Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:02, реферат
В современных условиях перехода России к рыночной экономике меняется понимание заработной платы как правовой категории. Действующий Трудовой кодекс заработной плате отводит разд. VI (гл. 20—22). В нем впервые дается легальное определение оплаты труда. В соответствии со ст. 129 ТК оплата труда -система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В минимальный размер заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также повышения оплаты при отклонении от нормального рабочего времени (сверхурочной, ночной работы и др.), поскольку минималь-
1 СЗ РФ 2000. № 26. Ст. 2729.
СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4150.
293
ная оплата относится к основной заработной плате, а указанные выплаты — к дополнительной (т. е. выплачиваются сверх этой заработной платы).
В районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в которых установлены районные коэффициенты и северные надбавки, минимальная заработная плата определяется с их применением, т. е. повышается на их размер.
Государственный минимальный размер заработной платы не применяется при работе с неполным рабочем временем.
В связи с ростом стоимости жизни законодательство предусматривает индексацию денежных доходов и сбережений граждан. Индексация оплаты труда предусмотрена Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» от 24 октября 1991 г.1, который практически не применяется. Повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого федерального закона.
Минимальная заработная плата должна соответствовать прожиточному минимуму. В Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г.2 предусмотрено, что прожиточный минимум в Российской Федерации предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Однако нормы данного Закона, по существу, в настоящее время не применяются.
§ 3. Тарифная система и ее элементы
Заработная плата каждого
Запрещается при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда какая-либо дискриминация.
Заработная плата
' Ведомости РСФСР 1991. № 45 ' СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.
294
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются (ст. 135 ТК):
работникам организаций, финансируемых из бюджета,— соответствующими законами и иным трудовым законодательством;
работникам органи^ций со смешанным
финансированием (бюджетным и от
доходов предпринимательской
работникам других организаций — коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами организации,
трудовыми договорами.
Таким образом, Трудовой кодекс предусматривает что большинство организаций сами устанавливают в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях конкретные для определенных групп работников системы и тарифы оплаты труда, надбавки и доплаты к ним. Они могут дополняться и конкретизироваться для каждого работника в его трудовом договоре.
Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа данной организации.
Условия оплаты, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с Кодексом и иным трудовым законодательством.
Ныне усиливается тенденция придать большую роль различным тарифным соглашениям для определения размеров заработной платы. Но они, как и коллективные договоры, в соответствии со ст. 9 ТК не должны снижать установленных законодательством гарантий. Тарифная система заработной платы является одной из социальных гарантий, ее правовой основой. Большое значение имеют тарифные отраслевые соглашения и локальные нормы самих организаций. Именно тарифная система помогает заранее устанавливать нормы оплаты труда рабочих, а также специалистов и служащих, поскольку на них также распространяются многие элементы тарифной системы (северные надбавки, районные коэффициенты, устанавливаемые централизованно, а также надбавки и доплаты, предусматриваемые в договорном порядке).
Законодатель дает понятие тарифной системы: это «совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной плаш работников различных категорий» (ст. 129 ТК). Тарифная система оплаты труда работников бюджетных организаций всех уровней устанавливается на основе Единой тарифной сетки, являющейся гарантией по оплате труда этих работников, а в других организациях тарифная система мо-
295
жет определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК).
Составными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники (КС), тарифные сетки, тарифные ставки, надбавки и доплаты, перечни (списки) работ с тяжелыми и вредными условиями труда. Каждый из указанных элементов утверждается в определенном порядке для определенных целей. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и квалификационные справочники должностей служащих утверждены в централизованном порядке Правительством РФ.
Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих содержат перечни работ, их характеристики и разграничение этих работ по сложности на разряды. Они служат для определения тарифно-квалификационными комиссиями квалификационного разряда рабочего. Чем выше разряд, тем выше оплата, которая определяется по тарифной сетке.
