Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:52, реферат
Рассмотрены вопросы связанные с практическим определением права собственности на городские земли, разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом города, разграничением функций управления городской недвижимостью между различными ветвями власти, определением дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением оценки городских земель, развитием рынка городских земель, созданием инфраструктуры этого рынка.
Собственник земельного участка вправе передать земельный участок или его часть гражданину, юридическому лицу, а также государству или муниципальному образованию по договору дарения. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отказаться от земельных участков, переходящих к ним в порядке дарения, за исключением случаев дарения земельных участков, несущих опасность для жизни и здоровья граждан, животного и растительного мира или обремененных долгами, превышающими стоимость земельных участков.
С развитием рыночных отношений все большее значение в предпринимательской деятельности приобретает аренда — форма договорного, срочного и возмездного владения и пользования землей.
Аренда земли — это основанное на договоре временное пользование землей в хозяйственных целях.
В многоукладной экономике аренда является наиболее распространенной и перспективной формой землепользования. Арендаторами земельных участков становятся, как правило, наиболее предприимчивые и компетентные люди.
Местные органы власти городов
России используют аренду как основную
форму предоставления земель в черте
поселений. Вместе с тем земельные
участки, принадлежащие на праве
собственности муниципальным
Договор аренды зданий, строений, сооружений, а также предприятий не считается заключенным, если в нем не оговорены права арендатора на земельный участок.
Сделки с земельными участками считаются заключенными с момента государственной регистрации.
Сделки являются ничтожными или могут быть признаны недействительными по основаниям, указанным гражданским законодательством, в частности, если они совершены с нарушением требований земельного законодательства или под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения о занижении цены сделки.
Использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена.
Собственники земли, землевладельцы
и землепользователи, кроме арендаторов,
облагаются ежегодным земельным
налогом. Земельный налог относится
к общеобязательным и взимается
на всей территории России. Земельный
налог устанавливается на рентной
основе исходя из плодородия почв, других
природных и экономических
Конкретный размер земельного налога устанавливается органами местного самоуправления в соответствии со средними ставками земельного налога по региону и коэффициентами увеличения, определенными в Законе РФ «О плате за землю».
Ставки земельного налога зависят от следующих факторов:
- категории земель, критерием является целевое назначение земель;
- местоположения, ставки налогообложения определяются с учетом комплексной экономической оценки территории, основанной на всесторонних исследованиях ценности земель по зонам. Дифференциация обусловлена многими факторами, в том числе условиями транспортной доступности, близости к центру, экологическим состоянием, престижностью и др.;
- размера земельного участка, он должен быть обоснованным и минимально необходимым. Утверждается в соответствии с нормами отвода земель для жилищного строительства, предпринимательской деятельности.
Сумма земельного налога определяется по формуле :
Нз = S Si x Сi x Кi х Лi , (3)
где: Нз — сумма земельного налога; S — площадь земельного участка; C — ставка земельного налога по земле соответствующего назначения (с учетом ежегодных повышающих коэффициентов); К — коэффициенты корректировки ставки земельного налога, устанавливаемые местными органами власти (индекс градостроительной ценности); Л — коэффициент налоговых льгот; n — количество земельных участков соответствующего назначения (i).
Юридические лица, с которых взимается земельный налог, рассчитывают его самостоятельно до 1 июля и оплачивают равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Сумму земельного налога (арендной платы) за земли, связанные с основной деятельностью, относят на себестоимость продукции и издержки обращения. Закон РФ « О плате за землю» (ст.12) предусматривает льготы в оплате за использование земли.
Для определения земельного налога периодически проводятся рентные оценки земельных участков на основе учета дополнительного дохода, образующегося за счет местоположения земельного участка и развития инфраструктуры территории.
Лица, имеющие земельные
участки, суммарная площадь которых
превышает предельные размеры, установленные
земельным законодательством, облагаются
прогрессивным земельным
За земли, переданные в
аренду, взимается арендная плата. Арендная
плата за землю городов устанавливается
договором между муниципальными
органами и пользователем земли.
Размер, условия и сроки внесения
арендной платы за землю устанавливаются
договором и по действующему законодательству
этот размер не ограничен (кроме земель
сельскохозяйственного
Лица, получившие по договору участок, имеют право на доход, возникающий в результате его эксплуатации. При аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, органы власти устанавливают базовые ставки арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов (отечественные, иностранные и т.д.). Ставка арендной платы должна определяться в соответствии с комплексной экономической оценкой городских территорий, величина которой дифференцируется от различных качеств (местоположение, престижность, развитость инфраструктуры).
Арендная плата (Ап) за городские земли включает затратную (условно-постоянную) ( За ) и рентную (Ра) составляющие:
Ап = За + Ра , (4)
Затратная составляющая отражает фактические и будущие затраты на городскую инфраструктуру, т.е. позволяет обеспечивать расширенное воспроизводство инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры города в целом.
Рентная часть формируется из внутригородской и внегородской ренты.
Внутригородская рента отражает
преимущества участка по местоположению
и его ценности. Внегородская рента
фиксирует превосходство в
Арендная плата выражается обычно в периодических (месячных, квартальных, годовых) денежных платежах. Размер арендной платы устанавливается на один год с последующей корректировкой в сторону повышения, что связано с уровнем инфляции.
Расчет арендной платы может быть представлен в виде:
Ап = С х r х Кр х S , (5)
где: Ап — величина арендной
платы для конкретного участка;
С — стоимость единицы
Для покупки и выкупа земельных
участков в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, а также
для получения под залог земли
банковского кредита
Нормативная цена земельного
участка — показатель, характеризующий
стоимость участка
Цн = 200 х Нз х К1 х К2 , (6)
Где: Цн — нормативная
цена земли; 200 — повышающий коэффициент
по России; Нз — земельный налог
для данного участка (с учетом
повышающих коэффициентов); К1 — повышающий
коэффициент, устанавливаемый органами
власти субъектов РФ (до 75 % от рыночной
цены); К2 — повышающий коэффициент,
устанавливаемый
Целью введения платы за
землю является стимулирование рационального
использования, охраны и освоения земель,
повышения плодородия почв, выравнивание
социально-экономических
Средства от платежей за
земельные участки, расположенные
на территории муниципального образования,
поступают в местный бюджет и
могут быть частично централизованы
соответственно в бюджет субъекта Российской
Федерации и федеральный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общеизвестно, что реальность и эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в их распоряжении. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах городов заставляет власти города совершенствовать бюджетную и налоговую политику. И в первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами и, в частности, платы за городские земли.
Управление земельными ресурсами городов на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на городские земли, разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом города, разграничением функций управления городской недвижимостью между различными ветвями власти, определением дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением оценки городских земель, развитием рынка городских земель, созданием инфраструктуры этого рынка.
Вместе с тем, чтобы
понять проблемы сегодняшнего и завтрашнего
дня современного города, необходимо
также иметь четкое представление
о градообразующих факторах каждого
административно-
От того, насколько оперативно,
эффективно и удачно будут решены
эти вопросы, будет зависеть градостроительная,
социальная и бюджетная политика
города, реализация социально-экономических
приоритетов городского развития. В
рамках учебного пособия студентам
специальности 061000 «Государственное и
муниципальное управление»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Новая школа, 1995.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Юридич. лит., 1996.
3. Закон РФ « О плате за землю». — М.: Юридическая литература, 1997.
Информация о работе Городские земли как объект исследования и управления