Расследование несчастных случаев

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — законодательно установленная процедура обязательного расследования обстоятельств и причин повреждений здоровья работников и др. лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания.

Работа содержит 1 файл

Расследование несчастных случаев на производстве.doc

— 760.50 Кб (Скачать)

Интересной оказалась  работа К. Гольдштейна (1927). Автор изучал воздействие на че-ловека большой, интенсивно окрашенной плоскости. Измеряя расстояние между вытяну-тыми вперед руками, он выяснил, что под влиянием теплых цветов, и в первую очередь красного, испытуемые раздвигали руки и, наоборот, сводили их под влиянием таких хо-лодных цветов, как синий и зеленый. В книге "Организм" К. Гольдштейн пишет, что "цвет оказывает стимулирующее влияние на человеческий организм". По его мнению, цвет влияет на характер и скорость движений. Интуитивная оценка расстояний, времен-ных интервалов, веса предмета неодинакова под воздействием различных цветов.

Большое количество исследований было проведено по оценке влияния  средневолновой части спектра (область  желто-зеленых цветов) на человеческий организм, на работу зри-тельного анализатора. Внутриглазное давление (по данным С. Кравкова и его сотрудни-ков) уменьшается под влиянием зеленого цвета и увеличивается под влиянием красного. Исследования Е. Рабкина, Е. Соколовой (1961) показали, что предварительная адаптация глаза к желтому, зеленому и белому цветам повышает работоспособность зрительного анализатора. Благотворное влияние приведенных цветов проявляется в улучшении кон-трастной чувствительности и цветоразличительной способности глаза, в повышении ста-бильности хроматического видения. Под влиянием же красного и синего цветов все пе-речисленные зрительные функции ухудшаются.

Ферри и Рэнд (1922) исследовали  влияние цвета фона на ряд зрительных функций зре-ния. Результаты их работы показали, что скорость различения, острота зрения и устойчи-вость  ясного видения наиболее высоки при желтом цвете фона.

Большой интерес представляют работы по исследованию зависимости  между цвето-вым зрением и органами слуха, обоняния, вкуса. В своих опытах Л. Шварц (1948) выяви-ла зависимость между  предварительным нагреванием рук  и повышением чувствительно-сти к красным и понижением чувствительности к зеленым лучам. Работа Гофмана и Скальвейта (1953) содержит данные о том, что субъективная оценка температуры колеб-лется на 2-3° при адаптации к различным цветовым полям.

Ш. Фере, В. Шеварева, Е. Плотникова, А. Князева, Г. Каменская изучали влияние цве-та на работоспособность. Работа Ш. Фере была одной из первых, в которой указывалось на зависимость между цветом света и мышечной работоспособностью. Автор провел две

серии опытов. В первой серии он с помощью динамо-метра  измерял демогенную силу руки при  разном цве-те света и получил  данные, приведенные в табл. 1. Во второй серии опытов Фере производил измерения с помощью эргографа и сделал следующие выводы: при очень кратковременной работе красный цвет повыша-ет производительность; оранжевый, желтый и зеленый действуют подобно дневному свету; синий и фиолетовый намного снижают производи-тельность; прерывающееся действие цвета, т. е. отдых в условиях белого дневного света после труда при другом освещении, значительно повышает производительность.

Приведенные выше работы позволили рассматривать цвета  средневолновой части спектра в  качестве "оптимальных", но это еще не могло быть решением проблемы цвето-вого климата в целом. Исследования середины ХХ века показали, что физиологические сдвиги происходят у человека под воздействием насыщенных и ярких цветов (Ф. Лам-перт, 1968). Исследования Е. Юстовой (1948), Г. Каменской (1967),. Н. Беляевой (1978) показали, что на цветовую зрительную адаптацию и зрительное утомление влияет в ос-новном насыщенность цвета, а не цветовой тон излучения.

Некоторые авторы, например Кетчем, высказали предположение, что использование одних и тех же цветов, выбранных за свои физиологические качества, может привести к художественному однообразию. Любой цвет, если он сравнительно темный и насыщен-ный и если он к тому же находится постоянно в поле зрения работающего человека, спо-собствует зрительному и общефизическому утомлению. Поэтому очень важно учитывать психологическую составляющую человеческой реакции на цвет. Человеческая личность формируется и развивается в сложном взаимодействии с окружающей средой. Без спо-собности приспосабливаться к окружающей среде, к внешним раздражениям человек не мог бы существовать, не смог бы выжить. Цветовое своеобразие окружающего мира сформировало отношение человека к цвету, отклонение от привычных цветосочетаний вызывало тревогу, обостряло реакцию. Так сложилась психологическая реакция человека на красный цвет как цвет тревоги, пламени, крови.

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ  СУЩНОСТЬ ЦВЕТА

Встречающиеся в природе  цвета разделяют на ахроматические и хроматические. Ах-роматические цвета (белый, серый и черный) отличаются один от другого только свет-лотой. Хроматические (все цвета, кроме белого, серого и черного) отличаются друг от друга, кроме того, по цветовому признаку.

Хроматические цвета, расположенные по кругу в спектральном порядке между фиоле-товым и красным, образуют цветовой круг (рис. 1).

Цвета, находящиеся  в круге рядом, образуют гармоническое  сочетание, которое может состоять из двух, трех или более цветов, а  цвета, расположенные диаметрально один против другого, называют взаимно  дополнительными.

Оптическое смешение любой пары взаимно до-полнительных цветов солнечного спектра в равном отношении теоретически дает белый  цвет, а поме-щенные рядом, эти цвета обладают способностью усиливать друг друга.

Рис. 1. Цветовой круг

В природе встречается  множество цветов и оттенков, каждому  из которых иногда за-труднительно найти название и дать словесную  характеристику. К тому же один и тот же цвет, рассматриваемый в различных условиях освещения, цветового окружения, времени года, воспринимается по-разному.

Для более точного  и всестороннего определения  любого цвета и оттенка, понятного  и равнозначного для всех и  в любых условиях, цвет характеризуется тремя параметрами: цветовым тоном (длиной волны), насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Не-совпадение любого из этих параметров указывает, что перед нами два различных цвета.

Цветовой тон, определяемый длиной волны, является основным свойством каждого хроматического цвета. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называют насыщенностью цвета, которая зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым. Чем больше примеси белого, тем менее насыщенным стано-вится цвет. Примером цветов одинакового цветового тона, но разной насыщенности мо-жет служить неравномерно выгоревшая на солнце окрашенная бумага или материя.

Цветовой тон и  насыщенность характеризуют цветность  объекта. Яркость цвета зави-сит  от общего светового потока, падающего на объект. Цветовой тон и насыщенность ха-рактеризуют цвет с качественной стороны, а яркость – с количественной.

Различие между  цветовыми тонами, называе-мое  цветовым контрастом, становится более заметным с увеличением расстояния между цве-тами в круге (рис. 2). Максимальный цветовой контраст наблюдается между парой взаимно до-полняющих цветов (например, между красным и зеленым). Это свойство цветов используют в от-делке интерьеров; так как, при желании создать спокойный цветовой контраст применяют цвета, расположенные в цветовом круге рядом или в одной его четверти, а если хотят оформить ин-терьер на больших цветовых контрастах, прибе-гают иногда к взаимно дополнительным цветам.

Рис. 2. Основные контрастные  гармонии

Цветовые пятна  с одинаковой цветностью могут иметь  разную яркость, т. е. одни из них могут  казаться светлее или темнее других. Этот контраст относят к яркостным. Эф-фекты яркостного контраста используют в случае необходимости выделить в помещении детали сигнального назначения. Яркостный контраст может компенсировать такие не-достатки зрения у работающих, как неполное цветовосприятие.

Использование в интерьере одновременного контраста (и цветового, и яркостного) да-ет возможность зрительного исправить недостатки конфигурации помещения, например удлиненное помещение будет казаться более коротким. Явление одновременного контра-ста проявляется тем сильнее, чем выше цветовой и яркостный контрасты, взятые вместе.

Любой цвет на фоне своего дополнительного выигрывает в насыщенности, а на фоне одинакового с ним  цветового тона, но более насыщенного, теряет в насыщенности. На светлом  фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне светлый цвет кажется ещё светлее.

На восприятие цвета  большое влияние оказывает явление  так называемого последова-тельного цветового контраста. Если долго  смотреть на какой-нибудь хроматический  цвет и затем перевести взгляд на белую бумагу, то некоторое время она будет казаться слегка подцвеченной в цвет, дополнительный к ранее виденному.

