Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа
Земля представляет собой важнейший объект окружающей природной среды, является основой и условием обеспечения жизнедеятельности всего человечества.
Земля выполняет разнообразные функции: место и условие жизни человека, пространственный базис для размещения производительных сил, элемент окружающей природной среды, пространственный предел территории государства, материальное условие и фактор сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Земля как средство производства обладает величайшим качеством- плодородием.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Возникновение и развитие института права землепользования 6
1.2 Объекты и субъекты права землепользования 12
1.3 Возникновение и прекращение права землепользования 15
1.4 Права и обязанности землепользователей 29
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 32
2.1 Общие положения о государственных землепользователях 32
2.2 Общие положения о негосударственных землепользователях 38
2.2.1 Правовой режим землепользования физических и юридических лиц 38
2.2.2 Правовой режим иностранных землепользователей 46
3 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 52
3.1 Проблемы введения частной собственности на сельскохозяйственные
земли в Земельном Кодексе РК 52
3.2 Проблема прав на земельные участки негосударственных учреждений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Общими для правового режима
землевладения и
Действовавший до 2001 года Указ « О земле» не содержал понятия права землевладения.2 В нем, соответственно, не было и института пожизненного наследуемого землевладения. Право землепользования выступало в качестве основной формы реализации земельных прав граждан и юридических лиц. Одновременно было предусмотрено вовлечение земель и земельных прав в гражданский оборот, введена была частная собственность.
Право землепользования, несмотря на изменения в законодательстве, которое значительно повлияло на его содержание, сущность и место в системе земельно-правового регулирования, в качестве юридической категории
____________________
1 Земельный кодекс Казахской ССР от 16 ноябр. 1990 г. ст.48 (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР.-1990.-№47
2 О земле:
Указ Президента РК, имеющий силу закона,
от 22 дек. 1995 г. № 2717 (утратил силу)// Ведомости
Верховного Совета РК.-1995.-№24.
продолжало применяться в нескольких значениях:
1)
институт отрасли земельного
права, тесно связанный с
2)
часть более обширной сферы
правоотношений-
3)
одно из правомочий
4) юридический факт, порождающий определенные правоотношения;
5) самостоятельная разновидность земельных правоотношений.
Согласно Указу «О земле» « право землепользования – это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование)».1 В содержании права землепользования присутствует также элемент распоряжения – землепользователь вправе распоряжаться принадлежавшим ему правом землепользования.
Право
пользование земельным участком
возможно как на землях, находящихся
в государственной
В Указе «О земле» термин «право землепользования» используется в
узком значении: только применительно к землям, находящимся в государственной собственности. Если подходить более широко, то право землепользования должно было также включать:
____________________
1 О земле: Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 22 дек. 1995 г. №2717ст.1 п.12 (утратил силу)// Ведомости Верховного Совета РК.-1995.-№24.
1) право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности;
2) сервитут;
3) другие формы землепользования, осуществляемые за пределами права частной собственности на землю.
Право землепользования в интерпретации Указа « О земле», как уже говорилось, состоит из трех элементов, представляющих правомочия субъекта
правоотношения землепользования:
а) владение – обоснованная на законе возможность фактического обладания
земельным участком. Право владения землей оговаривается целым рядом
ограничений и условий. Наличие множества оговорок объясняется
функциональными,
экологическими
б) пользование – допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли и извлечение из нее определенной имущественной и иной выгоды. Относительно этого элемента установлены определенные требования или ограничения в виде:
в) право распоряжения – допустимая законом возможность и способы
распоряжения субъекта принадлежащим ему правам на земельный участок. Здесь существуют ограничения и требования следующего порядка:
Таким образом, право землепользования предстает как сложный правовой институт, включающий различные формы и виды землепользования, выступает способом реализации права государственной собственности на землю, важнейшей формой обеспечения и реализации земельных прав граждан и юридических лиц.
