Антоний Погорельский

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю, пожалуй, едва знаком. Жизненная судьба Алексея Алексеевича Перовского - таково его настоящее имя - по скудости сохранившихся сведений известна нам лишь в самых общих очертаниях: человек блестящий и всесторонне образованный, напоминавший прекрасным своим обликом и лёгкой хромотой Байрона, влиятельный сановник, друг Пушкина, Вяземского, Жуковского...

Работа содержит 1 файл

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю.docx

— 166.81 Кб (Скачать)

В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями  по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем  Пушкиным, который очень ценил  его добрую душу.

Наступил 1812 год, и  Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым  боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

Он вернулся в Петербург  в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились  так, что на его попечении оказалась  сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более  — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

Сначала, в 1825 году, в  петербургском журнале "Новости  литературы" он опубликовал —  под псевдонимом "Антоний Погорельский" — "Лафертовскую маковницу”. Тремя  годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные  жители”, а потом к творческому  багажу добавится и роман “Монастырка”.

Литературное наследие писателя невелико, однако и оно  едва изучено. Архив его почти  бесследно исчез, беспечно предоставленный  писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий  его имением, страстный гурман, извёл  бумаги своего патрона на любимое  кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

Погорельский написал  несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная  курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал  Погорельскому, как, гуляя на пансионатском  дворе, он подружился с курицей, как  спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером  Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Летом 1836 года А.А.Перовский  для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в  Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные  жители”, повзрослев, сам стал замечательным  и знаменитым писателем. Это Алексей  Константинович Толстой.

4. Литературная викторина  (слайд 13-33)

Вопрос Ответ
Назовите  настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского. Алексей Алексеевич Перовский
Какие достопримечательности  упоминаются в начале повести  Антония Погорельского “Чёрная  курица, или подземные жители”? Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
Назовите  имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
Как назывались спальные комнаты для мальчиков  в XIX веке? Дортуары
Во время  праздничного обеда в честь директора  на десерт было подано много вкусных  блюд, в том числе бергамоты. Что  это такое? Сорт груш
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное  королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
“Тут она  закудахтала странным голосом, и  вдруг, откуда ни возьмись, появились  маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”? Подсвечники
Какие животные находились в королевском зверинце? Большие крысы, кроты, хорьки
Чем были усыпаны  дорожки в подземном королевстве? Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
“Деревья  также показались Алёше отменно  красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые  и лиловые. Когда посмотрел оно  на них со вниманием, то увидел, что  это…” Это был разного  рода мох

5. Анализ сказки  А.Погорельского  “Чёрная курица, или подземные  жители”. Беседа  с учащимися (Слайды 34-41)

– Расскажите о жизни  Алёши в пансионе (словесное рисование  или пересказ текста)

(“…в  том пансионе находился  один мальчик,  по имени Алёша,  которому тогда  было не более  9 или 10 лет. Алёша  был мальчик умненький,  миленький, учился  хорошо, и все его  любили и ласкали.  Однако, несмотря  на то, ему часто  скучно бывало  в пансионе, а иногда  даже и грустно…Дни  учения для него  проходили скоро  и приятно, но  когда наставала  суббота и все  товарищи его спешили  домой к родным, тогда Алёша горько  чувствовал своё  одиночество. По  воскресеньям и  праздникам он  весь день оставался  один, и тогда единственным  утешением его  было чтение книг. Алёша знал уже  наизусть деяния  славнейших рыцарей.  Любимое его занятие  в длинные зимние  вечера, по воскресеньям  и другим праздничным  дням было мысленно  переноситься в  старинные, давно  прошедшие веки…Другое  занятие Алёши  состояло в том,  чтобы кормить  курочек, которые  жили около забора. Между курами он  особенно любил  чёрную хохлатую, названную Чернушкою.  Чернушка была  к нему ласковее  других; она даже  иногда позволяла  себя гладить,  и поэтому Алёша  лучшие кусочки  приносил ей”,  стр. 46-49).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении  спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

(Разница  в том, что Антоний  Погорельский в  сказке показывает, как Алёша просит  кухарку Тринушку  не резать курицу. В мультфильме  сцена спасения  представлена по-другому:  неожиданно налетает  коршун, Алёша смело  бросается с палкой  на него и отбивает  Чернушку).

– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше  свою тайну?

(Алёша  был добрым мальчиком.  Чернушка хотела  отблагодарить мальчика  за спасение её  жизни. Чернушке, наверное, хотелось  сделать жизнь  Алёши интересней  и познавательней).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие  интересные деревья росли в сказочном  саду?

