Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:31, реферат
Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю, пожалуй, едва знаком. Жизненная судьба Алексея Алексеевича Перовского - таково его настоящее имя - по скудости сохранившихся сведений известна нам лишь в самых общих очертаниях: человек блестящий и всесторонне образованный, напоминавший прекрасным своим обликом и лёгкой хромотой Байрона, влиятельный сановник, друг Пушкина, Вяземского, Жуковского...
С
поникшею головою, с
спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу!
Когда через несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман...
конопляного зернышка в нем не было! Алеша горько заплакал, чувствуя, что
потерял его невозвратно!
Ввечеру, когда другие дети пришли спать, он также лег в постель, но
заснуть никак не мог! Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он
решительно принял намерение исправиться, хотя чувствовал, что конопляное
зернышко возвратить невозможно!
Около полуночи пошевелилась опять простыня у соседней кровати... Алеша,
который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза... он боялся увидеть
Чернушку! Совесть его мучила. Он вспомнил, что еще вчера ввечеру так
уверительно говорил Чернушке, что непременно исправится, - и вместо того...
Что он ей теперь скажет?
Несколько времени лежал он с закрытыми глазами. Ему слышался шорох от
поднимающейся простыни... Кто-то подошел к его кровати - и голос, знакомый
голос, назвал его по имени:
- Алеша, Алеша!
Но он стыдился открыть глаза, а между тем слезы из них катились и текли
по его щекам...
Вдруг кто-то дернул за одеяло. Алеша невольно проглянул: перед ним
стояла Чернушка - не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с
зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке, точно, как он видел ее в
подземной зале.
- Алеша! - сказал министр. - Я вижу, что ты не спишь... Прощай! Я
пришел с тобою проститься, более мы не увидимся!
Алеша громко зарыдал.
- Прощай! - воскликнул он. - Прощай! И, если можешь, прости меня! Я
знаю, что виноват перед тобою; но я жестоко за то наказан!
- Алеша! - сказал сквозь слезы министр. - Я тебя прощаю; не могу
забыть, что ты спас жизнь мою, и все тебя люблю, хотя ты сделал меня
несчастным, может быть, навеки!.. Прощай! Мне позволено видеться с тобою на
самое короткое время. Еще в течение нынешней ночи король с целым народом
своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все
проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так
покойно!
Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку,
он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то
необыкновенный звук поразил его слух.
- Что это такое? - спросил он с изумлением. Министр поднял обе руки
кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотой цепью. Он ужаснулся!..
- Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, - сказал
министр с глубоким вздохом, - но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не
могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся
исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в
последний раз!
Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать.
- Чернушка, Чернушка! - кричал ему вслед Алеша, но Чернушка не
отвечала.
Всю ночь он не мог сомкнуть глаз ни на минуту. За час перед рассветом
послышалось ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил к
полу ухо и долго слышал стук маленьких колес и шум, как будто множество
маленьких людей проходило. Между шумом этим слышен был также плач женщин и
детей и голос министра Чернушки, который кричал ему:
- Прощай, Алеша! Прощай навеки!
На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на
полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором,
который объявил, что у него сильная горячка.
Недель через шесть Алеша, с помощью Божиею, выздоровел, и все
происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни
товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании,
которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался
быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали
ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог
выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не
задавали.
Урок литературы в 5 классе.
Тема: «А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки»
Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
Задачи урока:
- познакомить
учащихся с личностью А.
- показать, в
чем нравоучительный смысл
- повторить знания учащихся о сказке;
- развивать умение
грамотно и полно давать
- развивать умение
обобщать проанализированный
- продолжить
формирование умения
- духовно –
нравственное воспитание
Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.
Ход урока
Откройте тетради, запишите число и тему: «Анатолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки».
Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Эта пословица известна каждому. Как ее следует понимать?
Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эту пословицу? (Формулирование учащимися целей урока)
Что такое сказка?
4. Слово учителя.
-
Народная сказка сыграла
Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков - Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..
- Со сказками
этих писателей вы
- Что вы знаете об авторе этой сказки?
5. Сообщение о писателе (индивидуальное задание).
Примерный текст.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось "Погорельцы", и это имя стало связано с ним навсегда. / О его жизни нам известно мало. Известно, что во время Отечественной войны с французами Алексей Перовский был боевым офицером. Он участвовал в ожесточенных сражениях, увлекая за собой друзей боевым кличем: "Пусть хоть тысяча французов!.. "Конь уносил его от смерти, пуля и сабля не могли настичь. К началу войны он уже хромал, так что близкие и друзья не были уверены, возьмут ли его в армию. И уже тогда были у него, как можно догадаться по письмам современников, мгновенные переходы к печали, иногда даже посреди безудержного веселья, так свойственного ему. Оказывается, хромота и приступы тоски выплывают из самого детства, странным образом связаны между собой.
Алексей Перовский
был сыном екатерининского
Вспомним в
сказке его о черной курице и подземных
жителях такие строки: "... Когда
наставала суббота и все
Семейное предание утверждает, что Алеша Перовский бежал из пансиона. Бежал, должно быть, в минуту, когда пансион показался хуже тюрьмы. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота. Может быть, он забрался на забор и упал. Памятью о побеге, о детском одиночестве остались неожиданные приступы тоски и печальная нежность к детям. Сказка появилась, чтобы рассеять одиночество племянника. Тот тоже жил в пансионе на окраине Петербурга. Любимым его занятием тоже было смотреть в круглые дырочки забора, ограждавшего двор пансиона. Два таланта жили в Алексее Перовском: талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, и произошло чудо рождения сказки. А позднее племянник Погорельского стал известным писателем Алексеем Константиновичем Толстым...
Слово учителя.
В 1836 году Алексей Алексеевич Перовский тяжело заболел, поехал за границу, на юг, но не добрался до спасительного солнца и умер в пути. В предсмертном бреду он повторял: "Света, света... "Этим светом осталась для нас сказка "Черная курица".
Беседа.
- Эта сказка
написана очень давно: впервые
она была напечатана в 1829 году,
180 лет назад. Но до сих пор
дети и взрослые с
6. Тест на знание текста.
Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.
1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?
а) Москва
б) Петербург
в) Тверь
2. Что являлось
для Алёши наибольшим
а) чтение книг