Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:31, реферат
Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю, пожалуй, едва знаком. Жизненная судьба Алексея Алексеевича Перовского - таково его настоящее имя - по скудости сохранившихся сведений известна нам лишь в самых общих очертаниях: человек блестящий и всесторонне образованный, напоминавший прекрасным своим обликом и лёгкой хромотой Байрона, влиятельный сановник, друг Пушкина, Вяземского, Жуковского...
увидел, что совет министра был небесполезен. Палка начала под ним
увертываться и манежиться, как настоящая лошадь, и он насилу мог усидеть.
Между тем затрубили в рога, и охотники пустились скакать во всю прыть
по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алеша от них не
отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешеную палку свою... Вдруг из одного
бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алеша
никогда не видывал; они хотели пробежать мимо; но когда министр приказал их
окружить, то они остановились и начали защищаться храбро. Несмотря, однако,
на то, они были побеждены мужеством и искусством охотников. Восемь крыс
легли на месте, три обратились в бегство, а одну, довольно тяжело раненную,
министр велел вылечить и отвесть в зверинец. По окончании охоты Алеша так
устал, что глазки его невольно закрывались. При всем том ему хотелось о
многом поговорить с Чернушкою, и он попросил позволения возвратиться в залу,
из которой они выехали на охоту. Министр на то согласился; большою рысью
поехали они назад и по прибытии в залу отдали лошадей конюхам, раскланялись
с придворными и охотниками и сели друг против друга на принесенные им
стулья.
- Скажи, пожалуйста, - начал Алеша, - зачем вы убили бедных крыс,
которые вас не беспокоят и живут так далеко от вашего жилища?
- Если б мы их не истребляли, - сказал министр, - то они вскоре бы нас
выгнали из комнат наших и истребили бы все наши съестные припасы. К тому же
мышьи и крысьи меха у нас в высокой цене по причине их легкости и мягкости.
Одним знатным особам дозволено их у нас употреблять.
- Да расскажи мне, пожалуйста, кто вы таковы? - продолжал Алеша.
- Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш? -
отвечал министр. - Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали
примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям.
Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у
нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в
тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и
идти далеко- далеко, в другие страны. Ты легко представить себе можешь, что
королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым
народом переселиться в неизвестные земли. И поэтому убедительно тебя прошу
быть как можно скромнее; ибо в противном случае ты нас всех сделаешь
несчастными, а особливо меня. Из благодарности я упросил короля призвать
тебя сюда; но он никогда мне не простит, если по твоей нескромности мы
принуждены будем оставить этот край...
- Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем о вас
говорить, - прервал его Алеша. - Я теперь вспомнил, что читал в одной книжке
о гномах, которые живут под землею. Пишут, что в некотором городе очень
разбогател один сапожник в самое короткое время, так что никто не понимал,
откуда взято его богатство. Наконец как-то узнали, что он шил сапоги и
башмаки для гномов, плативших ему за то очень дорого.
- Быть может, что это правда, - отвечал министр.
- Но, - сказал ему Алеша, - объясни мне, любезная Чернушка, отчего ты,
будучи министром, являешься в свет в виде курицы и какую связь имеете вы со
старушками-голландками?
Чернушка,
желая удовлетворить его
ему подробно о многом, но при самом начале ее рассказа глаза Алешины
закрылись, и он крепко заснул. Проснувшись на другое утро, он лежал в своей
постеле. Долго не мог он опомниться и не знал, что ему делать...
Чернушка и министр, король и рыцари, голландки и крысы - все это
смешалось у него в голове, и он насилу мысленно привел в порядок все
виденное им в прошлую ночь. Вспомнив, что король подарил ему конопляное
зерно, он поспешно бросился к своему платью и действительно нашел в кармане
бумажку, в которой завернуто было конопляное семечко. "Увидим, - подумал он,
- сдержит ли свое слово король! Завтра начнутся классы, а я еще не успел
выучить всех своих уроков".
Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить
наизусть несколько страниц из Шрековой всемирной истории, а он не знал еще
ни одного слова!
Настал
понедельник, съехались
часов до двенадцати преподавал историю сам содержатель пансиона. У Алеши
сильно билось сердце... Пока дошла до него очередь, он несколько раз
ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным зернышком... Наконец его
вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что
сказать, и - безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель
очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием,
которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему
говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит
ему никакого труда.
В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею.
Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на
другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его
успехам. Алеша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что
поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.
В
течение этого времени
что Алеша, особливо в первые недели после получения конопляного зернышка, не
пропускал почти ни одного дня без того, чтобы ее не звать, когда ложился
спать. Сначала он очень о том горевал, но потом успокоился мыслию, что она,
вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же похвалы,
которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней
вспоминал.
Между тем слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по
целому Петербургу. Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и
любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо через него пансион вошел в
славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб
он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как
Алеша. Вскоре пансион так наполнился, что не было уже места для новых
пансионеров, и учитель с учительшею начали помышлять о том, чтоб нанять дом,
гораздо пространнейший того, в котором они жили.
Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что
вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец
самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми
его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками
и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алеши от этого
совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался
гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос
ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе
принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против
других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто
тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое
несчастное дитя!"
Иногда
он и принимал намерение
так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня
становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили.
Притом Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков,
которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам,
занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав. Наконец он
так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о
средствах к исправлению такого дурного мальчика и для того задавал ему уроки
вдвое и втрое большие, нежели другим; но и это нисколько не помогало. Алеша
вовсе не учился, а все-таки знал урок с начала до конца, без малейшей
ошибки.
Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть
страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот
день будет смирнее.
Куда! Наш Алеша и не думал об уроке! В этот день он нарочно шалил более
обыкновенного, и учитель тщетно грозил ему наказанием, если на другое утро
не будет он знать урока. Алеша внутренне смеялся этим угрозам, будучи
уверен, что конопляное
семечко поможет ему
На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из
которой был задан урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить
заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель
не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то, что вовсе накануне не
твердил урока, смело встал с скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не
сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную
способность;
он раскрыл рот... и не мог выговорить ни слова!
- Что же вы молчите? - сказал ему учитель. - Говорите урок.
Алеша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои
руки, слезы у него от страха навернулись на глазах... Все тщетно! Он не мог
выговорить ни одного слова, потому что, надеясь на конопляное зерно, он даже
и не заглядывал в книгу.
- Что это значит, Алеша? - закричал учитель. - Зачем вы не хотите
говорить?
Алеша сам не знал, чему приписать такую странность, всунул руку в
карман, чтоб ощупать семечко... Но как описать его отчаяние, когда он его не