Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа
Земля представляет собой важнейший объект окружающей природной среды, является основой и условием обеспечения жизнедеятельности всего человечества.
Земля выполняет разнообразные функции: место и условие жизни человека, пространственный базис для размещения производительных сил, элемент окружающей природной среды, пространственный предел территории государства, материальное условие и фактор сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Земля как средство производства обладает величайшим качеством- плодородием.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Возникновение и развитие института права землепользования 6
1.2 Объекты и субъекты права землепользования 12
1.3 Возникновение и прекращение права землепользования 15
1.4 Права и обязанности землепользователей 29
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 32
2.1 Общие положения о государственных землепользователях 32
2.2 Общие положения о негосударственных землепользователях 38
2.2.1 Правовой режим землепользования физических и юридических лиц 38
2.2.2 Правовой режим иностранных землепользователей 46
3 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 52
3.1 Проблемы введения частной собственности на сельскохозяйственные
земли в Земельном Кодексе РК 52
3.2 Проблема прав на земельные участки негосударственных учреждений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
В случае сдачи государством или государственными землепользователями земельных участков в аренду размер платы за передачу земельных участков определяется в соответствии с Постановлением Правительства РК от 8 мая 1996 г. № 576 «Об утверждении ставок платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством».
Таким образом, государственные землепользователи не обладают таким объемом земельных прав и свободой распоряжения ими, какими обладали негосударственные постоянные землепользователи в соответствии с отмененным Указом «О земле». Их право распоряжения сильно ограничено как по содержанию, так и по процедуре, связано главным образом с необходимостью распоряжения зданиями и сооружениями, расположенными на земельном участке.
Так, например, учреждение не в праве самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Казенное предприятие в праве отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.1 Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа не вправе: продавать или передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное землепользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия.2
Известно,
что действует принцип
государственного
землепользования, который предусмотрен
в действующем законодательстве
и принципиально отличается от режима
действующего в прошлом аналогичного
права негосударственных землепользователей.
_____________________
1 Гражданский кодекс РК. Часть общая, от 27 дек.1994 г. ст. 206 // Ведомости.-1994.-№23.-С.114
2 Гражданский кодекс РК. Часть общая, от 27 дек.1994 г. ст. 200 // Ведомости.-1994.-№23.-С.111
Согласно Закону «О земле» негосударственным землепользователем может быть предоставлено только право временного землепользования на земельные участки и права частной собственности на земельные участки.
В
соответствии с ранее действовавшим
законом право постоянного
1) крестьянским (фермерским) хозяйствам;
2) лицам,
осуществляющим
3) негосударственным учреждениям для размещения и эксплуатации зданий, находящихся в их оперативном управлении.
Отмена института права постоянного землепользования для негосударственных землепользователей должна была означать либо введение для таких лиц право частной собственности, либо трансформацию таких прав в иное право, которое по своему содержанию не должно было ухудшать положение правообладателей. Законодатель выбрал третий путь. Согласно Закону о земле граждане и негосударственные юридические лица РК, которым в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и сельскохозяйственного производства были предоставлены на праве постоянного землепользования, с даты введения в действие настоящего закона, становятся первичными долгосрочными временными землепользователи на условиях аренды, на максимальный срок, установленный настоящим законом. В частности, законом установлен максимальный срок временного землепользования в 49 лет.
В связи с изложенным для негосударственных землепользователей, ранее
получивших
право постоянного
2) поскольку право трансформировалось во временное землепользование на
условиях аренды, правообладатель
вместо земельного налога
3) возникли дополнительные основания для прекращения права землепользования.
В частности, поскольку иное
не установлено Законом о
Теперь дадим характеристику праву временного землепользованию,
которыми
обладают негосударственные
В соответствии с действующим земельным законодательством страны право временного землепользования является основной, в некоторых сферах
единственной формой реализации земельных прав граждан и юридических лиц. Право временного землепользования ограничено сроком, определенным законом, либо основанном на законе договором. Право временного землепользования может быть краткосрочным (до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до сорока девяти лет), первичным и вторичным. Указ «О земле» предусматривал иные сроки временного землепользования: краткосрочное – до трех лет и долгосрочное – от трех до девяносто девяти лет). (ст.41 Указа «О земле»).
_____________________
1 Ильясова К.М. Закон «О земле»: за и против / К.М. Ильясова // Мир закона.-2001.-№2.-С.8
Право временного землепользования является первичным, если оно получено правообладателем непосредственно от государства либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права. Право вторичного временного землепользования возникает на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.
В отличие от права постоянного землепользования, закон не содержит какого-либо специального исчерпывающего перечня случаев передачи (предоставления) государством земель на праве временного землепользования. Тем не менее, анализ законодательства позволяет выделить следующие обязательные случаи возникновения права временного землепользования:
1) если
субъектом права
2) если субъектом права землепользования являются иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации;
3) если
земельный участок
4) если право землепользования возникает в порядке вторичного землепользования.
Правовой режим права временного землепользования также зависит от целой системы факторов:
Краткосрочное
временное землепользование предоставляется,
как правило, на период осуществления
строительства и ремонта
Право долгосрочного временного землепользования может быть как вторичным, так и первичным. Оно предоставляется для весьма разнообразных целей за счет земель всех категорий земельного фонда.
Для разграничения правовых режимов временного землепользования определяющее значение имеет существующее в законе деление землепользователей на первичных и вторичных.1 Негосударственные землепользователи с правом первичного возмездного долгосрочного землепользования вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное землепользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного
землепользования. (ст. 28 п. 3 Закона «О земле»).
Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном
землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не производит отчуждение своего права землепользования, а передает другому
лицу принадлежащий ему участок (или его часть) во временное землепользование с уведомлением уполномоченного органа. При передаче земельного участка во вторичное землепользование наряду с вторичным землепользователем первичный землепользователь продолжает нести пред государством обязанности землепользователя в полном объеме (в том числе по уплате налогов, обеспечению целевого использования земли и ее охране).
В случае,
когда первичный временный
_____________________
1 Хаджиев А.Х Земельное право РК / А.Х. Хаджиев.-Алматы: Данекер, 2002.-С.147
нарушению целевого назначения земельного участка.
Залог временного долгосрочного землепользования в форме аренды земельного участка допускается на срок действия договора аренды. Залог права краткосрочного возмездного и временного безвозмездного землепользования не допускается (ст.60 п. 4 Закона «О земле»).
Закон «О земле» внес существенные изменения в правовой режим вторичного землепользования. Так, согласно Указу о земле вторичный землепользователь, явящийся арендатором, имел право создавать арендованный земельный участок (или его часть) в субаренду или передать его другому лицу на основе договора о временном безвозмездном землепользовании без изменения целевого назначения данного земельного участка, если договором аренды, заключенным с первичным землепользователем, не предусмотрено иное.
Вторичный землепользователь, владеющий земельным участком на основе договора о временном безвозмездном землепользовании, имел право с согласия лица, предоставившего земельный участок (первичного землепользователя), сдать участок в аренду или передать другому лицу по договору о временном безвозмездном землепользовании без вторичному изменения целевого назначения данного земельного участка. (ст.42 Указ «О земле»).
Теперь
в соответствии с Законом «О земле»
вторичный землепользователь не
обладает выше перечисленными правомочиями.
Вторичный землепользователь –
это временный
Информация о работе Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей