Землеустроительная наука и история её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

На всех исторических этапах эволюции человеческого общества необходимо было так или иначе обеспечить соединение и взаимоприспособление земли (территории) и различных средств производства.
В первобытном обществе это соединение и приспособление носило относительно случайный характер, заключаясь в разграничении сфер использования земель для различных целей.

Работа содержит 1 файл

Землеустроительная наука и история её развития.docx

— 24.62 Кб (Скачать)

Землеустроительная наука и  история её развития.

 

На всех исторических этапах эволюции человеческого общества необходимо было так или иначе обеспечить соединение и взаимоприспособление земли (территории) и различных средств производства.

 

 В первобытном обществе  это соединение и приспособление  носило относительно случайный  характер, заключаясь в разграничении  сфер использования земель для  различных целей. 

 

 С появлением собственности  отдельных семей, общин и кланов, развитием разделения труда между  пастушескими и земледельческими  племенами появилась необходимость  ограничивать земли, то есть  устанавливать границы используемых  территорий. Сначала для этого  применялись естественные рубежи (реки, озера, границы угодий, балки  и другие элементы рельефа), позднее  — специально устраиваемые знаки  и пометки, устанавливаемые на  межах (камни, столбы и др.) Земли,  находящиеся вокруг поселений,  считались общими и делились  между отдельными лицами или  семьями по жребию. Уже в первые века новой эры имелись знаки земельной собственности, которые ставились на границах полей и лугов.

 

 По мере формирования  института частной собственности,  развития государственной организации,  интенсификации земледелия соединение  и взаимоприспособление земли, других средств производства и живого труда превращается в разновидность сознательной деятельности людей, в целенаправленную организацию использования земли. Эта деятельность, первоначально называемая землемерными работами, или межеванием, с течением времени и превратилась в то, что сейчас называется землеустройством.

 Необходимость земельных  работ возникла в глубокой  древности. Народы Индии, Египта, Греции, Ближнего Востока за много  веков да нашей эры делили  земельные массивы на части,  вели строгий учет земель, осуществляли  различные измерения в целях  строительства каналов, производили  отграничения и обмеры земель, учет её качества с целью  более равномерного налогообложения.  Так Геродот описывает египетского  царя Сесостриса (XIX в. до н.э.), который разделил землю между своими подданными, дав каждому из них квадратные участки равной величины, обязав их платить ежегодно земельную подать. В случае размыва земель водами Нила он направлял людей для измерения ущерба, чтобы снизить размер этой подати. Геродот считал, что тогда и было изобретено землемерное искусство, которое потом было перенесено в Элладу.

 

 В Древнем Риме с  целью закрепления права собственности  на землю были проведены описания  земель, начало которых приписывается  царю Сервию Туллию (VI в. До н.э.). Для этого были заведены специальные реестры; в них заносились сведения о размере земельных участков, способе их обработки, качестве и доходности земель.

 

 Основу земельного  строя в средние века составляли  собственность феодалов (дворян, духовенство  и др.) на землю и надельное  крестьянское землепользование, носившее, как правило, наследственный характер. За пользование землей крестьяне  платили ренту – отрабочную (барщину), продуктивную (оброк) и денежную. Государство охраняло исключительное право собственности феодалов на землю и всячески способствовала её укреплению, жестоко подавляя выступления крестьян. Общими требованиями, выдвигавшимися в ходе всех этих выступлений, были свободное владение и пользование землей при справедливом её распределении.

 

 Землеустройство в  средние века уже носило государственный характер и было связано в первую очередь с учётом (кадастром) земель, их разделением между землевладельцами и отграничением (установлением и закреплением границ земельной собственности). К средневековым кадастрам в Западной Европе относятся, в частности, учет земель короля франков Карла Великого (742-814 гг.), английская «Книга страшного суда» времен Вильгельма Завоевателя (1066-1087гг.), содержащие подробные сведения о количестве и качестве земель, сицилийский кадастр императора Фридриха II (1194-1250 гг.), кадастр Калибрии (1327 г.), поземельная книга курфюршества Бранденбургского (1375 г.) и др.

 

 С развитием капитализма землеустроительные действия стали приобретать все более регулярный характер и были направлены не только на укрепление прав земельной собственности, но и на организацию использования земель в крупных товарных хозяйствах с целью применения прогрессивных систем земледелия, новых высокопроизводительных машин и механизмов.

