- федеральные
нормативно-правовые акты (законы; подзаконные
акты: указы президента, постановления,
нормативно правовые акты федеральных
органов исполнительной власти).
- нормативно-правовые
акты субъектов РФ – законы
(закон СО от 7.07.2004 «об особенностях
регулирования земельных отношений на
территории Свердловской области; иные
нормативно-правовые акты, издаваемые
исполнительными органами государственной
власти).
- нормативно-правовые
акты органов местного самоуправления
(строго в рамках компетенции).
По предмету
регулирования:
- нормативно-правовые
акты комплексного эколого-правового
регулирования (ФЗ об охране
окружающей среды).
- нормативно-правовые
акты отраслевого регулирования
(ЗК РФ, ФЗ о землеустройстве).
- нормативно-правовые
акты иных отраслей законодательства
(Налоговый Кодекс, ФЗ о крестьянском
и фермерском хозяйстве, ГК).
Классификация
нормативно-правовых договоров как
источников земельного права.
В зависимости
от субъектного состава договора
и территории действия соглашения:
- внешние (международные).
Участниками могут быть государства
в лице уполномоченных органов.
Эти договоры прежде всего касаются
установления государственных границ;
природоохранные договоры.
- внутренние
договоры. Они появились в период
пробела в регулировании земельных
отношений на федеральном уровне.
Данные договоры касались предметов
ведения и полномочий между
РФ.
Источники в
устной форме:
- правовой обычай
(сложившиеся на определенной
территории, не имеющий письменной
формы и добровольно применяемый
участниками отношений правило
поведения регулирующее земельные
отношения. Как источник правовой обычай
может регулировать только горизонтальные
отношений (основанные на равенстве). В
местах проживания малочисленных народов,
этнических групп, их природопользования.
Особенность источников
земельного права:
- многоуровневость.
Они подразделяются на несколько уровней
- множественность.
Несогласованность и противоречивость.
- комплексный
характер и возможность применения
к земельным отношениям источников
других отраслей права.
Система источников
ЗП включает в себя (по юридической
силе):
- КРФ (статьи указаны
в первой лекции) ; международно-правовые
акты – часть российской правовой системы
(ратифицированные)
- ФЗ (ЗК – акт, первый
среди равных, «конституция отрасли законодательства»,
другие ФЗ: «О землеустройстве», «О государственном
кадастре и недвижимости»…)
- Указы Президента
(теперь их нет, кроме заимствованных из
иных отраслей права)
- Постановление
Правительства РФ «О государственном
земельном контроле», «О мониторинге земель».
Основное содержание раскрыто в постановлениях,
которые развивают материальные нормы
в процессуальном праве.
- Ведомственные
акты ФОИВ. Министерство природных ресурсов
было единоличным регуляторов до административной
реформы: ФА по лесному хозяйству, ФА по
природопользования. ФА кадастра объектов
недвижимости входит в состав Минюста.
- Акты субъектов
федерации (законы и подзаконные акты
– для решения задач – нужны законы Свердловской
области 2004г)
- Акты местного
самоуправления (утвержденные администрацией
муниципального образования правила землепользования
и застройки).
- Судебные акты
вышестоящих инстанций (КСРФ, ВАС, ВС РФ)
– цель:
- руководящие начала
для нижестоящих инстанций,
- база для формирования
законодательства,
- Формирование
практической позиции сторон в судебном
процессе.
- Обычаи – неписанные
правила поведения, сложившиеся с частотой
применения.
- Делового оборота
– используются в специфичной – предпринимательской
деятельности (партнерские соглашения
и т.д.)
- Обычаи потребительского
землепользования.
- Технические
регламенты и стандарты. НПА содержит
права и обязанности. Регламенты и стандарты
содержат технические характеристики.
07.12.2002 – ФЗ « о техническом регламентировании».
Производитель обязан следовать минимуму
регламента, стандарты – добровольно
исполняются.
- Локальные акты.
Закреплены в ТП.
Особенности источника
ЗП:
- Двухуровневость
(федеральный и и региональный уровни)
- ЗП-нормы содержатся
в источниках иной отраслевой принадлежности.
- Динамизм – постоянное
внесение изменений в НПА.
- Самое большое
количество кодифицированных актов
Соотношение
понятия «источники
ЗП» и «земельное
законодательство»
В соответствие
со ст.2 ЗК, земельное законодательство
состоит из ЗК, ФЗ и принятых в
соответствии с ними законов субъектов
РФ.
Федеральным законодателем
может быть предусмотрены иные права
и обязанности субъектов.
посмотреть соотношение:
Земельное, экономическое законодательство,
земельное и гражданское.
ГК по пандектной
системе: норма специальная важнее норм
общих.
Диспозитивность,
присущая гражданскому законодательству,
вписывается в эту систему.
Понятие земельного
законодательства.
Земельное законодательство
в советский период понималось в
широком смысле. То есть включало в
себя все виды нормативно-правовых
актов.
