Способы образования земельного участка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение и анализ наиболее актуальных теоретических и практических проблем, складывающихся вокруг земельного участка как объекта гражданских и земельных правоотношений, и выработка на этой основе научно обоснованных предложений по совершенствования действующего законодательства. Достижение данной цели требует разрешения следующих задач:- определить юридическое понятие и признаки земельного участка; -рассмотреть способы образования земельного участка;

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1 Понятие и правовой режим земельных участков..................................8
1.1. Правовое регулирование земельных правоотношений...............................8
1.2. Земельный участок, как объект гражданских правоотношений..................16
1.3. Правовой режим земель в Российской Федерации......................................34
1.4. Государственный кадастр недвижимости......................................................48
Глава 2 Способы образования земельного участка...........................................59
2.1. Раздел земельного участка...........................................................................59
2.2. Выдел земельного участка.................................................................................67
2.3. Объединение земельных участков....................................................................73
2.4. Перераспределение земельных участков.........................................................75
2.5. Образование земельных участков из земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности...........................................................................79
Заключение.................................................................................................................85
Библиографический список....................................................................................93

Работа содержит 1 файл

Диплом в ворде 7 (Автосохраненный).docx

— 174.72 Кб (Скачать)

     Правовой  режим земель РФ характеризуют следующие  сущностные черты. Во-первых, правовой ре жим является разновидностью социального режима (от лат. socialis – общественный). Во-вторых, правовой режим земельного фонда РФ характеризуется комплексностью. В-третьих, правовой режим земель РФ является родовым (общим) понятием по отношению ко всем землям, земельным участкам в пределах государственных границ РФ, отражает основы российского земельного строя. В-четвертых, правовой режим определяет поведение субъектов по поводу земель РФ и адресован именно участникам этих отношений. Земля безотносительно тех прав и обязанностей, которые установлены для субъектов в земельной сфере, т.е. как некое явление окружающей действительности, материального мира, безразлична для права. Но и поведение участников правовых отношений, их юридически значимые действия (бездействия) не являются беспред- метными, нельзя их рассматривать отдельно, изолированно от того блага, ради которого они совершаются. Правовое значение земли (как, впрочем, и иных объектов) определяется ее свойствами. Земля является особым объектом природы, имеющим такие свойства, которые не присущи иным природным объектам или объектам, созданным человеком43.            

     Земли в Российской Федерации (Российский земельный фонд) внутренне неоднородны, состоят из различных видов земель, имеющих определенное экономическое, хозяйственное (целевое) назначение. Целевое  назначение земель является основным признаком класси- фикации единого земельного фонда РФ. Неслучайно в качестве основного принципа земельного законодательства названо деление земель по целевому назначению на категории. Категория земель объединяет земли, земельные угодья по юридически значимому признаку. Таким признаком законодатель называет целевое назначение земель.  Особое назначение, цель использования, являющаяся основной для всех земель категории, предопределяет наличие специальных норм, устанавливающих право- вой режим той или иной категории земель. Таким образом, существует объективная необходимость выделения правового режима отдельных категорий земель.  Правовой режим отдельной категории земель отражает особый порядок правового регулирования поведения участников земельных отношений в зависимости от ее основного (доминирующего) целевого назначения. Определяющими для правового режима категории земель являются не те общие задачи и цели, которые ставит публичная власть при установлении правового режима земель РФ, а конкретные цели, которые вызвали особенности правового регулирования отношений по поводу данной категории земель. Для исследования правового режима каждой категории земель необходимо определить состав земель Российской Федерации и  в соответствии со ст. 7 ЗК земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли поселений; - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; - земли особо охраняемых территорий и объектов44.    Основными нормативными актами, определяющими правовой режим земель населенных пунктов, являются ЗК РФ и Градостроительный кодекс РФ. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (п. 1 ст. 83 ЗК РФ). Земли населенных пунктов являются единственной категорией земель в РФ, границы которой можно четко определить на основании закона (ст. 84 ЗК РФ). Необходимо отметить, что черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Также согласно ст. 84 ЗК РФ установление названной черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта населенных пунктов должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Вся территория поселения подлежит разделению только на территориальные зоны45. Результаты такого разделения отражаются в документах зонирования, которые в соответствии с градостроительным законодательством (ст. 39 Градостроительного кодекса) составляют часть правил землепользования и застройки и поэтому утверждаются и изменяются этими правилами. Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты органа местного самоуправления, устанавливающие порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно- территориальных образований, и разрабатываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуправления. Исключение из этого правила составляют лишь города федерального значения Москва и Санкт- Петербург46. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Особенностью использования земель в поселениях является то, что порядок их использования определяется генеральным планом города или проектом застройки иного поселения. Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.       

     В ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения определены как земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земли здесь выступают в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота47. В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения включают: сельскохозяйственные угодья; несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угоди в свою очередь состоят из участков земли определенного хозяйственного использования (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетние плодовые насаждения). Следует отметить, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллективного садоводства, животноводства и огородничества48. Несельскохозяйственные угодья представляют собой земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью (предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных при родных, антропогенных и техногенных явлений), замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, к несельскохозяйственным угодьям относятся овраги, болота и пр. Российское законодательство вводит ряд ограничений, связанных с использованием земель указанной категории. К таковым относят установление: перечня земель, запрещенных к приватизации, находящихся в ограниченном обороте или находящихся в свободном обороте; квалификационных требований, предъявляемых к покупателям земель сельскохозяйственного назначения; ограничения или запрета для иностранцев права приобретения в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Для указанных лиц предусматривается только аренда; запрета на изменение целевого назначения угодий без согласования с органами власти; минимальных и максимальных сроков аренды земель сельскохозяйственного назначения и др. ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает особенности договоров купли-продажи, аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в Государственной или муниципальной собственности; наследования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.    

     Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) Эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. К землям промышленности относятся земли, расположенные за границами населенных пунктов и используемые (предназначенные), например, для фабрик, заводов, шахт, рудников, карьеров, приисков и других организаций. Размеры земельных участков для обеспечения деятельности организаций и (или) Эксплуатации объектов промышленности должны определяться в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией49. Поскольку нормы отвода земель не принимаются, то на практике земельные участки для промышленных объектов выделяются на основании проектно-сметной документации. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Правовой режим земель горнодобывающей и нефтедобывающей промышленности устанавливается как нормами ЗК РФ, так и положениями специальных нормативных актов, в частности Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» в пользование предоставляются не недра в целом, а лишь их часть горный отвод (геометризованный блок недр) на основании лицензии. Одним из обязательных условий предоставления земельного участка недропользователям является наличие проекта рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами. Рекультивация земель ведется в ходе основной деятельности недропользователей, а при невозможности этого не позднее одного года после завершения работ. Строительство и Эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительного заключения государственной Экспертизы проектной документации50.

           Особо охраняемые природные территории определены законодательством РФ как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Общественные отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий с целью сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного мира, их генетического фонда, а также с целью изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния51.

           Законодательство РФ об особо  охраняемых природных территориях  основывается на соответствующих  положениях Конституции РФ и  состоит из законов «Об охране  окружающей среды», «Об особо  охраняемых природных территориях»  и принимаемых в соответствии  с ними иных нормативных правовых  актов субъектах РФ.

           Имущественные отношения в сфере  использования и охраны особо  охраняемых природных территорий, организации и функционирования  государственных природных заповедников, а также других природоохранных  учреждений регулируются гражданским  законодательством, если иное  не предусмотрено федеральным  законом. 

Кроме общих положений ФЗ «Об особо  охраняемых природных территориях», предусмотрены правовые национальных парков, природных парков, памятников природы, особо охраняемых природных  территорий, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно—оздоровительных местностей и курортов52.

            Введены следующие категории  особо охраняемых природных территорий:1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и ботанические сады; 7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью. Они находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

            Особо охраняемые природные территории  регионального значения являются  собственностью субъектов РФ  и находятся в ведении органов  государственной власти субъектов  РФ. Особо охраняемые природные  территории местного значения  являются собственностью муниципальных  образований и находятся в  ведении органов местного самоуправления. Содержание права государственной  собственности на особо охраняемые  природные территории, в том числе  на находящиеся на них природные  комплексы и объекты, устанавливаются  в порядке, предусмотренном ст. 129, 209 и 214 ГК РФ53.                                                       

           Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет    земли лесного фонда, как лесные земли, включающие земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.); нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие земли).

          С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый кодекс установил принципиально иной подход к регулированию лесных отношений. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, Эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, Эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ. На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство54.

           Земли лесного фонда согласно СТ. З ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации. находятся в федеральной собственности. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (СТ. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст. 73). Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 Лесного кодекса. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ. Лесной кодекс РФ определяет случаи, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах: на праве постоянного (бессрочного) пользования (например, казенным предприятиям), безвозмездного срочного пользования (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств)55.     

            Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется: земельным кодексом РФ, водным законодательством. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами. Под водным объектом понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ); земли водоохранных зон водных объектов; земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Основное целевое назначение земель водного фонда заключается в использовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей. Земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект. ВК РФ закрепляет право государственной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и частной собственности на водные объекты. Для охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. Водоохраной зоной является территория, при мыкающая к акватории водного объекта, на котором устанавливается специальный режим использования и охраны при родных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности (ст. 111 ВК РФ). Водоохранные зоны устанавливаются для поддержан и, водных объектов в состоянии, соответствующем эко логическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ВК РФ56.

           Одним из правовых средств охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО состоит из трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояс ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения57.

           К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам (ст. 103 ЗК РФ). В состав земель запаса могут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям. В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (ст. 14 ЗК РФ). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен. К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК РФ). Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий. Земли запаса находятся либо в государственной, либо в муниципальной собственности. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию58. Такой перевод допускается после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ от 21 декабря 2004 г. N2 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

         Итак, правовой режим земель РФ можно определить как особый порядок правового регулирования поведения участников общественных отношений в сфере использования, управления и охраны земель, выра- жающийся в сочетании юридических средств, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земель РФ в интересах всего общества, исходя из положений о земле как о природном объекте, важнейшей составной части природы, природном ресурсе, и создание условий для приобретения, осуществления и защиты прав физических, юридических лиц и публичных образований на земельные участки как объекты недвижимости.

1.4. Государственный кадастр недвижимости

           Первые сведения о кадастре  в России относятся к X в.  и связаны со сбором поземельного  налога и оценкой земель. Картографический  материал земельного кадастра  России содержался в описаниях  земель, собранных в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах, и  составлялся по результатам натурных  и землемерных работ. Землемерные  работы заключались в измерении  длин граничных линий «мерной  вервью», которые разделяли землю  по угодьям и различались по  «добротности» на «добрую», «среднюю»  и «худую». В середине XVIII в.  работы по межеванию расширили  с целью защиты прав землевладельцев.  В 1765 г. была утверждена Комиссия  о государственном межевании  земель. Основные работы по межеванию  земель Российской империи были  завершены в начале XIX в. На  рубеже XVII в. в России составляли  документы учета и описи не  только сельскохозяйственных земель  и лесного фонда, но и городских  дворов. Документы описи и перечня  дворов содержали информацию  о территории двора с перечнем  построек и размером налога  в рублях, а также имя владельца.  Во многих городах проводили  оценку недвижимого имущества  и его опись с составлением  схем и планов земельных участков. В первые годы после революции  1917 г. согласно Положению о  земельных распорядках в городах  все без исключения земли и  водные пространства в пределах городской черты независимо от пользователя подлежали земельной регистрации. При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения, составляли экспликацию участка по видам угодий59.

           Итак дадим определение, что  государственный кадастр недвижимости  является систематизированным сводом  сведений об учтенном недвижимом  имуществе, а также сведений  о прохождении Государственной  границы Российской Федерации,  о границах между субъектами  Российской Федерации, границах  муниципальных образований, границах  населенных пунктов, о территориальных  зонах и зонах с особыми  условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным  законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О  государственном кадастре недвижимости" сведений. Государственный кадастровый  учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов  незавершенного строительства (объекты  недвижимости) осуществляется в  порядке, установленном Федеральным  законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О  государственном кадастре недвижимости" ( далее – Закон о кадастре). Настоящий Закон вступил в  силу с 1 марта 2008 года. Государственный  кадастровый учет обеспечивает  подтверждение существования недвижимого  имущества с характеристиками, позволяющими  определить такое недвижимое  имущество в качестве индивидуально-определенной  вещи, а также обеспечивает внесение  сведений о таком имуществе  в государственный кадастр недвижимости. Каждому объекту недвижимости, сведения  о котором внесены в государственный  кадастр недвижимости, присваивается  не повторяющийся во времени  и на территории Российской  Федерации государственный учетный  номер - кадастровый номер60

              Приобретение прав на земельные  участки, совершение сделок с  ними и государственная регистрация  возможны только после государственного  кадастрового учета земельных участков. С 1 декабря 2010 года ведение государственного кадастра недвижимости и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляет ФБУ «Кадастровая палата» по Калужской области на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета».

             Документы для осуществления  государственного кадастрового  учета предоставляются по месту  нахождения земельного участка.  Получать информацию об исполнении  заявления о постановке на  кадастровый учет или запроса  о предоставлении сведений можно  получить на Интернет-сайте www.rosreestr.ru в рубрике «Статус заявления онлайн». Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники объектов недвижимости или любые иные лица подают в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастрового учета, заявление и необходимые для кадастрового учета документы. 

            Заявление о кадастровом учете  и необходимые документы представляются  в орган кадастрового учета  заявителем или его представителем: • лично; • посредством почтового  отправления с описью вложения  и с уведомлением о вручении (при этом подлинность подписи  на заявлении должна быть засвидетельствована  в нотариальном порядке).  
• в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования (заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя).

           Состав необходимых для кадастрового учета документов: 1. Заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости. 2. Межевой план. Форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 34 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества». Форма межевого плана утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 № 412 « Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»61. Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены. Не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. При подаче документов для проведения государственного кадастрового учета заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность. Получение заявления о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета заявлений и выдачей заявителю расписки о получении соответствующих документов. Отказ в приеме документов для осуществления кадастрового учета возможен только:  если заявление представлено лицом, не указанным в заявлении;  если лицо, представившее заявление, не предъявило документ, удостоверяющий личность. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя: • проверку представленных заявителем документов; • внесение сведений в государственный реестр земельных участков; • принятие органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета; • присвоение кадастрового номера земельному участку; • изготовление и выдача кадастрового паспорта земельного участка. Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня подачи заявления о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.При осуществлении кадастрового учета в соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при выявлении оснований, может быть принято решение: 1) о приостановлении осуществления кадастрового учета; 2) об отказе в осуществлении кадастрового учета. Основные причины приостановления кадастрового учета: 1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости );  2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости); 3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости); 4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.  
          Основные причины отказа в осуществлении кадастрового учета: 1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре; 2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре; 3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; 4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер; 5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; 6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; 7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица. 8) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; 9) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута; 10) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта; 11) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев. 12) при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ. 13) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; 14) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора. 15) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Сведения государственного кадастра недвижимости предоставляются в виде: • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; • кадастровой выписки об объекте недвижимости; • кадастрового паспорт объекта недвижимости; • кадастрового плана территории; • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте, наряду с запрашиваемыми сведениями, должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости , а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости. Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения. Сведения можно получить в электронном виде через портал государственных услуг, оказываемых Росреестром(portal.rosreestr.ru)62.                                                                                                                                                                                                                                                                                

           В  наше время платить за  квартиру, телефон, интернет,  а  так же другие услуги, стоя  в очереди, стало уже не актуальным, так как все это можно осуществлять  через нано-технологии, такие как «Мобильный платеж» и «мобильный банк», и подача документов для осуществления кадастрового учета объектов недвижимости не исключение, так как с вступлением в силу   Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости» многие проблемы, как для самих граждан, так  для кадастровых инженеров и работников органа кадастрового учета решились в одночасье.

           Посредством Интернет-портала государственных услуг, оказываемых Росреестром (http://portal.rosreestr.ru), заявление о постановке на государственный кадастровый учет может подать любое физическое либо юридическое лицо, но при наличии у него электронной цифровой подписи. Для постановки земельного участка на кадастровый учет вместе с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен Межевой план. Соответственно, для проведения кадастровых работ и подготовки Межевого плана, заинтересованное лицо обращается к кадастровому инженеру. Именно кадастровый инженер может обеспечить взаимодействие заинтересованных в получении услуги через Интернет-портал лиц и органа кадастрового учета путем подготовки Межевого плана и заявления в электронном виде и заверения данных документов электронной цифровой подписью. Таким образом, при заключении договора подряда на выполнение кадастровых работ можно предусмотреть подготовку кадастровым инженером Межевого плана в электронном виде и подачу заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка через Интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром. 

             Результатом выполнения работ  по данному договору будет  являться кадастровый паспорт  земельного участка. Для постановки  на кадастровый учет земельного  участка посредством Интернет-портала государственных услуг, оказываемых Росреестром, необходимы следующие документы:заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, которое заполняется непосредственно на Интернет-портале государственных услуг Росреестра и автоматически формируется системой; межевой план в формате XML, подписанный электронной цифровой подписью кадастрового инженера;отсканированные образы документов (*jpg; *gif; *pdf), включаемые в Приложение к Межевому плану, подписанные электронной цифровой подписью кадастрового инженера.                     

              Получение заявления и необходимых для кадастрового учета документов, представляемых в форме электронных документов, подтверждается органом кадастрового учета путем направления расписки в форме электронного документа, подписанного ЭЦП(Электронно-цифровую подпись можно получить в одном из Удостоверяющих Центров, выполнивших требования Росреестра к средствам электронно-цифровой подписи. Перечень Удостоверяющих Центров размещен на Интернет-портале государственных услуг в разделе «Дополнительная информация о постановке объектов на кадастровый учет), уполномоченного лица органа кадастрового учета. 

