- из
земель организаций отдельных
отраслей экономики: организации
транспорта, лесного хозяйства, лесной
промышленности, охотнечих хозяйств, государственных
природных заповедников и национальных
парков. Предоставляется гражданам (работникам)
в виде служебного надела, т.е. дать возможность
работникам, которые в силу исполнения
своих служебных обязанностей вынуждены
работать и проживать вдали от населенных
пунктов, чтобы самостоятельно себя кормить.
Это устанавливается законодательством
РФ и законодательством субъектов РФ.
срок пользования – это срок время трудовых
отношений. ЗК предусматривает случаи
сохранения это прав. Объект прав – это
участок, находящийся в собственности
организации (служебный надел).
Право
безвозмездного срочного пользования
Нормативная основа:
статья 24 ЗК РФ, глава 36 ГК РФ, которая
регламентирует договор ссуды.
Основания
возникновения:
- Из публичных
форм собственности предоставляется субъектам
постоянного бессрочного пользования
на срок не более чем 1 год на основании
административного акта.
- Из частной
собственности предоставляется физическим
и юридическим лицам на основании договора,
требующего государственной регистрации,
если заключен на срок более одного года
- В качестве
служебного надела работникам определенных
отраслей экономики (пример: работник
лесного хозяйства) на время установления
трудовых отношений на основании заявления
работника по решению соответствующих
организаций. Право на служебный надел
прекращается в силу прекращения работником
трудовых отношений однако существует
исключения. Данное право сохраняется:
- За работником,
прекратившем трудовые отношения, при
переходе на пенсию по старости или инвалидности
- Возможно,
сохранение права за одним из членов семьи
работника
- Призванного
на действительную срочную военную службу
или альтернативную службу на срок её
прохождения
- На весь срок
обучения в образовательном учреждении
- В случае
погибшего в связи с исполнением служебных
обязанностей.
- Из публичных
форм собственности религиозным организациям
для строительства объектов недвижимости
религиозного и благотворительного назначения
на основании административного акта
- Из публичных
форм собственности лицам с которыми заключен
государственный или муниципальный контракт
на строительство объекта недвижимости
осуществляемого за счет средств публичных
бюджетов на срок строительства этого
объекта на основании административного
акта
21 вопрос Право
ограниченного пользования
чужим земельным участком (сервитут)
Ст.23
гк рф
- 1. Частный
сервитут устанавливается в соответствии
с гражданским законодательством.
- 2. Публичный
сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым
актом Российской Федерации, нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации,
нормативным правовым актом органа местного
самоуправления в случаях, если это необходимо
для обеспечения интересов государства,
местного самоуправления или местного
населения, без изъятия земельных участков.
Установление публичного сервитута осуществляется
с учетом результатов общественных слушаний.
- 3. Могут
устанавливаться публичные сервитуты
для:
- 1) прохода
или проезда через земельный участок;
- 2) использования
земельного участка в целях ремонта коммунальных,
инженерных, электрических и других линий
и сетей, а также объектов транспортной
инфраструктуры;
- 3) размещения
на земельном участке межевых и геодезических
знаков и подъездов к ним;
- 4) проведения
дренажных работ на земельном участке;
- 5) забора
(изъятия) водных ресурсов из водных объектов
и водопоя;
- (в ред.
Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
- (см. текст
в предыдущей редакции)
- 6) прогона
сельскохозяйственных животных через
земельный участок;
- (в ред.
Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
- (см. текст
в предыдущей редакции)
- 7) сенокошения,
выпаса сельскохозяйственных животных
в установленном порядке на земельных
участках в сроки, продолжительность которых
соответствует местным условиям и обычаям;
- (пп. 7 в
ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
- (см. текст
в предыдущей редакции)
- 8) использования
земельного участка в целях охоты и рыболовства;
- (пп. 8 в
ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ)
- (см. текст
в предыдущей редакции)
- 9) временного
пользования земельным участком в целях
проведения изыскательских, исследовательских
и других работ;
- 10) свободного
доступа к прибрежной полосе.
- 4. Сервитут
может быть срочным или постоянным.
- 4.1. Срок
установления публичного сервитута в
отношении земельного участка, расположенного
в границах земель, зарезервированных
для государственных или муниципальных
нужд, не может превышать срок резервирования
таких земель.
- (п. 4.1 введен
Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
- 5. Осуществление
сервитута должно быть наименее обременительным
для земельного участка, в отношении которого
он установлен.
- 6. Собственник
земельного участка, обремененного частным
сервитутом, вправе требовать соразмерную
плату от лиц, в интересах которых установлен
сервитут, если иное не предусмотрено
федеральными законами.
- 7. В случаях,
если установление публичного сервитута
приводит к невозможности использования
земельного участка, собственник земельного
участка, землепользователь, землевладелец
вправе требовать изъятия, в том числе
путем выкупа, у него данного земельного
участка с возмещением органом государственной
власти или органом местного самоуправления,
установившими публичный сервитут, убытков
или предоставления равноценного земельного
участка с возмещением убытков.
- В случаях,
если установление публичного сервитута
приводит к существенным затруднениям
в использовании земельного участка, его
собственник вправе требовать от органа
государственной власти или органа местного
самоуправления, установивших публичный
сервитут, соразмерную плату.
- 8. Лица,
права и законные интересы которых затрагиваются
установлением публичного сервитута,
могут осуществлять защиту своих прав
в судебном порядке.
- 9. Сервитуты
подлежат государственной регистрации
в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним".
Сервитут
Нормативная основа:
статья 23 ЗК и статьи 274-275 ГК РФ.
Собственник недвижимого
имущества вправе требовать от собственника
соседнего земельного участка а при
необходимости от собственников других
земельных участков предоставления права
ограниченного пользования соседним или
другими земельными участками.
