Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:14, дипломная работа
С конца ХХ века в Российской Федерации была объявлена земельная реформа, одним из главных результатов которой является установление прав граждан на землю, и обеспечение государством гарантий по их защите. Конституцией Российской Федерации 1993 года впервые установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности1.
Введение …………………………………………………………………….....4
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
§1. Понятие форм и способов защиты земельных прав граждан и юридических лиц …………………………………..…………………………….8
§2. Права граждан и юридических лиц на земельные участки…………...…..16
Глава II. Отдельные способы защиты земельных прав граждан и юридических лиц
§1. Признание права собственности на землю………………………….……..36
§2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения………………………………………………………………….…….44
§3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления…….….51
§4. Возмещение убытков…………………………………………..……………59
§5. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд…………..………………………65
Заключение…………………………………………………………………76
Список использованных источников…………………………..78
Ненормативные (индивидуальные)
правовые акты направлены на реализацию
норм права в связи с конкретным
делом, в отношении определенного
лица. Они вызывают возникновение, изменение
или прекращение конкретных правоотношений,
прав и обязанностей точно определенных
субъектов. В отличие от нормативных
правовых актов индивидуальные акты
не устанавливают, не изменяют и не
отменяют общеобязательные долгосрочные
правила поведения для
И, наконец, в суд может быть обжаловано неправомерное бездействие соответствующего органа или должностного лица. В теории права под бездействием понимают воздержание лица от совершения действия, пассивное правомерное или противоправное деяние. Как и действие, бездействие является юридическим фактом, возникающим в результате волеизъявления лица. Бездействие может быть правомерным, т.е. не нарушающим правовых норм, регулирующих отношения, в рамках которых совершается деяние в форме бездействия, или реализующим нормы права, специально рассчитанные на их реализацию субъектами правоотношений путем воздержания от совершения действий. В этих случаях бездействие порождает правоотношения, субъекты которых обладают позитивными правами и обязанностями91.
Возможно и бездействие, являющееся юридически индифферентным, например, в сфере общественных отношений, не регулируемых правом, или бездействие, хотя и совершаемое в рамках правовых отношений, но с которым не связаны те или иные юридические последствия. Данный тип бездействия правоотношений не порождает.
Бездействие, как и действие,
может быть противоправным, т.е. социально
вредным (а в уголовном праве -
общественно опасным) деянием, выразившимся
в несовершении общественно полезного
действия, которое орган или лицо
могли и должны были совершить
в силу возложенных на них законом
или иными правовыми актами юридических
обязанностей. В таком качестве бездействие
является элементом объективной
стороны правонарушения, влекущего
возникновение
В зависимости от подведомственности дела признание недействительными неправомерных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления производится судом общей юрисдикции или арбитражным судом (о подведомственности гражданских дел судам и арбитражным судам подробнее будет сказано ниже).
В судах общей юрисдикции производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части осуществляется по правилам гл. 24 ГПК, а по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих - гл. 25 ГПК РФ.
Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с гл. 23, а ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - гл. 24 АПК РФ.
Целесообразно также иметь в виду, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Речь идет, например, о Европейском Суде по правам человека - постоянно действующем суде, образованном государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 04.11.1950 г., в целях обеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции. Россия ратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней 30.03.1998 г.92.
Европейский Суд может
принять дело к рассмотрению только
после того, как были исчерпаны
все предусмотренные
Согласно п. 2 ст. 61 ЗК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Один из таких способов - возмещение убытков.
Под убытками понимают выраженные в денежной форме имущественные потери, возникшие у лица, и находящиеся в причинной связи с неправомерным действием или бездействием другого лица. Согласно ст. 15 ГК РФ убытки могут возникнуть в двух формах: а) реальный ущерб, т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества; б) упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Возмещение убытков - это один из основополагающих принципов гражданского законодательства, в соответствии с которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа или органа местного самоуправления, а также действиями либо бездействием должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации либо муниципальным образованием.
§4. Возмещение убытков
Убытки, причиненные нарушением
прав собственников земельных
На основании п. 1 ст. 62 Кодекса собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу или арендатору земельного участка при нарушении его прав на земельный участок должны быть полностью возмещены как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
Гражданское законодательство предусматривает два вида убытков, а именно реальный ущерб и упущенную выгоду. Реальный ущерб может состоять из утраты и повреждения имущества; расходов, которые произвело лицо по причине нарушений его прав; расходов, которые оно должно произвести в целях восстановления нарушенного права. Упущенной выгодой признаются доходы, которые лицо должно было получить при обычных условиях гражданского оборота, но не получило в связи с нарушением его прав94.
Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержит разъяснения понятий реального имущественного ущерба и упущенной выгоды95.
При предъявлении требований о возмещении убытков должен быть доказан их размер. Если в состав реального ущерба включены расходы, которые лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права, требуется подтвердить их необходимость и предполагаемый размер. Для этого могут быть представлены: смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
При определении размера будущих расходов необходимо учитывать, что подлежат возмещению не любые, а необходимые (разумные) расходы, которые понесет потерпевшее лицо в нормальные (разумные) сроки после нарушения его прав, и им будет применена разумная цена.
При определении размера упущенной выгоды необходимо учитывать меры, предпринятые кредитором для ее получения; сделанные с этой целью конкретные приготовления; разумные затраты, которые должен был понести кредитор, если бы обязательство было исполнено. Потерпевший может потребовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем сумма доходов, полученная лицом, нарушившим его право.
Потерпевшее лицо должно доказать
размер доходов, которые оно не получило
из-за нарушения обязанности, а также
причинную связь между
В Постановлении Пленумов
ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. указывается,
что размер неполученного дохода
(упущенной выгоды) должен определяться
с учетом разумных затрат, которые
должен был понести кредитор, если
бы обязательство было исполнено. Как
сказано в п. 11 Постановления, при
определении размера
Если правонарушитель получил доходы вследствие правонарушения, потерпевший приобретает право на особый способ исчисления упущенной выгоды. В этом случае потерпевший вправе определять упущенную выгоду не как не полученные им, а как полученные правонарушителем доходы.
С точки зрения С.Л. Дягтерёва «под возмещением убытков понимается не только сами убытки, но и возложение обязанности по их доказыванию на потерпевшую сторону, а на виновную сторону - обязанности по восстановлению нарушенных ей правоотношений, материального положения пострадавшего лица»97.
В тех случаях, когда вред причинен земле как природному объекту, следует учитывать специфику регулирования данной проблемы, которая отражена в законодательстве об охране окружающей среды. На основе анализа ряда определений, которые содержатся в ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", можно определить понятие "вред окружающей среде". Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Негативное изменение
качества окружающей среды является
результатом негативного
Определена форма негативного воздействия (деятельности) - загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Указаны объекты негативного
воздействия. Во-первых, это естественная
экологическая система, которая
представляет собой объективно существующую
часть природной среды, которая
имеет пространственно-