------------------3
Библия и древнерусская литература-----------------5
Библия и литература XVII века------------------------8
Библия и русская литература XIX века------------12
Библия и западная литература XIX века----------28
Библия и литература XX века-------------------------34
Заключение-------------------------------------------------45
Использованная литература------------
Поклонялся я, Мария,
Красоте Твоей небесной
В странах франков, в их капеллах,
Полных золота, огней,
В полумраке величавом
Древних рыцарских соборов,
В полумгле стоцветных окон
Сакристий и алтарей.
Там, под плитами, почиют
Короли, святые, папы, —
Имена их полустерты
И в забвении дела.
Там Твой Сын, главой поникший,
Темный ликом, в муках крестных.
Ты же — в юности нетленной:
Ты, и скорбная, светла.
Золотой венец и ризы
Белоснежные — я всюду
Их встречал с восторгом тайным:
При дорогах, на полях,
Над бурунами морскими,
В шуме волн и криках чаек,
В темных каменных пещерах
И на старых кораблях.
Корабли во мраке, в бурях
Лишь Тобой одной хранимы.
Ты — Звезда морей: со скрипом
Зарываясь в пене их
И огни свои качая,
Мачты стойко держат парус,
Ибо кормчему незримо
Светит свет очей Твоих.
Над безумием бурунов
В ясный день, в дыму прибоя,
Ты цветешь цветами радуг.
Ночью, в черных пастях гор,
Озаренная лампадой,
Ты, как лилия, белеешь,
Благодатно и смиренно
Преклонив на четки взор.
И к стопам Твоим пречистым,
На алтарь Твой в бедной нише
При дорогах меж садами,
Всяк свой дар, приносим мы:
Сирота-служанка — ленту,
Обрученная — свой перстень,
Мать — свои святые слезы
Запоньяр — свои псалмы.
Человечество не помнит,
Как творит оно легенды,
Как им спета Песня Песней —
Отчего возведена
На престолы горней славы,
Красоты неизреченной
Позабытая, простая
Галилейская жена.
Человечество, венчая
Властью божеской тиранов,
Обагряя руки кровью
В жажде злата и раба,
И само еще не знает,
Что оно иного жаждет,
Что еще раз к Назарету
Приведет его судьба!
Содрогался я от счастья
У святых его преддверий:
О, Мария, сладко сердцу
Вспоминать и понимать,
Что, блуждая, все мы ищем
Преклониться пред любовью,
Галилейской нищетою
И сладчайшим словом: Мать.
Это Мать послала Сына:
Дай им мир и радость в мире.
Встань, иди. Скажи, как нежно
Я люблю свое дитя,
Как устал, как добр Иосиф,
Как он ноющей, дрожащей
Отирает пот рукою,
Улыбаясь и шутя.
Расскажи о Назарете,
О простом и бедном быте,
О колодце, где я мыла
Твой заплатанный хитон,
И о том, что, если будешь
Ты хотя владыкой мира,
Багряницы и виссона
Будет мне дороже он.
Вот так история, философия, размышления, путешествия — все сливается здесь в едином созерцании библейской тайны, которая выражена в великих словах апостола Иоанна: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины».
Заключение
Приведённые мной примеры далеко не все писатели, которые использовали в своих произведения библейские сюжеты.
В наше время всё больше писателей возвращается к Библии. И каждый из них трактует эту книгу по своему, и каждый видит своего Христа. Примерами таких писателей служат: Джозеф Хеллер «Видит Бог», Владимир Волкофф «Ангельские хроники» , Джеймс Морроу «Библейские истории для взрослых» , Жозе Сарамаго «Евангилие от Иисуса» .
Говоря об использовании христианских мотивов, необходимо помнить, что перед нами интерпретация канонического текста в творчестве того или иного писателя, но никак не копирование библейских историй и не попытка какого-либо автора создать своё «Писание».
Интерес к Библии не ослабевает у учёных, философов, писателей на протяжении веков. Необходимость обращения к Библии, её огромное воспитательное значение подчёркивал Л.Толстой: “Заменить эту книгу невозможно”. Обращение к Библии— это вытеснение бездуховности, поразившей общество, возрождение наших корней.
Использованная литература:
2. Гаспаров Б.М. Из
наблюдений над мотивной
3. Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры: Скрытые мотивы и аллюзии в прозе М.Булгакова // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995. Т. 54, №2.
4. Петелин В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. – М.: Лакдос, 2000.
5. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М.: Просвещение, 1999.
6. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. – СПб.: ВЛАДОС, 2003.
7. Целкова Л.Н. Мотив//Введение в литературоведение: Под ред. Л.В. Чернец.-М.: Академия, 2004.
8. В. Соловьев. Каббала / Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Т. 26. СПб, 1891. С 782.
9. Толстой Л. Н. «Соединение,
перевод и исследование
Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука, 1977. - 320с.
10. Антонович М. Мистико
- аскетический роман. - В кн.: Антонович
М. Литературно-критические
11. Ауэрбах Э. Мимесис.- М.: Прогресс, 1976. - 556с.
12. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. писатель, 1963. - 363с.
13. Ф. М. Достоевский Возвращение человека.- М.: Сов. Россия, 1989.- 558 с.
14. Библия Книги Священного
Писания Ветхого и Нового
15. Библейская энциклопедия в 2 т. - М.: NB-press-Центурион-АПС, 1991. Т. 1. - 496 с.
16. Библейская энциклопедия в 2 т. - М.: NB-press-Центурион-АПС, 1991. Т. 2. - 400 с.
17. Новая толковая Библия в 12 т. - Л.: Искусство, 1991. Т. 1.- 395 с.
18. Христианство. Словарь. - М.: Республика, 1994. - 557с.
19. Самарин Р.М. Мильтон в годы Реставрации// История всемирной литературы: В 9 т. Т.4. – М.: Наука, 1987.
20. История зарубежной литературы XVIII в./ Под ред. Р.М. Самарина, В.П. Неустроева. - М.: Высшая школа, 1974..
21. Мильтон Дж. Потерянный рай (пер. Арк. Штейнберга)/ (БВЛ, серия 1, Т.45). – М.: «Худ. лит., 1976.
22. Честертон Г. Хорошие
сюжеты, испорченные великими
23. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957.
24. История зарубежной литературы XVIII в. /Под ред. Р.М. Самарина, В.П. Неустроева. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1974.
25. Шелли П.Б. Защита
поэзии// Шелли П.Б. Письма. Статьи.
Фрагменты (пер. З.Е.
26. Шелли П.Б. О Дьяволе и дьяволах// Там же. – С.402-404.
27. Белинский В. Взгляд на русскую литературу 1847 г.// Собр. соч.: В 9 т. – М., 1976-1983. – Т.9.
Информация о работе Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы