Права и обязанности субъектов земельных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение субъектного состава земельных правоотношений.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие, классификацию субъектов земельных правоотношений;
- рассмотреть правовой статус субъектов земельных правоотношений;
- проанализировать основные права и обязанности субъектов земельных правоотношений в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Субъекты и их правовой статус в системе земельных правоотношений……………………………………………………………………..6
1.1.Состав и правовой статус субъектов земельных правоотношений……….…6
1.2. Правовое регулирование прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений…………………………………………………………………..15
Глава 2. Основные права и обязанности субъектов земельных правоотношений………………………………………………...………………….21
2.1. Права собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных правоотношений по владению и распоряжению………….…………21
2.2. Основные обязанности субъектов земельных правоотношений в области владения, использования и охраны земель……………………………………….37
2.3. Развитие правового регулирования прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений…………………………………………….…………58
Заключение …………………………………………………………………………78
Библиографический список ………………………………………….……………82

Работа содержит 1 файл

диплом зем. право.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

     Перечисленные субъекты по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю-продажу. Вместе с тем согласно п.3 ст.15 ЗК РФ Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т.п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность.

     В ЗК РФ определен четкий порядок разграничения  участников земельных отношений  на собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

     Собственниками  земельных участков Кодекс признает лиц, являющихся собственниками земельных  участков, а к землепользователям причисляет лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

     К землевладельцам ЗК РФ относит лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

     Арендаторами  земельных участков признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

     Обладателями  сервитутов являются лица, имеющие  право ограниченного пользования  чужими земельными участками (сервитут).

     Среди перечисленных категорий отсутствуют  лица, которым выданы свидетельства на право собственности на земельную долю. Они также выступают участниками земельных отношений, хотя и не располагают участком, выделенным в натуре в счет принадлежащей им земельной доли, поскольку этот участок входит в земельный массив, находящийся, как правило, в пользовании сельскохозяйственной организации (п.5 ст.79 ЗК РФ). Но, несмотря на то что в п. 6 ст. 27 ЗК РФ по поводу оборота земель сельскохозяйственного назначения сделана отсылка к соответствующему Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [10],  ЗК РФ все же содержит ряд правовых норм по данным землям. Другое дело, что они разбросаны по всему Кодексу, в то время как в ЗК РФ 1991 г. их расположение было более компактным. Прежде всего,  о данных землях упоминается в специальной гл.14 «Земли сельскохозяйственного значения» и, кроме того, в отдельных статьях ЗК РФ. Так, в ст. 33 ЗК РФ  ведется речь об установлении предельных норм предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам. Нормы статей гл.7 «Прекращение и ограничение прав на землю» распространяются на них в полном объеме. Статья ФЗ о введении в действие Земельного кодекса РФ запрещает менять целевое назначение сельскохозяйственных угодий и предоставлять их иностранцам в собственность.

     Особым  участником земельных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Особенность их положения заключается  в том, что в реальных правоотношениях  данные участники представлены различными государственными и негосударственными органами, которые уполномочены выражать интересы соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, правомочия собственников государственных и муниципальных земель рассредоточены между соответствующими органами и реализуются через выполнение ими необходимых функций6.

     На  федеральном уровне такими субъектами, например, выступают федеральные  государственные органы общей компетенции (Правительство РФ), специально уполномоченные государственные органы управления и надзора в области природопользования и охраны окружающей среды (Росреестр и Министерство экономики; Росприроднадзор и Министерство природных ресурсов и экологии; Россельхознадзор и Министерство сельского хозяйства).

     На  региональном уровне субъектами управленческих земельных правоотношений выступают исполнительные органы государственной власти, территориальные органы управления земельными ресурсами и др. на муниципальном уровне – органы местного самоуправления района, города, поселка, села и других административных образований.     

     Характерной особенностью охранительных отношений  является то обстоятельство, что наряду с исполнительными органами государственной  власти, судебными органами субъектами этих правоотношений выступают правоохранительные специальные органы или должностные лица7.

     Наибольший  удельный вес в системе субъектов  занимают участники правоотношений в сфере землепользования, поскольку  оно наряду с титулом права  собственности может осуществляться на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, сервитута, безвозмездного срочного пользования.

     Российская  Федерация, ее субъекты, города федерального значения, автономные области, автономные округа являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю. При этом следует учитывать, что, будучи субъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе с тем является субъектом права территориального верховенства и носителем государственного суверенитета. Согласно Конституции РФ суверенитет России распространяется на всю ее территорию, ее Конституция и федеральные законы имеют здесь верховенство8.