(Были  деревья, плоды  которого могли  сделать человека  мудрым; на другом  дереве созревали  семена доброты;  росло дерево здоровья).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что  изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

(“С  трепетом подошёл  он к учителю,  открыл рот, сам  ещё не зная, что  сказать, и –  безошибочно, не  останавливаясь, проговорил  заданное. В продолжение  нескольких недель  учители не могли  нахвалиться Алёшею. Все уроки без  исключения знал  он совершенно, все  переводы с одного  языка на другой  были без ошибок, так что не могли  надивиться чрезвычайным  его успехам. Он  много стал думать, важничал перед  другими мальчиками  и вообразил, что  он гораздо лучше  и умнее всех  их. Нрав Алёши  от этого совсем  испортился: из доброго,  милого и скромного  мальчика он сделался  гордый и непослушный.  Алёша сделался  страшный шалун.  Не имея нужды  твердить уроков, которые ему задавали, он в то время,  когда другие дети  готовились к классам,  занимался шалостями,  и эта праздность  ещё более портила  его нрав. Тогда,  когда он был  доброе и скромное  дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался  он наказанию,  то все о нём  жалели, и это служило  ему утешением.  Но теперь никто  не обращал на  него внимания: все  с презрением на  него смотрели  и не говорили  с ним ни слова”. Стр. 75-80)

– Почему похвала  вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(“Внутренний  голос ему говорил,  что он не заслуживает  этой похвалы,  потому что урок  этот не стоит  ему никакого труда.  Алёша внутренне  стыдился этим  похвалам: ему совестно  было, что поставляли  его в пример  товарищам, тогда  как он вовсе  того не заслуживал. Совесть часто  его в том упрекала, и внутренний голос  ему говорил: “Алёша, не гордись! Не  приписывай самому  себе того, что  тебе не принадлежит;  благодари судьбу  за то, что она  тебе доставила  выгоды против  других детей,  но не думай,  что ты лучше  их. Если не исправишься,  то никто тебя  любить не будет,  и тогда ты, при  всей своей учёности, будешь самое несчастное  дитя!” Стр. 75-76)

– Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

(“Не  полагай, что так  легко исправиться  от пороков, когда  они взяли над  нами верх. Пороки  обыкновенно входят  в дверь, а выходят  в щёлочку, и  потому, если хочешь  исправиться, то  должен беспрестанно  и строго смотреть  за собой”. Стр. 81)

– Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

(Да. И Чернушка, и учитель  сходятся в единстве, что праздность  развращает человека, труд– это условие  нравственной красоты  человека. “Чем более  вы от природы  имеете способностей  и дарований, тем  скромнее и послушнее  вы должны быть. Не для того  Бог дал вам  ум, чтобы вы во  зло его употребляли”. Стр. 84)

– Почему Алёша предал Чернушку?

(Он  испугался наказания). Просмотр фрагмента  мультипликационного  фильма.

– Сказка завершается  трагично. Жители подземного королевства  ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного  фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша  исправится?

(Да. Только верящий  может сказать  так: “Я тебя  прощаю; не могу  забыть, что ты  спас жизнь мою,  и всё тебя люблю…Одним  ты можешь меня  утешить в моём  несчастии: старайся  исправиться и  будь опять таким  же добрым мальчиком,  как был прежде”.  Стр.86-88)

– Исправился ли Алёша?

(Да. Он “старался  быть послушным,  добрым, скромным  и прилежным. Все  его снова полюбили  и стали ласкать,  и он сделался  примером для своих  товарищей”. Стр. 88)

– Выводы. Запись в  тетради.

Книга напоминает нам о  главном: все мы в  душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь  быть благодарными, ответственными, заслужить  любовь и уважение других – для всего  этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить  не только нам, но и  тем, кого мы любим  и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти  только однажды, и  надо быть достойными его...

Нравственные  уроки жизни

  • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
  • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
  • Надо быть строгим к себе.

6. Психолого-педагогическая  ситуация (учащиеся  работают на листочках  в классе).

Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир  подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили  бы Вы?

Ответы  учащихся:

Счастья.

Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье –  это самое главное. (3 человека).

Я бы попросил, чтобы  никогда не было зимы.

Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

7. Работа с иллюстрациями  учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки  изображён на рисунке.  Почему выбран  именно этот фрагмент.

Информация о работе Антоний Погорельский