Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 15:59, реферат
В 1982 г. в Оксфорде сэр Исайя Берлин так заключил свои записки об Ахматовой: «Легенда её жизни и её непреклонного тихого сопротивления всему, что она считала унижающим собственную страну и себя, сделала её фигурой не только русской словесности, но всей российской истории нашего столетия».
Введение………………………………………………………………………………..3
II. Основная часть:
1. «Мне дали имя при крещенье – Анна»…………………………………………. 4
2. «Муза плача, муза праздника»………………………………………………….. 7
3. «Перед этим горем гнутся горы»………………………………………………...19
III. Заключение…………………………………………………………………………...22
IV. Список литературы…………………………………………………………………..23
И таинственный песенный дар —
То же национальное и христианское восприятие войны — в стихах 1941—1945 годов. «Жизнь свою за други своя» кладут «внуки, братики, сыновья»; в колоннах ленинградцев «для Бога мертвых нет», а самому Ленинграду поэтесса посвящает «Причитание»:
В поле зеленом
Новая эпоха, пришедшая после революции, воспринималась Ахматовой как трагическое время потерь и разрушений, символами которых становятся ворон и крест. Свое предназначение Ахматова видит теперь в том, чтобы до конца разделить судьбу родины, и отказывается от эмиграции:
Оставь свой край глухой и грешный,
(«Мне голос был...»).
Печаль Музы порождается трагической
участью поэта, вобравшего в себя и муки
современности, и всю скорбь мира: «Во
мне печаль, которой царь Давид // По-царски
одарил тысячелетья». Эпоха придает голосу
Музы новый диапазон — Муза становится
национальным голосом вдов, сирот и матерей:
«Над ребятами стонут солдатки, // Вдовий
плач по деревне стоит». Трагическая судьба
поколения, пережившего революцию, гражданскую
войну, коллективизацию и другие социальные
катаклизмы, нашла своё поэтическое выражение
в поэме «Реквием».
В
разделе «Вместо предисловия» Анна Андреевна описала случай, происшедший с ней в «тюремной очереди» в 1938 году. Тогда соседка по очереди спросила поэтессу:
— А это вы можете описать?
— Могу.
«Реквием» в то время уже сложился и ждал только времени, чтобы появиться на свет.
Поэма Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» раскрывает всю глубину народного горя в России периода репрессий. В поэме победным голосом звучит вера в торжество здравого смысла и человечности. Ахматова знает, что с годами справедливость будет восстановлена, потому что народное терпение имеет свои границы, а страну в целом невозможно уничтожить, как нельзя запугать и её народ.
Примером великой самоотверженности была и сама Анна Андреевна, которая писала «Реквием» в то самое время, когда за каждую из написанных строчек её могли арестовать. Её не остановили ни обыски, ни страх за близких, ни понимание всей тяжести положения России в тот момент. Друзья Ахматовой выучили стихотворения из поэмы наизусть, хранили их в памяти, потому что на бумаге эти строки были смертным приговором.
Страшные слова проклятия тирании звучат жестко и гневно в стихотворениях А. Ахматовой. Она излагает события, оставляя на суд потомкам всё, происходило в стране в тот момент.
Анна Ахматова прожила долгую и трудную жизнь вместе со своим народом, её судьба даже для нашего жестокого века особенно трагична. В 1921 году был расстрелян её муж, поэт Николай Гумилев. Её сыну Льву по ложному обвинению был вынесен смертный приговор, заменённый потом лагерями. Это к сыну на свидание или с передачей стояла Анна Андреевна в длинных «тюремных очередях». Почти 20 лет провел Лев Николаевич в сталинских лагерях.
