Способы образования земельного участка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение и анализ наиболее актуальных теоретических и практических проблем, складывающихся вокруг земельного участка как объекта гражданских и земельных правоотношений, и выработка на этой основе научно обоснованных предложений по совершенствования действующего законодательства. Достижение данной цели требует разрешения следующих задач:- определить юридическое понятие и признаки земельного участка; -рассмотреть способы образования земельного участка;

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1 Понятие и правовой режим земельных участков..................................8
1.1. Правовое регулирование земельных правоотношений...............................8
1.2. Земельный участок, как объект гражданских правоотношений..................16
1.3. Правовой режим земель в Российской Федерации......................................34
1.4. Государственный кадастр недвижимости......................................................48
Глава 2 Способы образования земельного участка...........................................59
2.1. Раздел земельного участка...........................................................................59
2.2. Выдел земельного участка.................................................................................67
2.3. Объединение земельных участков....................................................................73
2.4. Перераспределение земельных участков.........................................................75
2.5. Образование земельных участков из земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности...........................................................................79
Заключение.................................................................................................................85
Библиографический список....................................................................................93

Работа содержит 1 файл

Диплом в ворде 7 (Автосохраненный).docx

— 174.72 Кб (Скачать)

Содержание

Введение....................................................................................................................3 

Глава 1 Понятие и правовой режим земельных участков..................................8

1.1. Правовое регулирование земельных правоотношений...............................8

1.2. Земельный участок, как объект гражданских правоотношений..................16

1.3. Правовой режим земель в Российской Федерации......................................34

1.4. Государственный кадастр недвижимости......................................................48

Глава 2 Способы образования земельного участка...........................................59

2.1. Раздел  земельного участка...........................................................................59

2.2. Выдел земельного участка.................................................................................67

2.3. Объединение земельных участков....................................................................73

2.4. Перераспределение земельных участков.........................................................75

2.5. Образование земельных участков из земель, находящихся в муниципальной  и государственной собственности...........................................................................79

Заключение.................................................................................................................85

Библиографический список....................................................................................93

                                           

 

Введение

       Земельный участок является категорией многогранной и многоаспектной, предметом исследования естественных и гуманитарных наук, объектом природы и природным ресурсом. Статья 9 Конституции РФ установила, что земельный участок и другие природные ресурсы является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, тем самым, констатируя основополагающую роль данного объекта в социальных, экономических, политических и правовых отношениях.   

       Многовековая  практика подтверждает, что главным  источником жизнеспособности и процветания  любого государства являются принадлежащие  ему земельные ресурсы и проживающее  на них население. В настоящее  время земельно-ресурсный потенциал  России составляет 1,7 млрд. га земли (12,5% мировой территории) и 420 млн. га континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55% черноземных почв мира1.    В течение многих лет земельный участок не признавался имуществом и был исключен из гражданского оборота. Он рассматривалась как объект природы, нейтральный к экономике и не имеющий денежной оценки. Поэтому совершение сделок с земельными участками было прямо запрещено и квалифицировалось как уголовно наказуемое деяние. Возможность совершения сделок с земельными участками появилась в связи с разгосударствлением и признанием права частной собственности на землю.В настоящее время каждый гражданин Российской Федерации имеет равные возможности получить (приобрести) земельный участок и может распорядиться имеющимся в его.  Земельные участки на сегодняшний день активно вовлекаются в гражданский оборот. Употребление словосочетания «рынок земли» стало привычным в обществе. Рыночные преобразования потребовали от российского законодателя создания системы норм, регламентирующих отношения по включению земельных участков в гражданский оборот. На первом месте стояла задача в необыкновенно короткие сроки создать нормативную базу, которая обеспечивала бы законный переход недвижимых вещей из публичной собственности в частную. Это не могло не сказаться на качестве таких норм. В этих условиях возникла проблема соотношения норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений, определения степени «вмешательства» гражданского права в сферу действия земельного права, того до каких пределов и почему нормы гражданского права регулируют земельные отношения. Пожалуй, ни одна другая отрасль права не имеет такого множества точек соприкосновения, как земельное право с гражданским правом. Такое соприкосновение (точнее сказать, противоречие) норм гражданского и земельного права легко прослеживается в действующем законодательстве. Поэтому перед законодателем в настоящее время стоит иная задача - обеспечить охрану и защиту прав собственников недвижимости посредством устранения имеющихся в законодательстве противоречий, а также совершенствования правового регулирования отношений, связанных с земельным участком как объектом гражданских и земельных правоотношений. В целях детализации и корректировки земельно-правовых отношений принят Федеральный закон РФ от 22 июля 2008г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений», согласно которого ЗК РФ дополнен Главой I.1 «Земельные участки». В соответствии со статьей 111 вышеуказанной главы земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Ранее законодательно не закреплялось, каким образом земельный участок образовывался. Учитывая внесенные ФЗ № 141 изменения, в настоящее время ЗК РФ регламентирует способы образования земельных участков.   Объектом исследования является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере признания земельных участков объектами гражданских и земельных правоотношений.   Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, федеральных законах РФ, международных правовых актах, и процесс их воздействия на развитие правового режима земельных участков как разновидности объектов гражданских и земельных правоотношений.      

