Защита земельных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:14, дипломная работа

Описание работы

С конца ХХ века в Российской Федерации была объявлена земельная реформа, одним из главных результатов которой является установление прав граждан на землю, и обеспечение государством гарантий по их защите. Конституцией Российской Федерации 1993 года впервые установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности1.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....4

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
§1. Понятие форм и способов защиты земельных прав граждан и юридических лиц …………………………………..…………………………….8
§2. Права граждан и юридических лиц на земельные участки…………...…..16

Глава II. Отдельные способы защиты земельных прав граждан и юридических лиц
§1. Признание права собственности на землю………………………….……..36
§2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения………………………………………………………………….…….44
§3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления…….….51
§4. Возмещение убытков…………………………………………..……………59
§5. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд…………..………………………65

Заключение…………………………………………………………………76
Список использованных источников…………………………..78

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 144.61 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  …………………………………………………………………….....4

 
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§1. Понятие форм и способов защиты земельных прав граждан и юридических лиц …………………………………..…………………………….8 
§2. Права граждан и юридических лиц на земельные участки…………...…..16

 

Глава II. Отдельные способы защиты земельных прав граждан и юридических лиц

§1. Признание права собственности на землю………………………….……..36

§2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения………………………………………………………………….…….44

§3. Признание  недействительным  акта  исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления…….….51

§4. Возмещение убытков…………………………………………..……………59

§5. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд…………..………………………65

 

Заключение…………………………………………………………………76  

Список использованных источников…………………………..78

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С конца ХХ века в Российской Федерации была объявлена земельная  реформа, одним из главных результатов  которой является установление прав граждан на землю, и обеспечение  государством гарантий по их защите. Конституцией Российской Федерации 1993 года впервые  установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности1.

Конституция Российской Федерации, объявив Россию демократическим  правовым государством, провозгласила, в том числе, право на землю  ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность  признавать, соблюдать и защищать это право. Реализация этих положений  обеспечивается гарантированностью государственной, в том числе и судебной, защиты прав гражданина. Каждому предоставлено  право защищать свои интересы всеми  не запрещенными законом способами (ч.2 ст.45), обжаловать в суд решения  и действия (бездействие) органов  государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц (ч.2 ст.46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ч.3 ст.46). Это  свидетельствует о том, что Россия не только признает права на землю, но и декларирует защиту этих прав граждан в качестве одной из основных функций государства.

Принятый в октябре 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации  ФЗ-№ 136 детально развивает такие  принципиальные правовые начала, как: возможность иметь землю в  частной собственности, признание  и защиту равным образом всех ее форм и беспрепятственное осуществление  гражданских прав, связанных с пользованием и владением землей, в том числе, использование земли в качестве пространственного базиса для размещения природных и антропогенных объектов2.

Специфика отношений собственности  на землю обусловлена особенностью их объекта. В силу своих уникальных свойств земля является предметом  правового регулирования не одной, а нескольких отраслей российского  права, а именно: конституционного - при определении государственных  границ и при разграничении территорий между субъектами Российской Федерации, муниципального при определении  полномочий органов местного самоуправления в области регулирования земельных  отношений, гражданского - при совершении сделок с земельными участками, экологического - при использовании земли как  компонента природной среды, составляющей среду обитания человека и обеспечивающей условия его жизнедеятельности  и состояние здоровья.

Одним из важнейших прав и свобод граждан, провозглашенных  Конституцией Российской Федерации, являются право на землю, которая в соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации  представляет основу жизнедеятельности  народов, проживающих на соответствующей  территории. По сути дела любая человеческая деятельность связана с землей, выполняющей  функции всеобщего пространственного  базиса и главного средства производства в сельском хозяйстве. В данном случае право на землю для осуществления  любой хозяйственной деятельности являются одним из экономических  прав человека.

Концепция развития Российского  законодательства предусматривает  последовательную реализацию конституционного принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, а также предполагает создание эффективного механизма их осуществления и защиты. При этом экономической и юридической основой конституционного строя России признаются право собственности и имущественные права. Эти права должны охраняться законом, предусматривающим различные гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ и  является одним из основных условий  осуществления предпринимательской  и иной деятельности гражданами и  юридическими лицами3.

Развитие гражданского оборота и вызванные этим процессом  изменения системы взаимоотношений  в обществе ставят на повестку дня  задачу мониторинга системы защиты имущественных прав и совершенствования  отдельных составляющих этой системы. Безусловно, земля, являясь важнейшим видом недвижимого имущества, требует наиболее тщательной правовой регламентации, фундаментом которой выступают нормы Конституции РФ. В связи с этим, очевидно, что несвоевременность корректировки положений, регламентирующих защиту права собственности на землю, ведет к невозможности реализации субъектами права собственности на землю их прав и интересов, гарантированных Конституцией РФ, что, в свою очередь, приведет к невозможности успешного функционирования механизмов рынка земли.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации и защиты земельных прав.

Предмет исследования –  анализ теоретических и практических вопросов состояния гражданско-правовой защиты земельных прав.

Цель исследования состоит  в системном анализе института  защиты прав на землю, механизмов его  реализации и гарантий гражданско-правовой защиты земельных.

