При генеральном межевании
использовались самые точные для
того времени измерительные приборы.
Велось оно по так называемым дачам
– выделяемым участкам земли, отграничиваемым
в натуре. В дачу могли входить
различные земли (помещичьи, церковные
и др.) или же земли одного крупного
по размерам имения. Дачи составляли также
земли, тяготеющие к одному или нескольким
селениям. На каждую дачу генерального
межевания составлялся план, а
на уезд – генеральный план в
масштабе 500 сажен в 1 дюйме.
В процессе межевания
приходилось выполнять большой
объем землемерных работ, требующих
специальных знаний. Квалифицированных
кадров не хватало, поэтому
к межеванию привлекались все
лица, знающие основы землемерия
и геодезии. С1799 г. Кадры землемеров
начала готовить Землемерная
школа, преобразованная в 1819г.
в Землемерное училище, на базе
которого в 1835 г. был организован
Межевой институт.
Специальное межевание
проводилось в первой половине
XIX в. Оно имело цель повысить интенсивность
помещичьего хозяйства и обеспечить развитие
оборота земли. Дело в том, что генеральное
межевание не устраняло всех противоречий
в землевладениях; поэтому общие дачи
генерального межевания разверстывались
на дачи отдельных землевладельцев по
их просьбе и за их счет. Осуществлялось
специальное межевание очень медленно
из-за длительных тяжб землевладельцев
и стоило дорого. Все работы проводились,
начиная с 1806 г., через уездных землемеров.
В конце концов правительство было вынуждено
принять экономические санкции для ускорения
межевания; так. По закону 1842 г. всем кредитным
учреждениям запрещалось выдавать ссуды
под неразмежеванные имения. В это же время
был ограничен залог чересполосных владений,
приняты меры по удешевлению межевых работ
в генеральных дачах. Всего за рассматриваемый
период было размежевано около 143 тыс.
дач генерального межевания на площади
около 165 млн. га.
После Октябрьской
революции землеустройство становится
средством глубоких аграрных
преобразований в России. В первые
годы Советской власти главной
его задачей было проведение
в жизнь Декрета о земле,
принятого Вторым Всероссийским съездом
Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. В частности,
решалась задача практической передачи
экспроприированных земель в пользование
трудового крестьянства.
Одним из важнейших
положений Декрета о земле,
составленного на основе крестьянского
наказа, была отмена права частной
собственности на землю, её
недра, леса и воды. Крестьянам
предоставлялось право самим
выбирать форму землепользования.
С начала 1923 г. землеустроительные
работы стали производиться в
соответствии с Земельным кодексом
РСФСР, принятым ВЦИК 30 октября
1922 г., и Законом о трудовом
землепользовании от 22 мая 1922 г.;
главное внимание при этом
уделялось рациональному устройству
территории.
Содержание землеустройства
сельскохозяйственных предприятий
в это время сводилось к
отводу земель, отграничению основных
видов сельскохозяйственных угодий,
размещению дорожной сети.
С 1928 г. единоличное
крестьянское хозяйство в стране
планомерно ликвидируется в результате
политики сплошной коллективизации.
Характер землеустройства в это
время определялся директивами
XV съезда ВКП(б), в которых указывалось
на необходимость форсировать работу
по землеустройству, являющемуся предпосылкой
внедрения коллективных форм хозяйствования.
Если в период с 1919 по 1927 г. было землеустроено
5129 колхозов на площади 1410,6 тыс. га, то
только в полевую компанию 1928 г. – 12083 хозяйства
на площади 3039,4 тыс.га.
Однако размеры землепользований
и поля севооборотов многих
колхозов были такими, что не
обеспечивали условия для внедрения
и производительного использования
новой техники, а также внедрения
достижений науки передового
опыта. Небольшие размеры полей
и бригадных участков. Раздробленность
земель препятствовали механизации
производственных процессов. Наличие
мелких животноводческих ферм
колхозов сдерживало механизацию
отраслей животноводства и повышение
его продуктивности. В связи с
этим 30 мая 1950 г. Совет Министров
СССР принял постановление «Об
укрупнении мелких колхозов и
задачах партийных организаций
в этом деле».
Объединение мелких
колхозов в крупные сельскохозяйственные
артели имело огромное значение
в деле дальнейшего развития
социалистического сельского хозяйства.
Массовое укрупнение
колхозов потребовало проведения
большого объема работ по межхозяйственному
и внутрихозяйственному землеустройству.
Межхозяйственное землеустройство
заключалось в образовании крупных
землепользований, устранении их недостатков
(чересполосица, вклинивания, вкрапливания,
изломанность границ и т.д.) и выдачи хозяйствам
новых государственных актов на право
пользования землей. В целях устранения
недостатков землепользований и их границ
допускался равновеликий обмен земли
между колхозами, разрешалась передача
колхозам вкрапленных в их землепользования
участков да 100 га гослесфонда, государственных
организаций и учреждений.
В конце 60-х годов
была проведена кодификация союзного
и республиканского законодательств
о земле. В декабре 1968 г. Верховным
Советом СССР были утверждены
Основы земельного законодательства
Союза СССР и союзных республик,
в соответствии с ними принят
земельный кодекс Российской
Федерации.
С 1972 г. землеустроительные
органы страны начали разработку
Генеральной схемы использования
земельных ресурсов СССР на
перспективу. Аналогичные схемы
разрабатывались и по союзным
республикам.
В 80-е годы существенным
образом обострилась экологическая
ситуация, в том числе и в
области землепользования. Отсутствие
взаимной увязки планов развития
АПК и использования земель, нерациональная
структура посевных площадей, неразумное
применение тяжелой сельскохозяйственной
техники привели во многих
районах страны к снижению
почвенного плодородия, переуплотнения
почв, развитию процессов эрозии.
В период с 1982 по
1987 г. ежегодные капитальные вложения
в мелиоративные мероприятия,
освоение мелиорированных земель,
закладку многолетних насаждений,
рациональное использование и
улучшение земли за счет средств
государства и колхозов превышали
в целом по СССР 10 млрд. руб.
Землепользование оставалось
весьма неустойчивым. В 1966-1985 гг.
в среднем за пятилетие заново
землеустраивалось более 17 тыс. хозяйств
на площади 218 млн.га.
Общий кризис командной
экономики, разразившийся в конце
80-х годов, привел к необходимости
проведения радикальных реформ,
в том числе и в сфере
земельных отношений.