             Электронная расписка направляется  заявителю в день поступления  заявления в орган кадастрового  учета посредством отправления  сообщения электронной почтой  по указанному заявителем в  заявлении адресу электронной  почты или с использованием  веб-сервисов. Сроки осуществления ГКУ земельных участков предусмотрены действующим законодательством и не зависят от способа подачи заявления и необходимых документов. Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете63.

       Таким образом, в ближайшее время ФБУ «Кадастровая палата» полностью будет переходить на обработку документов, поступающих в электронном формате и намного быстрее будет осуществляться процедуры, связанные с оформление прав на объекты недвижимости, но все-таки бумажный носитель всегда будет иметь преимущество. 

           При изучении данной главы можно сделать вывод, позволяющий более точно определить с какой скоростью шел прогресс в сфере земельных отношений на протяжении  последних лет двадцать первого века. В России земля всегда имела особый правовой режим. Как нам представляется, главная задача любого государства -обеспечение достойного человеческого существования своих граждан, недостижима без тщательного исследования исторического опыта развития основных государственно-правовых институтов, одним из которых как раз и является права на землю частных лиц. Так, например, отрицание и неприятие государственно-правового опыта дореволюционной России в области наделения основной массы населения страны землей привело к грубым ошибкам и значительным перекосам в управлении советским государством, что повлекло за собой многие вредные для общества последствия, в том числе массовое «раскулачивание», национализацию земли и как следствие -стагнацию развития сельского хозяйства. И поэтому, изучение основных правовых институтов России на определенных этапах развития нашего государства имеет особое значение для современного периода. Еще раз можно подтвердить, что на сегодняшний момент земельный участок включен в гражданский оборот, в связи с чем окончательно и бесповоротно, земельный участок признан объектом гражданских прав.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Способы образования  земельного участка

2.1. Раздел земельного участка

     Этапом  развития правого регулирования  отношений по поводу образования  земельного участка стало введение Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ в Земельный Кодекс гл. 1.1 "Земельный участок". В главе 1.1 Земельного Кодекса законодатель выделил для специального регулирования отношения по поводу образования только земельного участка как объекта земельных отношений. То, что глава посвящена только земельному участку, а не всем указанным в ст. 6 Земельного Кодекса объектам земельных правоотношений, продиктовано скорее накопившимися за последнее время правоприменительными проблемами по образованию земельных участков, чем теоретическими соображениями. Новой главой Земельного Кодекса вводится новое понятие образования земельного участка64.

     Главой 1.1 определяется несколько разновидностей действий с земельным участком, каждый из которых, по мнению законодателя, влечет за собой особые правовые последствия, согласно п.1 ст.11.2 установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности65.

     Для всех способов образования земельного участка требуется соблюдение конкретных условий, руководствуясь ст.11.2 Земельного кодекса, таковыми являются:

     - Земельные участки, из которых  при разделе, объединении, перераспределении  образуются земельные участки,  прекращают свое существование  с даты государственной регистрации  права собственности и иных  вещных прав на все образуемые  из них земельные участки (далее  также - образуемые земельные  участки) в порядке, установленном  Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами;

     - Целевым назначением и разрешенным  использованием образуемых земельных  участков признаются целевое  назначение и разрешенное использование  земельных участков, из которых  при разделе, объединении, перераспределении  или выделе образуются земельные  участки, за исключением случаев,  установленных федеральными законами;

     -  Образование земельных участков  допускается при наличии в  письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей  земельных участков, из которых  при разделе, объединении, перераспределении  или выделе образуются земельные  участки. Не требуется такое  согласие на образование земельных  участков из земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности  и предоставленных государственным  или муниципальным унитарным  предприятиям, государственным или  муниципальным учреждениям, а  также в случаях, указанных  в пункте 6 настоящей статьи;

     - Образование земельных участков  из земельных участков, находящихся  в частной собственности и  принадлежащих нескольким собственникам,  осуществляется по соглашению  между ними об образовании  земельного участка, за исключением  выдела земельных участков в  счет доли в праве общей  собственности на земельные участки  из земель сельскохозяйственного  назначения в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель  сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения").;

     - Образование земельных участков  может быть осуществлено на  основании решения суда в обязательном  порядке независимо от согласия  собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки;

В соответствии со ст.11.8:

     - Сервитуты, установленные в отношении  земельных участков, из которых  при разделе, объединении, перераспределении  или выделе образуются земельные  участки, сохраняются в отношении  образуемых земельных участков  в прежних границах;

В соответствии со ст.11.9

     - Предельные (максимальные и минимальные)  размеры земельных участков, в  отношении которых в соответствии  с законодательством о градостроительной  деятельности устанавливаются градостроительные  регламенты, определяются такими  градостроительными регламентами;

Информация о работе Способы образования земельного участка