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

В проекте окраски  интерьера производственного помещения  необходимо учитывать психофизиологические свойства цвета. Психологический аспект восприятия человеком цвета связан с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциатив-ным характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации.

Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные. Деление  это достаточно условно, так как  соседние цвета одной группы спектра  в свою очередь вступают в отношения "теплый – холодный". И, наконец, один и тот же цвет ка-жется более теплым или более холодным в зависимости от фона, на котором он воспри-нимается. Подобные ассоциации весьма устойчивы и явились поэтому основной тради-ционной символики цветов, известной с давних пор.

Ассоциации вместе с рядом зрительных иллюзий являются причинами того, что раз-личные цвета по-разному участвуют в формировании пространственных представлений человека. Одинаковые по размерам предметы, имеющие разную окраску, воспринимают-ся различными по величине. Из двух одинаковых по величине предметов, окрашенных в светлый и темный тона, светлый предмет кажется больше темного. Из одновременно рас-сматриваемых равных по величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашен-ный в ахроматический цвет, затем – в один хроматический и наименьшим кажется пред-мет, в окраске которого использовано несколько цветов. Отсюда вытекает эффект "уве-личивающих" и "уменьшающих" цветов.

С иллюзией изменения  величины предмета связана и зрительная оценка веса предме-тов. Светлый предмет кажется легче тёмного. Из двух предметов, окрашенных в доста-точно светлые хроматические цвета, более лёгким кажется тот, который окрашен в хо-лодный цвет. Из этой иллюзии вытекает деление на "тяжёлые" и "лёгкие" цвета: тёмные, малонасыщенные, теплые цвета оцениваются как тяжелые, а светлые, холодные -как легкие цвета. При сравнении чистых спектральных цветов более легкими принято счи-тать желтые цвета с постепенным утяжелением через оранжевые к красным и через зелё-ные и синие к фиолетовым. При разной насыщенности более тяжёлыми кажутся насы-щенные цвета.

Очень важный эффект "выступания" и "отступания" цветов основывается и на ассо-циативных  представлениях и на объективных  закономерностях физиологической  оптики. В связи с тем, что вблизи цвет предмета различается лучше всего, а по мере удаления те-ряет насыщенность и синеет в силу законов воздушной перспективы, предмет насыщен-ного цвета воспринимается человеком как расположенный более близко, чем малонасы-щенного цвета. Сказывается и различное преломление хрусталиком глаза лучей: цвето-вое излучение с большой длиной волны преломляется хрусталиком под меньшим углом, чем коротковолновое излучение. Таким образом, хрусталик дифференцирует поток в за-висимости от волновой характеристики и проецирует изображение в разных точках пря-мой, перпендикулярной к поверхности сетчатки. Чем короче волны светового потока, тем дальше расположенным от наблюдателя будут казаться предмет или плоскость, окра-шенные в холодный цвет.

Эффект "выступания" и "отступания" цветов зависит и от таких факторов, как размер рассматриваемого цветного пятна, его отношение к фону по степени контраста, его на-сыщенность и светлота. Сравнение различных угловых размеров цветного пятна показа-ло, что влияние углового размера скорее сказывается на восприятии холодных цветов. У теплых цветов эффект приближения четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности, у холодных – при противоположных показателях. Изменение насыщен-ности способно перевести цвет из одной группы в другую. Так, жёлтый и оранжевый цвета, доведенные до предельной насыщенности, могут восприниматься уже как отступающие по сравнению с синими малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты, которые оценивались как выступающие. Возможность оценки образцов зеленого цвета то в качестве отступающих, то в качестве выступающих заставляет отнести зеленый цвет в особую группу пространственно нейтральных цветов.

Эффект "приближения" и "удаления" сказывается четче  при достаточной степени кон-траста образца с фоном. В группе выступающих цветов эффект сказывался сильнее в тех случаях, когда образцы были значительно светлее фона.

Психологический аспект восприятия человеком цветового  окружения включает такой фактор восприятия, как "цветовое предпочтение". Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, темперамента чело-века, психического склада его характера, социальных установок и национальных тради-ций.

Из вышесказанного можно сделать вывод что, разные цвета вызывают различные реф-лекторные реакции. Это связано с тем, что цвета длинноволновых и коротковолновых участков спектра возбуждают различные отделы вегетативной нервной системы. Коротко это можно охарактеризовать следующим образом:

Информация о работе Расследование несчастных случаев