В широком смысле
предлагается понимать и законы и подзаконные
нормативные акты.
У узком смысле,
то есть под земельным законодательством
понимается совокупность федеральных
законов и законов субъектов РФ (п.1 ст.2
ЗК). Земельное законодательство состоит
из земельного кодекса, федеральных законов
и принимаемых в соответствии с ним законы
субъектов РФ. Однако, в этой же статье
сказано, что нормы регулирующие земельные
отношения могут также содержаться в указах
президента, которые не должны противоречить
кодексу и федеральным законам. Правительство
также принимает постановления, регулирующие
земельные отношения.
Земельное законодательство
дореволюционной России. Первый источник
– Русская Правда, земельное законодательство
советского периода. Современное земельное
законодательство.
Понятие
земельного законодательства.
Периоды развития.
Земельное
законодательство – совокупность нормативно-правовых
актов, в которых нормы земельного права
находят своё выражение.
Земельное
законодательство направлено на:
- Обеспечение
рационального использования земли, её
надёжной охраны.
- Создание
условий для равноправного развития различных
форм хозяйствования на земле.
- Воспроизводство
плодородия земли, сохранение и улучшение
окружающей среды.
- Охрана прав
на землю граждан и ЮЛ.
Периоды
развития земельного законодательства:
- Дореволюционный
(до 1917 г.)
- Советский
(до 1990 г.)
- Современная
Россия.
Дореволюционный
период развития земельного
законодательства.
Земельный
строй России сложился на основе реформы
1861 г. и аграрной реформы 1906 г. Сложная
связь феодального и капиталистического
элементов.
Земельный
фонд делился на следующие земли:
- Государственные.
- Удельные
(собственность царской семьи примерно
8 млн десятин).
- Майоратные
(земли, пожалованные царём на праве потомственного
пользования без дробления с правом наследования).
- Общественные
(земли, переданные земствам, обществам
дворян и товариществам помещиков)
- Крестьянские
(земли крестьянской общины).
- Церковные.
- Монастырские.
- Посессионные
(земли владельцев посессионных заводов).
Земельные
отношения регулировались гражданским
правом, а поземельное право не
было развито, но были определённые разработки,
публикации.
Выделим
некоторые нормативные акты этого
периода:
- Закон от
6 июня 1904 г. О переселении крестьян
в малозаселённые земли из густонаселённых
районов, но без основных льгот (в основном
– в Сибирь).
- Указ от 10
марта 1906 г. О переселении всех желающих
крестьян + помощь государства при переселении
(Правительство выделяло большие средства:
на дороги, медицинское обслуживание,
обустройство).
- Указ Правительства
от 9 ноября 1906 г. " О льготном порядке
выделения крестьян из общины" (предоставлялся
кредит Правительства). Община была обязана
предоставить крестьянину надел.
Реформы
были направлены на аграрные преобразования,
разрушение общины и создание крепких
крестьянских хозяйств.
Советский
период развития земельного
законодательства.
С 1917 г.
по 1990 г. – земельное законодательство
развивалось при решающей роли КПСС.
Выделим
2 этапа:
- октябрь 1917
– коллективизация (30-е гг.)
Выделим
некоторые важные акты этого периода:
- Земельный
кодекс РСФСР 1922 г. Отличительная особенность
– регулировал преимущественно землепользование
крестьян-единоличников.
Но была
группа нормативных актов, регулирующих
коллективные формы землепользования.
- Устав трудовой
земледельческой коммуны 1918 года. Значительно
опередил своё время, так как всё обобщалось,
не предусматривались личные подсобные
хозяйства. Действовал принцип уравнительного
распределения по семьям.
- Положение
"О земельных порядках в городах"1925
г.
- "Общие
начала землепользования и землеустройства"
1926 г.
- 30-е – 60-е
годы. Акты:
- Примерный
устав сельскохозяйственной артели 1930
г.
Устав
закрепил задачи коллективизации.
- Основы земельного
законодательства СССР 1969 г.
- Земельный
кодекс РСФСР 1970 г.
Вывод:
упорядоченного регулирования земельных
отношений по рациональному использованию
земли не происходило.
Современный
период развития земельного
законодательства.
С 1990 г.
начинается земельно-аграрная реформа
и возникает необходимость развития
рынка, нового земельного законодательства.
Принимаются ряд законодательных актов:
- "О земельной
реформе"
- "О социальном
развитии села"
- Земельный
кодекс 1991 г.
- "О крестьянском
фермерском хозяйстве"
- Конституция
РФ
- Закон "О
государственном земельном кадастре"
и др.
Позитивные
стороны нового законодательства:
- Расширило
права граждан как землепользователей.
- Создало условия
для развития фермерских хозяйств.
- Земля стала
недвижимостью (особого рода).
- Судебная
защита землепользователей.
- Закрепление
приоритета земельного законодательства
перед ГП в регулировании земельных отношений
(ст. 3 Земельного кодекса РФ).
- Создание
легального оборота земли, то есть земельного
рынка.