Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Охрана труда - система технических, санитарно-гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда. В СССР и др. социалистических странах охрана здоровья трудящихся, ликвидация профзаболеваний и производственного травматизма — одна из главных забот государства. На О. т. и повышение его технической безопасности в этих странах ежегодно выделяются значительные материальные средства. Достижения в области О. т. в социалистических странах тесно связаны с техническим прогрессом. Комплексная механизация и автоматизация производства используются для облегчения условий работы
Введение
1 Анализ состояния существующей системы ОТ на предприятии
1.2 Состояние условий и ОТ на предприятии
1.3 Результаты аттестации рабочих мест станции Инская.
1.4 Состояние промышленной безопасности на предприятии
1.5 Финансирование вопросов ОТ.
2 Задачи службы ОТ.
2.3 Надзор и контроль службы ОТ и промышленной безопасности.
3 Расчет и обоснование численности работников службы ОТ и промышленной безопасности.
4 Технология работы службы ОТ и промышленной безопасности.
4.1 Организация службы ОТ и промышленной безопасности на предприятии.
4.2 Организация работы кабинета службы ОТ.
5 Показатели работы службы ОТ и промышленной безопасности.
Заключение
Список используемой литературы:
Лиц, имеющих высшее образование, но не имеющих квалификации инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные факультеты по переподготовке кадров с присвоением квалификации — инженер по охране труда.
Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы охраны труда систематическое повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
На предприятиях, где в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда требуется менее одной ставки инженера по охране труда, работодатель может приказом по предприятию возложить обязанности инженера по охране труда на специалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей инженера по охране труда, или пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.
Основными задачами службы охраны труда являются:
— организация и координация работы по охране труда на предприятии;
— контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия;
— совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
— консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
2.2 Функции службы ОТ.
Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:
— выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
— проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;
— оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;
— информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов;
— участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
— проведение проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
— разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;
— участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия;
— участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования;
— составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
— оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда;
разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственно обучение или практику;
— участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия;
— организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов;
— составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;
— осуществление контроля за охраной труда:
— доведение до сведения работников предприятия, вводимые в действие новые законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда;
— организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.
Кроме работ, определенных рекомендациями, службе охраны труда предприятия приходится решать и другие задачи в области охраны труда, вытекающие из специфических особенностей предприятия и возникающих ситуаций в процессе производства. Исходя из задач, поставленных перед службой охраны труда, ее работники должны обладать разносторонними техническими знаниями, разбираться имеющемся оборудовании, в профессиональных опасностях и вредностях, знать санитарно-гигиенические условия при производстве раз личных работ.
Между работниками службы охраны труда должны быть четко распределены обязанности и закреплены участки работ. Распределение производится исходя из деловых качеств и квалификации работников учета числа работающих в подразделениях, сложности производства других факторов. Организационно такое распределение обязанностей закрепляется приказом (распоряжением) по службе охраны труда.
В целях координации и более эффективной деятельности работни ков службы охраны труда составляется общий годовой план работы, несмотря на большое количество работ, которые не могут быть заранее предусмотрены изза невозможности их предвидения (участие в рас следовании несчастных случаев, работе органов государственного надзора, представление внеплановой информации, участие в работе различных комиссий и т.д.).
Для более качественного планирования работ, службой охраны труда составляется Перечень работ, проводимых в течение года с указанием их периодичности. В планы включаются не только те мероприятия, которые инженеры по охране труда проводят сами (например, обследования и проверки), но и те, проведение которых они должны контролировать и добиваться их выполнения от других ответственных лиц.
Система контроля состояния охраны труда на станции Инская включает в себя совокупность контролей:
1.Ведомственный контроль.
2.Комлексные проверки.
3.Оперативный контроль.
4.Внезапные проверки.
5.Ступенчатый контроль.
Ведомственный контроль осуществляется.
Ведомственными органами надзора и контроля (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим надзора МПС России, санитарно-эпидемилогическими службами МПС России, военизированной охраной МПС России);
Отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России, руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России, службами железных дорог, отделами (секторами) охраны труда отделений железных дорог при проведении комплексных и целевых проверок;
Руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками всех уровней при оперативном контроле.
Комплексные проверки.