       Целью настоящего исследования является изучение и анализ наиболее актуальных теоретических и практических проблем, складывающихся вокруг земельного участка как объекта гражданских и земельных  правоотношений, и выработка на этой основе научно обоснованных предложений по совершенствования действующего законодательства.     Достижение данной цели требует разрешения следующих задач:- определить юридическое понятие и признаки земельного участка; -рассмотреть способы образования земельного участка;- исследовать правовой режим земельного участка как объекта гражданских и земельных  правоотношений и правой режим земель Российской федерации в целом; -изучить правовую специфику гражданского оборота земельных участков;- выявить особенности совершения сделок с земельными участками;- разработать предложения по совершенствованию законодательства и углублению теоретических положений, касающихся предмета исследования.     Методологическая основа исследования заключается в 
использовании общих и частных методов научного познания, таких как 
диалектический, историко-правовой, формально-логический, аналитический, сравнительно-правовой, системный, а также иных методов научного познания. Научная новизна данной работы определяется постановкой проблем и степенью их разработанности и решимости. Конкретные элементы новизны выражаются в следующем: проведен анализ значения понятия «земельный участок» в гражданских и земельных правоотношениях; сформулированы пути совершенствования законодательства гражданского оборота земельных участков; определено понятие гражданского оборота земельных участков; выявлены особенности совершения сделок с земельными участками; изучены особенности образования земельного участка; выявлены авторские проблемы при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков; исследовано, как прогрессирует из года в год государственный кадастр недвижимости. 

       Структура данной работы включает в себя две  главы, первая глава состоит из четырех подразделов, вторая глава подразделяется на пять подразделов. 

       В первой главе работы рассматривается  само понятие и правовой режим  земельного участка, в ней первоначально  определяется каково правовое регулирование  земельных отношений, так же данная глава содержит основные мысли по поводу того, как земельный участок приобрел такой статус, как объект гражданских и земельных правоотношений, рассматриваются особенности совершения сделок с земельными участками, такие как аренда, купля-продажа, наследование и т.д., однако пока на данный момент невозможно наблюдение земельного участка, как объекта, без его связи с такой характеристикой -как категория земель,  к которой относится исследуемый земельный участок, все достоинства  и недостатки деления земельного фонда РФ на категории земель описаны в параграфе четвертом данной главы, и наконец завершающим этапом первой главы является описание развития нанотехнологий в сфере   ведения государственного кадастра недвижимости, а именно: раскрывается понятие государственного кадастра недвижимости, порядок осуществления государственного кадастрового учета, прогресс в процессе постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

       Вторая  глава работы полностью посвящена  Главе 1.1 Земельного кодекса Российской федерации. В главе второй не только дается характеристика способов образования земельных участков, но и раскрывается их содержимое, а так же приводятся примеры применения законодательства при преобразовании земельного участка и его образовании из земель на практике, конкретные судебные разбирательства еще раз дают понять, что даже при попытке следовать такой "инструкции", как земельный кодекс, всегда "всплывают"  другие нормативные акты, которые не всегда сопоставимы с высшим законодательным актом, и именно в этой главе автор все-таки находит выход из таких ситуаций, что позволяет  поставить "точку" в той или иной ситуации.

       Учитывая  существование значительного количества научных подходов к осмыслению обозначенных проблем, а также их непосредственное влияние на качество правового регулирования  земельных отношений в Российской Федерации, изучение указанной темы представляется весьма актуальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Понятие и правовой режим земельных  участков

1.1 Правовое регулирование земельных правоотношений

     Становление и формирование рынка земли в  Российской Федерации сопровождалось бурным нормотворчеством, как на федеральном, так и на региональном уровне. С  начала 90-х в России принималось  десятки нормативных актов. Однако долгое не принятие центральных законодательных  актов о земельных правоотношениях, в частности Земельного кодекса, ряда Федеральных законов порождало  множество противоречий, как между  участниками земельных правоотношений, так и между федерацией и ее субъектами. Возникали противоречия и между актами СССР продолжавшими  действовать на территории России и  новым законодательством.

     Особенность регулирования земельных правоотношений до вступления в силу Земельного кодекса  заключалась в том, что данное регулирование осуществлялось преимущественно  на основе подзаконных нормативных  правовых актов.

     С принятием Земельного кодекса большинство  накопившихся проблем было разрешено, в частности содержащие нормы  земельного права законодательные  акты Союза ССР со дня введения в действие нового Земельного кодекса  не применяются (ст. 5 Федерального закона от 25 октября №137-ФЗ «О введении в  действие Земельного кодекса Российской Федерации»2). Таким актом прежде всего были-Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.90 N 1251-13. С момента вступления в действие ЗК данный нормативный акт, равно как и иные нормативные акты земельного законодательства Союза ССР, прекратил свое действие. Иные нормативные акты земельного законодательства, как федеральные, так и субъектов РФ, а также нормативные акты органов местного самоуправления, подлежат приведению в соответствие с ЗК РФ. Приведению в соответствие с ЗК РФ подлежат и нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, а также договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ в области регулирования земельных отношений.

     Итак, обратимся к современному законодательству регулирующему земельные правоотношения. Современная теория права допускает  трактовку понятия «законодательство» и в широком смысле — в качестве совокупности всех нормативных правовых актов, посвященных регулированию  той или иной сферы общественных отношений, и в узком — когда  речь идет только и непосредственно  о законах как актах высшей юридической силы. Земельный кодекс вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит  из понятия законодательства в узком  смысле, определив в п. 1 статьи 3, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и  законов субъектов Российской Федерации4.

     Конституция РФ в ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и  ее субъектов находится земельное  законодательство, а также вопросы  владения, пользования и распоряжения землей. Земельный кодекс в ст. 9 и 10 разграничивает полномочия Российской Федерации и полномочия ее субъектов  в области земельных отношений. Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что имущественные отношения  по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми, и  регулируются гражданским законодательством (ст. 3 ЗК РФ). А гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому субъекты Федерации  не могут принимать акты, регулирующие перечисленные выше отношения. Таким  образом, правовое регулирование рынка  земли – прерогатива Российской Федерации.

     Статья 3 ЗК РФ выстраивает четкую иерархию земельных нормативных правовых актов в зависимости от их юридической  силы. Во главе ее, как и во многих других отраслях права, находится Кодекс. Нормам Земельного кодекса должны соответствовать  не только нормы законов, входящих в  систему земельного законодательства, но и земельно-правовые нормы, содержащиеся в законах других отраслей (например, лесного, водного законодательства). Во многих статьях Земельный кодекс дает отсылки к тем или иным федеральным законам или же, не называя конкретного закона, определяет, что тот или иной вопрос регулируется федеральным законом5. В других случаях Кодекс указывает на совместное регулирование вопроса законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Так, и федеральными законами, и законами субъектов Федерации могут быть установлены случаи, когда требуется указание категории земель в иных документах, кроме названных в Земельном кодексе (подп. 5 п. 2 ст. 8), а охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными и сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии не только с законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 7 ст. 13).

     Субъекты  Российской Федерации могут принимать  законы, регулирующие земельные правоотношения, кроме вопросов сделок с землей и  иных имущественных отношений по поводу земли. Целый ряд вопросов, подлежащих регламентации в законодательстве субъектов Федерации, непосредственно  указан в Земельном кодексе —  например, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых  гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (п. 1 ст. 33)6.

     Законодательно  закреплено, что нормы земельного права, содержащиеся в законах субъектов  Российской Федерации, должны соответствовать  Земельному кодексу РФ. Но следует  иметь в виду, что вообще законодательство субъектов Федерации не должно противоречить  федеральным законам. На это указывает  ст. 4 (ч. 2) Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» —  и ст. 72, устанавливающая, что в  совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находится обеспечение  соответствия конституций и законов  республик; уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  Конституции РФ и федеральным  законам. Следовательно, законы субъектов  Российской Федерации, регулирующие земельные  отношения, должны соответствовать  не только Земельному кодексу, но и  другим федеральным законам.

     До  принятия нового Земельного кодекса, когда  многие вопросы владения, пользования  и распоряжения земельными участками  оставались на федеральном уровне практически  неурегулированными, часть субъектов  Федерации решила их в своих законах  о земле. Теперь те их положения, которые  противоречат нормам Земельного кодекса, как уже отметили, подлежат отмене7.

     Среди актов направленных на регулирование  земельных правоотношений необходимо выделить законодательные нормативные  акты. Наряду с Конституцией РФ и  Земельным кодексом РФ необходимо выделить целую группу законодательных актов:

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  (части первая, вторая и третья). Нормами гражданского законодательства  регулируется прежде всего имущественный  оборот земель. Согласованное применение  норм земельного и гражданского  законодательства нашло свое  отражение в содержании многих  формулировок Земельного кодекса, при этом формулировки ГК РФ в ЗК РФ не дублируются, к ним делается отсылка с указанием конкретных статей ГК РФ. Нормы же, отражающие специфику земли как объекта земельных отношений, прописываются в ЗК дополнительно. В частности, примером может служить ст.46 ЗК. Пункт 1 этой статьи содержит отсылочную норму: "аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством". Нормы же п.2 устанавливают ряд дополнительных оснований прекращения аренды земли, наличие которых предопределяется спецификой земли как природного объекта и природного ресурса, например, такое основание, как использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Информация о работе Способы образования земельного участка