Новой вехой в развитии земельных отношений в нашей стране явилось принятие нового Закона РК « О земле» подписанного 24 января 2001года. Сопоставив положения нового закона и ранее действовавшего Указа « О земле» можно заметить, что по основным вопросам правового регулирования земельных отношений новый закон сохранил преемственность. В частности, сохранен институт частной собственности на земельные участки, которые предоставлялись для целей, предусмотренных в ст.33 Указа о земле (для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного, дачного строительства, а также под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями, сооружениями и их комплексами).1
Анализ положений Закона «О земле» показывает, что новшествами являются следующие положения:
1) изменение
субъектного состава права
с сохранением этого института только для государственных землепользователей (ст.27);
2) трансформация
права постоянного
временного долгосрочного землепользования на условиях аренды на
_____________________
1 О земле: Закон РК, от 24 янв. 2001 г. № 152-II ст. 18.-Алматы: Юрист, 2003.-С.12
максимальный срок (ст.124);
3) установление
предельных размеров земельных
участков, которые могут находиться
в долгосрочном
4) распространение
предельных размеров земельных
участков, которые могут находиться
в землепользовании для
5) изменение
правового режима права на
условную земельную долю в
целях усиления защиты их
6) максимальный
срок временного
7) максимальный срок права временного землепользования на землях
сельскохозяйственного
назначения для иностранных граждан
и лиц без гражданства
8) внесения
уточнения по вопросам
Изменение
правового режима земельных участков
в соответствии с Законом «
О земле» может вызвать неоднозначную
оценку, однако следует признать, что
большинство изменений нося позитивный
характер, способствуют развитию земельных
отношений и направлены на решение проблем,
связанных с пробелами и противоречиями
прежнего законодательства.
Выбрать
Жер кодексін қабылдауға қатысты әртүрлі көзқарастар орын алды. Бірқатар депутаттар тобы Қазақстан Республикасы Президентіне хат жолдады. Бұл хатта жерде тікелей жұмыс істейтін адамдардың жерге меншік құқығының жоқтығына қатысты көңіл толмаушылықтар көрініс тапты. Және де жер сатылатын жағдайда елеулі саяси және әлеуметтік салдар орын алатыны аталып өтті. Жоғарыда аталған депутаттар тобы жерді сату туралы мәселені қажетті алғышарттар орын алғанға дейін кейінге қалдыруды ұсынды. 2003 жылғы сәуір айының соңында Парламент Мәжілісі екінші оқылымында Жер кодексінің жобасын көпшілік дауыспен қолдады.
Жалпы Кодекстің экономикалық тұрғыдан тиімді екеніне ешкім дау айтқан жоқ. Сондықтан Жер кодексінің жобасын талқылаған кезде негізгі әңгіме жерді сатып беру керек пе, жоқ әлде тегін беру керек пе, субаренда қалдырылуы керек пе деген сұрақтар төңірегінде өрбіді. Жерді сатып беру туралы Елбасы жерді тегін бере алмаймыз, себебі, біз оны болашақ ұрпақтан қарызға алып отырмыз, деп ашық айтқан еді.[13]
Кодекстің
экономикалық тиімділігі өз алдында,
сонымен қатар болашақ
Кодекс ауыл шаруашылығы жеріне жеке меншік құқын енгізді. Қазақстан Республикасының азаматтары мен мемлекеттік емес заңды тұлғалары жерді жеке меншікке ала алады. Жер тек сатылып беріледі. Сатқан кезде жеңілдікті бағалар мен шарттар қолданылуы мүмкін. Жер Кодексі бойынша жерді мемелекеттен жалға алып пайдалануға да болады. Жалға алу мерзімі 49 жылдан аспайды. Жалға алған ҚР жеке тұлғалары осы жерді өздері пайдалану керек. Ал шетелдіктер үшін жалға алу мерзімі 10 жылдан аспайды. Әрбір әкімшілік аудандық аумақ бойынша, бір тұлғада болуы тиіс, жердің шекті көлемін жергілікті атқарушы және өкілетті органдар белгілейді.
Жалпы, Жер Кодексінің жобасын талқылау ұзақ уақыт бойы қызу да тартысты жағдайларда жүргізілді. Жер Кодексінің жобасы Үкіметте, Қауіпсіздік Кеңес пен Ұлттық Кеңестің отырысында талқылаудың барлық кезеңдерінен өтіп, мақұлданды.
2003
жылғы 19-мамырда Қазақстан
Заң
жобасының аса маңызды
Информация о работе Правовое положение государственных и негосударственных землепользователей