Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:14, дипломная работа
С конца ХХ века в Российской Федерации была объявлена земельная реформа, одним из главных результатов которой является установление прав граждан на землю, и обеспечение государством гарантий по их защите. Конституцией Российской Федерации 1993 года впервые установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности1.
Введение …………………………………………………………………….....4
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
§1. Понятие форм и способов защиты земельных прав граждан и юридических лиц …………………………………..…………………………….8
§2. Права граждан и юридических лиц на земельные участки…………...…..16
Глава II. Отдельные способы защиты земельных прав граждан и юридических лиц
§1. Признание права собственности на землю………………………….……..36
§2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения………………………………………………………………….…….44
§3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления…….….51
§4. Возмещение убытков…………………………………………..……………59
§5. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд…………..………………………65
Заключение…………………………………………………………………76
Список использованных источников…………………………..78
Данный способ защиты может применяться как сам по себе, так и в совокупности с иными способами защиты гражданских прав, установленными в ст. 12 ГК РФ61. Например, требование о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательской давности может заявляться одновременно с требованием об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Однако совокупное использование сразу нескольких способов защиты земельных прав допускается только в слечае, если они являются однородными и имеют одно основание. В противном случае неизбежно будет допущена ошибка в выборе способа защиты, которая может привести к существенным затруднениям в реализации права на защиту62.
Признание судом принадлежности права конкретному лицу исключает возникающие сомнения в наличии у него субъективного права, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Например, при предъявлении виндикационного иска, т.е. иска о возврате принадлежащего истцу имущества, истцу необходимо прежде всего доказать наличие права собственности (иного вещного права).
Также признание судом права собственности необходимо и при удовлетворении иска об исключении имущества из акта описи (об освобождении от ареста), составленного судебным приставом-исполнителем при наложении ареста на имущество должника63.
Признание права в случае его оспаривания осуществляется судом при рассмотрении предъявленного об этом иска. Такое требование часто сочетается с иным требованием либо предшествует ему64.
В случаях, когда имеет место спор о праве, признание права осуществляется судом в порядке искового производства по правилам гл. 12-22 ГПК РФ, гл. 13-21 АПК РФ.
Предметом иска является констатация принадлежности гражданину права собственности на земельный участок. То есть право собственности объективно существует, но не оформлено. При этом истец не требует от ответчика совершить какие-либо действия, в отличие от негаторного и виндикационного исков.
Однако есть мнение, что признание права - это разновидность негаторных исков. Так, В.А. Тархов утверждает, что негаторный иск предъявляется против всякого нарушения права собственности, не связанного с нарушением владения, в том числе и против оспаривания этого права. Поэтому, говорит ученый, иск о признании права собственности не может быть выделен из негаторных исков и конструироваться наряду с ними: он может рассматриваться только как разновидность негаторного иска65.
Объектом иска о признании права собственности на земельный участок является сам земельный участок - вещь индивидуально-определенная в силу своих специфических признаков (площадь, границы, кадастровый номер и другие юридические характеристики), поскольку требование истца связано с конкретным земельным участком.
Основаниями иска о признании права собственности на земельный участок являются обстоятельства, подтверждающие наличие права у гражданина на данный земельный участок66.
Основанием для заявления гражданином требования о признании права собственности на земельный участок является прежде всего неопределенный статус земельного участка.
Цель иска о признании права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов - констатация принадлежности права собственности гражданину, то есть гражданин преследует цель юридической формализации своего права собственности на земельный участок, в отличие от виндикационного и негаторного исков, цель которых заключается в том, чтобы восстановить полное владение земельным участком, установить возможность фактического осуществления правомочий собственника. По иску о признании права собственности на земельный участок гражданин в юридическом смысле еще не является его собственником67.