Поэма «Реквием» — одно из лучших произведений, посвящённых судьбе народа в условиях тоталитарного государства. В эпиграфе к поэме Ахматова подчеркивает единство своей судьбы с судьбами миллионов русских людей:
Поэма «Реквием» — выражение беспредельного народного горя. Страдания народа и лирической героини сливаются. Жестокие репрессии коснулись почти каждой семьи в стране. Горе человека переплетается со страданием всей страны. Огромная очередь около тюрьмы, шёпот людей, давно отвыкших говорить в полный голос:
Перед глазами читателя встаёт образ «безвинной Руси», истоптанной кровавыми сапогами палачей. Искалеченные жизни людей, истерзанные — вот главная тема произведения.
Это поэма о всеобщей боли, исповедь несчастной женщины. Образ страдающей матери — символ всей страны, стонущей и со страхом ждущей казни это ужасное время, когда человек уподобился зверю, а детей истязают на глазах родителей:
Тема страдающих женщин, матерей звучит в поэме зовом к справедливости. Ахматова пишет, что перенесла это горе вместе с ними, стоя в тюремных очередях в Ленинграде. Её страдание стало частью общей народной боли. В этом особенность ахматовского отношения к России. Она говорит от имени всей страны по праву матери, переживая за Родину так, как может переживать только мать.
А обо всех, кто там стоял со мною
Умирает человеческая душа, каменеет сердце, не выдержав ужаса этой жизни. Сама смерть уже воспринимается как избавление от мук, она не страшная, а «простая и чудная». Ахматова обращается к смерти, призывая её прийти, со словами:
Безумие постепенно охватывает несчастную женщину, которая не может долго сопротивляться. Безумием была вся жизнь людей в те мрачные годы, но самая ужасная судьба выпала на долю Матери. Именно так, с большой буквы, пишет Анна Ахматова это слово в главе «Распятие»
«Реквием» Анны Ахматовой — это приговор режиму, пресекающему всякую человеческую свободу, ломающему судьбы. Поэма обращена в будущее, в то время, когда будут осуждены те, кто терзал страну в «годы ежовщины»:
Там тюремный тополь качается,
При чтении этой поэмы охватывают гнев и тоска. Поэма написана простым языком с использованием большого арсенала художественных средств. Интересно, что Ахматова практически не пользуется гиперболой. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их просто нет нужды. Использованные поэтессой эпитеты вызывают смертельный ужас перед насилием: «тоска смертельная», шаги солдат — «тяжелы», «Русь безвинная». Часто употребляется эпитет «каменный». Много в поэме метафор. «Перед этим горем гнутся горы», «звёзды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». В произведении использовано много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Удивительны комбинации и сочетания их. Всё это вместе создаёт мощную симфонию чувств и переживаний.
Анна Андреевна Ахматова верила, что настанет
день, когда палачам предстоит держать
ответ за их преступления перед русским
народом, перед их семьями и женами, перед
всеми, кого отдали на поругание и мучения
по воле тирании, царившей в России тех
времён. История доказала правоту Ахматовой.
И своим «Реквиемом» Ахматова сама воздвигла
лучший памятник бесчисленным жертвам
сталинского террора. Эта поэма стала
частью истории русского народа.
В
результате анализа своего материала я пришла к выводу, что творчество Анны Ахматовой является золотом поэзии серебряного века. Ее стихи глубоко искренни, в них поэтесса описывает личные переживания, выражает страх за судьбу своей любимой Родины. Жизнь Анны Андреевны была далеко не простой, полной тревог и скорбей. Она жила в переломное для России время, и в ее творчестве, как в зеркале, отражается вся эпоха. Несмотря на то, что в творчестве Ахматовой лидирующее место занимает любовная лирика, большую роль имеет и тема Родины. Анна Ахматова была гражданским поэтом. ее поэтический голос – это голос всего ее народа, страны, измученной тяготами и лишениями. В ее поэзии отразились революционные потрясения, мировые войны, от которых страдала Россия. Личная трагедия поэта всегда связана с исторической и предстает единой великой трагедией. Поруганная, несчастная, но от этого ставшая еще роднее Россия - основной источник вдохновения поэта. Стихотворение «Родная земля» и «Реквием» тому подтверждение.