     Административно-территориальные  единицы, не являющиеся субъектами Федерации, – районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты – обладают правами муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ.

     В отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной  собственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений – органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица – выступают участниками таких видов отношений, как управление землей и ее использование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной) собственности на землю9.

     Современное земельное законодательство с учетом происходящих политических и экономических  преобразований развивается по пути максимального расширения круга  физических и юридических лиц, включая в их число российских и иностранных физических лиц и любые виды организаций. Вместе с тем не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками всех видов земельных правоотношений. В силу различного рода причин возникает необходимость ограничить круг субъектов. К примеру, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [15],  в число субъектов земельных правоотношений в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства включает граждан РФ, а также ограниченный круг юридических лиц – садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения (ст. 2). Иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства не могут быть субъектами правоотношений собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земель сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств).

     Из  выше сказанного можно сделать вывод, что субъекты земельных правоотношений могут быть классифицированы:

     1) по юридическому перечислительному  методу: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты  РФ, муниципальные образования;

     2) по гражданско-правовому основанию:  собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы (данное деление введено п. 3 ст. 5 ЗК РФ, где определены основные понятия и определения для целей ЗК РФ).

     Различают два аспекта понятия субъектов  земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае – как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей10.

     Субъекты  земельных правоотношений могут  приобретать специальные наименования. Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения – владельцы, пользования – землепользователи, аренды – арендаторы и арендодатели.

     Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. Особым участником земельных правоотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками тех или иных видов земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов.

     Субъекты  земельных правоотношений как потенциальные  носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей  теорией государства и права  определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности. 

             
 
 
 

     1.2. Правовой статус субъектов земельных правоотношений

     Важной  характеристикой участников земельных  правоотношений является их правовой статус как совокупность земельных  прав и обязанностей, формирующих состояние их позитивной юридической ответственности. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земельных правоотношений, с учетом особенностей для физических и юридических лиц.

     Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правосубъектностью. Она состоит из земельной правоспособности и дееспособности.

     Земельная правоспособность – возможность  лица иметь земельные права и обязанности, а земельная дееспособность – способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права.

     У физических лиц земельная правоспособность возникает с момента рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении совершеннолетия. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный участок, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения. Так же земельную правоспособность граждане могут осуществлять в составе коллектива – садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т.д. Правовой статус субъектов земельных правоотношений у этих коллективов граждан возникает только после их юридического оформления. Те группы граждан, которые не имеют организационного единства, закрепленного в уставе, вовсе не являются субъектами земельных правоотношений. Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе приобретать и использовать земельные участки для строительства и целей, непосредственно не связанных со строительством, распоряжаться земельными участками в соответствии с законодательством11.

     Правовой  статус юридических лиц как субъектов  земельных правоотношений возникает  с момента государственной регистрации  их уставов и внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

     Правосубъектность юридических лиц является специальной, так как ее объем и содержание определяются законом и целями деятельности юридических лиц, сформулированных в их учредительных документах.

       Основные положения дееспособности  субъектов земельных правоотношений установлены в ЗК РФ, определившим возможность приобретения субъектами прав и обязанностей собственников, арендаторов земли, землепользователей и землевладельцев самими лично.

       Наряду с правомочиями субъектов  земельных правоотношений предусмотрены определенные свободы в использовании земель.

     Совокупность  правоспособности, дееспособности и  свобод субъектов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

     К особенностям правового статуса субъектов земельных правоотношений следует отнести:

      1. Его возникновение, как правило,  совпадает с моментом возникновения  самих субъектов земельных правоотношений. Юридическое лицо приобретает  права с момента государственной   регистрации.

     2. У граждан правовой статус  окончательно появляется только  при достижении совершеннолетнего  возраста (18 лет), если законом не  предусмотрено иное.

     3. Моментом изменения правового  статуса субъектов земельных  правоотношений являются определенные  законом обстоятельства.

     4. Прекращение правового статуса  субъектов земельных правоотношений  связывается законом:

     –  с поведением субъектов, которое  может быть как правомерным, так  и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных условий (неправомерное действие);

     – с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования  земельным участком прекращается в  случаях прекращения деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел12.

     Объем правомочий субъектов земельных  правоотношений зависит от следующих  обстоятельств:

Информация о работе Права и обязанности субъектов земельных правоотношений