 В процессе использования  земли люди вступают в определенные  отношения, связанные с владением  и пользованием землей; основу  их составляет право собственности  на землю. Система общественного  и государственного устройства, характеризующаяся определенными  земельными отношениями и соответствующей  организацией их регулирования,  определяет земельный строй общества. Государство, так или иначе воздействуя на земельный строй, проводит земельную политику, которая осуществляется различными методами – правовыми, экономическими, организационными.

Правовые меры всегда содержат элемент обязательности, принуждения. Они регулируют земельные отношения  на основе земельного законодательства, судебного и административного  права. Экономические меры стимулируют  развитие земельных отношений на основе налогообложения, кредитования, целевого финансирования, субсидирования, планирования использования земель и т.д. Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путем создания различного рода кооперативов, товариществ, подготовки квалифицированных кадров, оказания помощи в материально-техническом снабжении, транспорте, содействия переселению в районы нового освоения земель и т.п.

 

 Земельная политика  государства может осуществляться  органами исполнительной и законодательной  власти, судебными, финансовыми,  банковскими органами, различными  комитетами. Однако, в связи с  наличием у них множества других  функций, связанных с реализацией  внешней и внутренней политики  в области экономики и социальной  жизни, возникает объективная  потребность в создании специальных  землеустроительных органов, занимающихся  в первую очередь вопросами  земельной политики. Цель их деятельности  – обеспечить определенный порядок  в использовании земель, охранять  и закреплять право собственности  на землю, облегчать переход  права собственности от одного  лица (учреждения, организации) к  другому; при необходимости определять  порядок налогообложения земель  и изъятия земельной ренты;  организовывать хозяйственно целесообразное  использование земли. Поэтому  на землеустроительные органы  обычно возлагаются задачи ведения  земельного кадастра, предоставления  и изъятия земель, разрешения  земельных споров, внутрихозяйственной  организации территории, планирования  и контроля за использованием земель и осуществлением земельного законодательства.

 С точки зрения государства  и права землеустройство представляет  собой деятельность государственных  органов по техническому и  юридическому оформлению земельных  отношений, установлению, обеспечению  и охране прав землепользования (землевладения), целенаправленному  регулированию использования земли.  Другими словами, землеустройство  – это установленная законом  процедура, направленная на осуществление  земельной политики государства.  Поэтому в известной мере оно  выступает в качестве орудия (системы  мер), посредством которого государство  регулирует земельные отношения  в своих интересах.

 

 Государственный характер  землеустройства определяет соответствующий  землеустроительный процесс и  землеустроительное делопроизводство, имеющие юридическую, техническую  и экономическую стороны. Юридическая  сторона этого процесса определяет  порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного  дела; техническая сторона – порядок  составления, оформления выдачи  и содержание документов; экономическая  – содержание и обоснование  проекта, организацию и технологию  землеустроительных работ, их  финансирование, стоимость и т.д.

 Земельная политика  государства реализуется наиболее  эффективно, когда землеустроительные  органы находятся в составе  и действуют совместно с органами  государственного управления или  же наделены от имени государства  соответствующими правами. Этим  объясняется тот факт, что в  ряде случаев стандартных правовых, экономических и организационных  мер, осуществляемых землеустроительными  органами, оказывается недостаточно и государство берет в свои руки непосредственное распоряжение земельным фондом, осуществляя аграрные преобразования, земельные реформы, национализацию. Так, при переходе от феодализма к капитализму в ряде стран с помощью землеустройства проводилась политика обезземеливания мелких производителей. Например, в Англии в процессе огораживания (XV-XVII вв.) земли, с которых насильственно сгонялись крестьяне, разбивались на крупные земельные владения для ведения капиталистического сельского хозяйства. В Германии в XVII-XVIII вв. с помощью землеустройства укреплялось помещичье землевладение; крестьянам оставлялись лишь небольшие участки. Во многом аналогичным образом действовало и правительство России во время реформ 1861 и 1906 гг.

 

 Вместе с тем землеустройство  не следует связывать исключительно  с деятельностью государства;  объясняется это рядом причин.

 

 Во-первых, какова бы  ни была степень активности  государства в области управления  земельным фондом осуществления  земельной политики, землепользование  и землевладение всегда имеют  внутренние стимулы развития, связанные  с эволюцией производительных  сил и земельных отношений;  они самоорганизуются, а не только следуют указаниям государственных инстанций.