По мнению Н.П. Кабытова, на
практике при подаче исков о признании
права основные трудности возникают,
как правило, при определении
ответчиков по иску. Ими, в зависимости
от ситуации, могут быть предыдущие
собственники имущества, органы власти,
осуществляющие распоряжение государственной
или муниципальной
По утверждениям А.А. Добровольского, С.А. Ивановой, "во всех случаях, когда истец не требует присудить ответчика к совершению каких-либо действий, а просит только установить наличие или отсутствие определенного права или обязанности, это будет иск о признании"70. Е.А. Крашенинников, признавая самостоятельный характер иска о признании, указывает, что посредством этого иска "защищается не право собственности, а охраняемый законом интерес истца в определенности его материально-правового положения"71. Полагаем, что указанная определенность обусловливается тем, что отрицается наличие материального права гражданина на вещь и от положительного решения суда зависит, может ли собственник или законный владелец осуществлять свои правомочия. Без имущества не может быть и интереса к нему. Хотя заявитель (гражданин) является заинтересованным лицом.
В судебной практике встречаются
иски о признании права
Если спор о праве отсутствует,
то признание права возможно путем
подачи в суд заявления об установлении
фактов, имеющих юридическое значение
(гл. 28 ГПК РФ, гл. 27 АПК РФ). Заявление
о признании права
В соответствии с п. 2 ст. 59 Земельного Кодекса судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
ФЗ от 21.07.2001 г. "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним" в качестве одного
из оснований для государственной
регистрации наличия права на
недвижимое имущество называет судебное
решение, вступившее в законную силу
(п. 1 ст. 17). Правила вступления в силу
решений судов общей юрисдикции
и арбитражных судов
ФЗ от 21.07.2001 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требует, чтобы судебное решение, установившее право на землю, в трехдневный срок было направлено в учреждение юстиции по регистрации прав. Регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда (п. 1 ст. 28).
Таким образом, признание
права на земельный участок - это
требование собственника или титульного
владельца земельного участка о
судебной констатации наличия у
него права собственности на спорный
земельный участок. Данный способ защиты
осуществляется в судебном порядке
на основании гражданского, гражданского
процессуального и арбитражного
процессуального
§2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения
В нормах ст. 60 Кодекса применительно к земельным правоотношениям раскрывается содержание двух тесно связанных между собой способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ. Это - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Существует терминологическое расхождение между названием статьи и ее содержанием. В названии статьи говорится о "восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок", а в содержании - о "восстановлении нарушенного права"75.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, может осуществляться в соответствии с правилами, установленными в п. 1 ст. 60 Кодекса. Указанный способ защиты гражданских прав чаще всего заключается в том, что участники соответствующего правоотношения возвращаются в положение, существовавшее до нарушения права. Примерами могут служить двусторонняя реституция в случае признания судом сделки недействительной (ст. 167 ГК РФ); восстановление права, нарушенного в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, если такой акт признан судом недействительным, иными (помимо признания акта недействительным) способами, указанными в ст. 12 ГК РФ (см. ч. 2 ст. 13 ГК РФ).
Кроме того, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, на основании п. 2 ст. 62 Кодекса может осуществляться путем принуждения нарушителя к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В силу ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
- признания судом
- самовольного занятия земельного участка;
- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
При этом действия, нарушающие субъективные земельные права или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём:
- признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- приостановление исполнения
не соответствующих
- восстановления положения,
существовавшего до нарушения
права, и пресечения действий,
нарушающих право или
Отличительная особенность такого способа защиты земельных прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, заключается в том, что оно может являться как самостоятельным способом защиты, так и необходимым следствием признанием права77.
Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки, как способы защиты земельных прав, получили подробную регламентацию в § 2 гл. 9 ГК РФ.
Определяя различие между оспоримыми и ничтожными сделками, Г.Ф. Шершеневич определял, что оно «основывается на том, какие интересы имеетв виду закон, устанавливающий недействительность: исключительно интерес частного лица или же также интерес всего оборота»78, т.е. публичные интересы.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания её таковой судом либо независимо от такого признания.
Правовые акты признаются недействительными судами общей юрисдикции и арбитражными судами по правилам, установленным процессуальным законодательством (гл. 24, 25 ГПК РФ, гл. 23, 24 АПК РФ). Подведомственность и подсудность споров определяется статьями гл. 3 ГПК РФ, гл. 4 АПК РФ. Как уже отмечалось, в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 13 ГК РФ нарушенное право подлежит восстановлению иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Например, нарушенное право в таком случае может быть восстановлено в результате полного возмещения убытков, причиненных действием (изданием незаконного правового акта) соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления на основании ст. 16 ГК РФ.