Сервитут –
это:
- вид ограниченного
вещного права
- вид обременения,
который подлежит обязательной государственной
регистрации
- обязательственное
правоотношение если это частный сервитут
и установлен в добровольном порядке
Земельный кодекс
упоминает о двух видах сервитутов:
- частный.
- Частный сервитут
устанавливается на основании договора
либо судебного решения и если соглашения
об установлении сервитута достигнуть
не удалось.
- Круг заинтересованных
субъектов заранее известен
- Цели установления
в ЗК РФ не предусмотрены, носят открытый
характер, примерный перечень закреплен
в ГК РФ, требуется обоснование невозможности
иного способа использования земельного
участка
- Является
возмездным
- Публичный
- Основание
возникновения это закон или иной нормативно
правовой акт РФ, субъекта РФ либо органа
местного самоуправления с обязательным
проведением общественных слушаний.
- Цели установления
закреплены в земельном кодексе и носят
закрытый характер. Пример: проход или
проезд через земельные участки, размещение
на земельном участке межевых и геодезических
знаков и подъездов к ним, проведение дренажных
работ, забора воды, использование участка
в целях охоты и рыболовства и другие (п.3
статьи 23)
- Устанавливается
в интересах неограниченного круга лиц
для обеспечения интересов государства
местного самоуправления или населения.
- Презумируется
безвозмездность
- Сервитут
может быть постоянным или срочным
- осуществление
сервитута должно быть наименее обременителен
для земельного участка, в отношении которого
он установлен
- В случаях
если установление публичного сервитута
приводит к невозможности использования
земельного участка собственник, либо
иной титульный владелец вправе потребовать
изъятия, в том числе выкупа у него данного
земельного участка с возмещением убытков
или предоставления равноценного земельного
участка также с возмещением убытков
22
вопрос
Содержание
права пользования
землёй.
Содержание
института права пользования
землёй – совокупность прав и обязанностей
землепользователей. Оно проявляется
через эксплуатацию, извлечение полезных
свойств земли.
Ст. 24 и
41 закона СО "О регулировании земельных
отношений на территории СО"
Ст. 40 Земельного
кодекса.
Согласно
этим актам, за собственниками закреплены
достаточно широкие права:
- Совершать
сделки с земельным участком(продать,
подарить, передать по наследству, заложить
в банк под кредит, сдать в аренду и др.).
- Обменять
на другой земельный участок.
- Отказаться
от земельного участка.
- Использовать
для собственных нужд имеющиеся на земельном
участке общераспространённые полезные
ископаемые, пресные подземные воды, а
также закрытые водоёмы в соответствии
с законодательством РФ.
- Возводить
жилые, производственные, культурно-бытовые
и иные здания, строения, сооружения
в соответствии с целевым назначением
земельного участка.
- Проводить
в соответствии с разрешенным
использованием оросительные,
осушительные, культуртехнические
и другие мелиоративные работы,
строить пруды и иные закрытые
водоемы.
- Самостоятельно
хозяйствовать на земле.
- Предоставлять
землю во временное пользование.
- Право на
посевы, посадки и прибыль от реализации
сельскохозяйственной продукции.
1.
Общие понятия
права пользования
землёй:
субъекты,
объекты и виды
права пользования
землёй
Право
пользования землёй – один из центральных
правовых институтов земельного права.
Это объясняется тем, что именно в процессе
землепользования происходит извлечение
полезных свойств земли как всеобщего
предмета труда и как главного средства
производства в сельском хозяйстве.
Значение
данного института состоит в
том, что в нём заложены базовые
положения, на основе которых строятся
иные виды землепользования, формируются
правовые режимы отдельных категорий
земель.
Триединая
роль земли подчёркивает тесную связь
права пользования землёй с другими
институтами (например: с гос. управлением
землёй. Возможна ситуация, когда прежде
чем предоставить землю одному субъекту,
её нужно сначала изъять у другого. Надо
обеспечить контроль за использованием
земель).
Институт
права землепользования тесно связан
с недро-лесо-водопользованием, т.к.
все эти ресурсы составляют единый природный
комплекс, в котором земля занимает ведущее
положение.
При
размещении различных объектов раньше
учитывался только экономический интерес
государства. Однако следует учитывать
и возможный ущерб окружающей
среде. Должен быть учтён экологический
фактор, экологические требования.
Долгое время нарушалось экологическое
равновесие в природе, что повлекло
негативные последствия (в том числе
отразилось на здоровье людей). Современное
земельное законодательство пронизывается
экологическими требованиями. В настоящее
время идёт процесс экологизации
законодательства. Об этом говорят ст.1,
13, 14 и др. ЗК и требования ст.9, 36 и др. Конституции.
Право
землепользования – это система
норм, устанавливающих основания
возникновения и прекращения
права пользования землёй, права
и обязанности землепользователей*
в целях наиболее рационального
использования и охраны земель, сохранения
и улучшения природной среды.
(*Под
землепользователями в данном
случае понимаются все: собственники,
землевладельцы, землепользователи,
арендаторы).
Субъекты
права пользования
землёй
- граждане
и их объединения
- юридические
лица
- иностранные
граждане и иностранные юр. лица
- лица без
гражданства
Все они
имеют право на том или ином
титуле пользоваться земельными ресурсами
РФ.
Объекты
права пользования
землёй
Общим
объектом права пользования землёй
является Земельный фонд РФ и его
составные части (категории). Об этом
говорит ст.7 ЗК.
В
узком смысле: объектом субъективного
права пользования землёй является
индивидуализированный земельный
участок с выделением его в
натуре, определением границ землепользования
и с выдачей документа, удостоверяющего
право пользования данным участком.