 

 Во-вторых, у землевладельцев  и землепользователей имеются  собственные экономические интересы, связанные со сведением земель  в крупные, компактные массивы  удобной конфигурации, с трансформацией, мелиорацией и улучшением угодий  в целях повышения эффективности  хозяйства и учета конъюнктуры  рынка.

 В-третьих, землеустройство  связано с определенной организацией  территории и принятыми системами  земледелия; их изменение меняет  и характер землеустроительной  деятельности, хотя земельный строй  и соответствующая государственная  политика могут оставаться прежними.

Так, переход от залежной системы земледелия к навозно-паровой привел к изменению состава угодий, увеличению доли пахотных земель, их приближению к селениям. Использование паропропашных, плодосменных и травопольных систем земледелия вызвало неизбежную перестройку территории – введение многопольных севооборотов, новое размещение полей, рабочих участков, трансформацию угодий. Освоение почвозащитной системы земледелия в районах массовой эрозии почв обеспечивалось контурно-мелиоративной или контурно-полосной организацией территории. Другими словами, каждой системе хозяйства объективно соответствует определенная территориальная организация производства.

 

 Таким образом, землеустройство  имеет многообразное социально-экономическое  содержание. Землеустроительная наука  относится к экономическим дисциплинам  и изучает действие экономических  законов и формы их проявления  в процессе использования земли,  вскрывает на этой основе закономерности  организации территории в общественном  производстве и его составных  частях.

 

 В процессе землеустройства  изменяется в первую очередь  территориальные свойства земли  (состав, площади и размещение  угодий, форма, конфигурация земельных  массивов и т.д.) Такое изменение  не может рассматриваться вне  хозяйственной деятельности. Поэтому  при землеустройстве по отношению  к производству решаются две  взаимосвязанные задачи: приспособление  территории к его потребностям  и приспособление к территории  самого производства.

 Землеустройство не  только вносит порядок в уже  существующие методы использования  земли, но и определяет направления  развития хозяйства (включая мелиоративное,  дорожное, производственное строительство). Поэтому во избежания грубых ошибок в организации использования земли и её охраны во всех случаях решение названных вопросов должно осуществляться при непосредственном участии специалистов-землеустроителей или по согласованию с земельными органами. Это касается и вопросов территориального планирования производства.

 

 Землеустройство в  нашей стране прошло через  ряд исторических этапов. Их изучение  позволяет глубже понять природу  современных земельных отношений  и наметить оптимальные пути  их совершенствования.

 

 Наиболее известными  и крупномасштабными работами, связанными  с укреплением прав земельной  собственности, организацией землевладения  в дореволюционной России, которые  можно отнести к землеустроительным  действиям, были писцовые описания, генеральное и специальное межевания,  поземельное устройство и землеустройство  на основе земельных реформ 1861 и 1906 гг.

 

 Писцовые описания  были необходимы для правильной  постановки поместной системы;  тем самым укреплялась государственная  власть за счет раздачи земель  служилым и военным людям в  пользование. Писцовые описания, проводимые под руководством  Поместного приказа – государственного  учреждения, ведавшего земельными  делами, были необходимы не только  для учета и описания земель, но и для закрепления права  собственности феодалов на землю.  Через приказ, который вел даточные  книги, где записывалось, кому, где  и за какую службу давались  земли в поместное владение, регулировались  земельные отношения. Поскольку  при описаниях проводилась и  перепись населения, тем самым  создавалась база для закрепощения  крестьян.

 

 Генеральное межевание  проводилось в период с 1765 по1861 г. В целях технического и  юридического оформления дворянского  землевладения и обеспечение  его т очных границ. Вызвано  это было тем, что землевладение  в первой половине XVIII в. было крайне запутанным. Дворянские земли законным образом не были оформлены, что вносило неясности при их купле, продаже, завещании, дарении, а также при пользовании различными угодьями (водопоями, лесами, дорогами и др.). Многие землевладения располагались чересполосно, имели неправильные очертания границ, вклинивания и другие недостатки.

 

 Генеральное межевание  осуществлялось на основании  правительственного манифеста, опубликованного  19 сентября 1765 г., который предусматривал  закрепление всех земель, фактически  находившихся во владении того  или иного лица, при условии  отсутствия споров с соседями. В противном случае необходимо  было предоставить документы, удостоверяющие право владения на спорные участки. Межевание проводилось по инициативе государства и носило обязательный характер; работы велись землемерными партиями, которые подчинялись губернским межевым конторам.

Информация о работе Землеустроительная наука и история её развития