Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:17, реферат
Для начала проведем определенную понятийную работу -- своего рода поиск наиболее точного понимания сущности, да и значения самого понятия «террор» так, как они даются в известных словарях. Наиболее доступный и массовый из них сразу же удив-ляет: «Террор (Terror) -- потухший вулкан в Антарктиде, на полуострове Росса... на-зван в честь экспедиционного судна». Понятно, что такая расшифровка мало что проясняет. Напротив, она только вызывает новые вопросы: а почему именно так было названо экспедиционное судно? Но об этом история (и словарь) почему-то умалчивают.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Понятие терроризма..………………………………………………………..4
2 Причины терроризма….……………………………………………………..5
3 Цели терроризма……………………………………………………………..6
4 Международный терроризм…………………………………………………8
5 Современный терроризм……………………………………………………..9
6 Может ли не быть терроризма?.....................................................................16
Заключение.……………………………………………………………………17
Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить «время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.
Страх терроризма активно
Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.
На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить. Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.
Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:
Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня, пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии. И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что государства-колонизаторы были христианскими.
Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с «неверными», то есть с иноверцами.
Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые, «глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя мусульманами, и оправдываются учением ислама.
В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).
Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также ряд объективных факторов:
1)
Особую роль сыграли изменения
геополитической ситуации в
2)
Конфликт различных типов
3)
Современная социально-
Говоря
о современном "исламском" терроризме
и его угрозе, необходимо подчеркнуть,
что основной и непосредственной
причиной развития терроризма в регионе
следует считать распад социалистической
системы и развал Советского Союза.
В результате распада СССР с предшествовавшим
ему банкротством идей социализма во
многих государствах Ближнего и Среднего
Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан
и др.), идеологический вакуум там, а
затем и в мусульманских
Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.
Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман.
Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.
В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен, модернизаций.
Сейчас
появляется особая, новая функция
террористических актов. Классический
терроризм всегда был формой шантажа
властей или мирового сообщества
и открыто (и даже демонстративно)
выдвигал свои требования, например, выплатить
выкуп, освободить из тюрем единомышленников,
прекратить военные действия и т.п.
Но в последнее время все чаще
совершаются анонимные
По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность распространять эту культуру по всему миру».