Комплексные проверки проводят с целью всестороннего контроля за состоянием условий труда и работы по охране труда в отделениях, службах, самостоятельных отделах и подведомственных предприятиях дороги.
Во время комплексных проверок изучается состояние охраны труда в подчиненных и подведомственных подразделениях, анализируется эффективность работы по охране труда, проводимая аппаратом управления отделения и предприятия. Перечень основных вопросов, по которым проводится комплексная проверка состояния охраны труда.
Комплексные проверки проводят:
- управление дороги ежегодно на отделениях дороги по плану, утвержденному начальником дороги;
- отделением дороги в подведомственных обособленных подразделениях структурных единицах не реже раза в два года;
- проверки предприятий дорожного подчинения осуществляется комиссиями соответствующих служб по плану, утвержденному начальником дороги
Оперативный контроль.
Руководители работ – мастера, бригадиры, инструкторы, дежурные по станции, а также старшие в группах (составители поездов, старший осмотрщик вагонов) должны осуществлять оперативный контроль на рабочих местах за применением безопасных приемов и методов труда, выполнением требований техники безопасности при эксплуатации оборудования и соблюдение требований, предусмотренных нормативными документами по охране труда.
При обнаружение нарушений требований безопасности руководитель должен принять меры для обеспечения безопасности работающих, вплоть до прекращения работы и сообщить об этом своему непосредственному начальнику.
Внезапные проверки.
Внезапные проверки руководителями обособленных подразделений и структурных единиц проводятся с целью выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, технологических процессов производства работ, приказов и указаний по вопросам охраны труда работающих непосредственно на рабочих местах.
Внезапные проверки проводятся преимущественно в местах с повышенной опасностью (на пунктах технического обслуживания подвижного состава, в бригадах по уходу и текущему содержанию стрелок ЭЦ, роспуски вагонов с горок и тд.)
Результаты внезапных проверок соблюдения работающими правил техники безопасности оформляются в журнал, актом, справкой в соответствии стандарта, отдельного от проверок по 3 ступени контроля. Контроль за ведением и устранением обнаруженных недостатков возлагается на инженера по охране труда или другого работника, ведающими вопросами охраны труда.
Целевые весенне-осенние проверки.
Целевые весенне-осенние проверки состояния охраны труда на дороге проводятся с целью улучшения условий труда, ликвидация причин производственного травматизма и профзаболеваний, подготовки хозяйства к работе в зиму и к выполнению летних путевых работ. Проверки проводятся ежегодно в апреле, октябре во всех подразделениях дороги. Привлекаются к проверкам представители Энергонадзора, пожарного надзора, котлонадзора и других органов государственного и ведомственного надзора.
В состав головной комиссии включаются: начальник обособленного подразделения или структурной единицы и его заместители, инженерно технические работники, председатели профсоюзных комитетов, лица ответственные за содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию объектов котлонадзора, зданий и сооружений, территорий, автотранспорт, электрохозяйство и т.д.
Ступенчатый контроль.
Ступенчатый контроль является основной формой административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах в подчиненных подразделениях, а также соблюдением всеми должностными лицами и работниками Кодекса Законов о труде РФ, Федерального закона «ОБ основах охраны труда в РФ», системы стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных актов по охране труда.
Ответственными за организацию и проведение ступенчатого контроля в зависимости от структуры обособленного подразделения или структурной единицы является:
- на первой ступени – непосредственный руководитель работ (мастер, бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.);
- на второй ступени – руководитель подразделения или структурной единицы (начальник цеха, старший мастер (мастер) участка, околотка и др.);
- на третьей ступени – руководитель обособленного подразделения или структурной единицы (депо, станции и др.).
Объектами контроля на каждой ступени, как правило, должны быть:
- на первой ступени – рабочие места, оборудование, средства защиты, исполнители работ;
- на второй ступени – бригада, пост, группа или другие аналогичные им подразделения, входящие в состав производственного участка и т.п.;
- на третьей ступени – производственный участок, пункт, цех и другие структурные подразделения входящие в состав обособленного подразделения или структурной единицы.
Первая ступень контроля.
Первая ступень контроля проводится ежесменно до начала работы и в течение рабочего дня (смены) на всех рабочих местах.
Вторая ступень контроля.
Информация о работе Служба охраны труда и промышленной безопасности станции Инской