Цель выпускной квалификационной работы предопределила её основные задачи:

  • исследовать правовой механизм осуществления защиты земельных прав граждан и юридических лиц;
  • выявить факторы и тенденции, оказывающие влияние на практику применения конкретных способов защиты права на землю;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

§1. Понятие форм и способов защиты земельных прав граждан и юридических лиц  

 

 

Защита земельных прав и законных интересов субъектов  земельных отношений представляет собой систему правовых норм, предусматривающих  легальные основания и порядок  возникновения земельных прав указанных  субъектов, способы их защиты, а также  процессуальные процедуры обеспечения  и восстановления нарушенных земельных  прав и законных интересов лиц, на законном основании обладающих вещными  или иными правами на земельные  участки4.

Таким образом, защита нарушенного  права состоит из таких элементов, как: предупреждение правонарушения, пресечение правонарушения и восстановление нарушенного  права5.

В соответствии с общим  правилом ст. 9 ГК РФ граждане и юридические  лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических  лиц от осуществления принадлежащих  им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных  законом. Приведенные положения  в полной мере распространяются на субъективные права граждан и  юридических лиц, являющихся собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков, обладателями земельных сервитутов.

Ст. 36 Конституции Российской Федерации устанавливает: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 10 Гражданского кодекса  Российской Федерации не допускает осуществления прав с намерением причинить вред другому лицу или иного злоупотребления правом.

В случае несоблюдения указанных  выше требований п. 1 ст. 10 ГК РФ суд, арбитражный  суд или третейский суд может  отказать лицу в защите принадлежащего ему права6.

Однако в процессе осуществления  хозяйственной или иной деятельности права участников земельных отношений могут быть нарушены. Законодательством предусмотрены способы и формы защиты от таких нарушений7.

Право на защиту является элементом  – правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право  на защиту – это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право8.

В юридической науке имеет  место точка зрения, согласно которой  право на защиту является самостоятельным  субъективным правом9.

Под формами защиты земельных  прав понимается деятельность (процедура) компетентных юрисдикционных органов по защите субъективных прав граждан и организаций в области земельных отношений, т.е. «по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его соблюдением»10.

Защита субъективного права «обеспечивается не только в форме юрисдикционной деятельности соответсвующих органов, но и действиями управомоченного или обязанного лица. Защита права в этих случаях достигается в результате действий фактического порядка и протекает вне юрисдикционной (процессуальной) формы»11.

Действующее законодательство Россиской Федерации позволяет  говорить о следующих формах защиты земельных прав: судебной, административной, третейской, нотариальной, обращении  в уполномоченные органы, а также  о защите земельных прав в форме  самозащиты12

Все перечисленные формы  защиты, кроме последней, относятся к так называемым «юрисдикционным формам защиты», а последняя, соответственно, к «неюрисдикционным». Использование как юрисдикционных, так и неюрисдикционным форм защиты субъективных прав не только допускается, но и гарантируется Конституцией РФ. Согласно её ст. 45 человеку и гражданину гарантируется государственная защита его прав и свобод (юрисдикционная форма). При этом каждый вправе защищать свои права самостоятельно, но не выходя за рамки дозволенного законом (самозащита прав).

Как правило, каждой форме  защиты земельных прав соответствует определённый порядок рассмотрения и разрешения земельных споров. Например, судебной форме соответствует судебный порядок рассмотрения и разрешения земельных споров, административной форме – административный порядок, третейской форме – порядок третейского разбирательства. Между тем существуют такие формы защиты земельных прав, в рамках которых земельные споры не рассматриваются и не разрешаются, однако их использование в определенных случаях позволяет добиться цели защиты нарушенного субъективного земельного права, законного интереса или свободы. К таковым относятся: нотариальная форма защиты, обращение в уполномоченные органы, а также самозащита. Перечисленные формы защиты земельных прав не предусматривают собственного порядка рассмотрения и разрешения земельных споров, поскольку им «неподведомственны «спорные» дела»13.

По мнению М.К. Треушникова, приоритет имеет судебная защита права, и выражается это в том, что:

  1. когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом;
  2. на суд возложена обязанность проверки законности в определённых пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  3. решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд14.

 В соответствии с  ч. 2 ст. 118 Конституции РФ помимо  гражданского судопроизводства  судебная власть в Российской  Федерации осуществляется также  посредством конституционного, административного  и уголовного судопроизводства. Однако земельные споры напрямую  в указанных видах судопроизводства  не рассматриваются и не разрешаются.  Вместе с тем их следует рассматривать как полноценные и самодостаточные формы защиты земельных прав.

Изложенное позволяет  говорить о судебной форме защиты земельных прав как об универсальной, а потому наиболее эффективной форме защиты нарушенного субъективного земельного права, свободы или законного интереса.

Между тем помимо судебного  порядка нарушенные или оспариваемые земельные права, свободы и законные интересы подлежат защите в пордке третейского разбирательства.

Также ряд земельных споров может рассматриваться и разрешаться  также и в административном порядке, если иное прямо не предусмотрено  ЗК РФ и федеральными законами15.

Информация о работе Защита земельных прав