Квалификационные справочники должностей служащих состоят из трех частей: руководители; специалисты; технические исполнители. В справочниках по каждой работе (разряду, должности) указано, что должен знать работник, каким уровнем специального образования должен обладать, его функциональные обязанности по данной специальности, квалификации, которые работник должен знать и уметь выполнять. Есть единые тарифно-квалификационные справочники для рабочих сквозных профессий для всего народного хозяйства, а есть и отраслевые по видам отраслевых работ, на основе которых могут разрабатываться локальные квалификационные справочники для рабочих данного производства.
Тарифная сетка — это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Она содержит перечень тарифных разрядов с указанием для каждого из них соответствующих коэффициентов; за единицу берется коэффициент 1-го разряда, например:
Разряды Коэффициенты |
1 1 |
2 1,2 |
3 1,4 |
4 1,6 |
5 1,9 |
6 2,5 |
В тарифной сетке указана ставка 1-го разряда, например, повременщика — 45 руб./ч; сдельщика — 55 руб./ч.
296
Таким образом, тарифная сетка представляет собой указание тарифных разрядов (профессий, должностей) и их соответствующих тарифных коэффициентов, показывающих, насколько ставка данного разряда будет выше первого, ставка которого дается в сетке.
На большинстве производств действует 6- или 8-разрядная сетка, но есть и 10- и 12-разрядные сетки, а в бюджетной сфере—Единая для рабочих и служащих 18-разрядная тарифная сетка (ETC), установленная Правительством РФ в 1992 году. По ней рабочие оплачиваются с 1-го по 8-й (в отдельных случаях—по 10-й разряд), а служащие —со 2-го по 18-й разряд и соотношение в оплате между крайними разрядами (1-м —18-м) 1:4,5. Субъекты Федерации за счет своих бюджетов могут повышать эти ставки Единой тарифной сетки.
Ставка 1-го разряда ETC в настоящее время составляет 450 руб. в месяц, но второй крайний коэффициент, т. е. самого высокого 18-го разряда, снижен с 10 до 4,5. Таким образом, снижены п коэффициенты более высоких разрядов и заработная плата их почти не повысилась с 1 января 2002 г.
Ныне ETC бюджетной сферы содержит следующие тарифные коэффициенты и ставки (оклады) но каждому из 18 ее разрядов:
Разряды |
Тарифные коэффициенты |
Оклады (в руб.) |
1 |
1,0 |
450 |
2 |
1,11 |
500 |
3 |
1,23 |
555 |
4 |
1,36 |
610 |
5 |
1,51 |
680 |
6 |
1,67 |
750 |
7 |
1,84 |
830 |
8 |
2,02 |
910 |
9 |
2,22 |
1000 |
10 |
2,44 |
1100 |
11 |
2,68 |
1205 |
12 |
2,89 |
1300 |
13 |
3,12 |
1405 |
14 |
3,36 |
1510 |
15 |
3,62 |
1630 |
16 |
3,90 |
1855 |
17 |
4,20 |
1890 |
18 |
4,50 |
2025 |
Тарифные сетки и ставки определяются коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК).
297
Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника данного разряда в единицу времени (в час, день, месяц) за выполнение нормы труда. Тарифная ставка является неразрывной частью тарифной сетки. 13 каждой сетке дается ставка 1-го разряда, которая не может быть ниже минимального размера заработной платы. Умножая ее на поразрядный коэффициент, получаем ставку соответствующего разряда. В сетке даются две ставки — одна для повременно оплачиваемых работ, а другая (несколько большая) — для сдельных. Размеры тарифных ставок, окладов, их соотношение между отдельными категориями работников определяют теперь сами организации и фиксируют их в коллективных договорах и иных соглашениях.
При оплате труда рабочих они
могут также применять и
Работодатель имеет право
Порядок и условия применения
стимулирующих и
Надбавки и доплаты являются элементом тарифной системы, дополнительным к тарифным ставкам. Поскольку тарифные ставки учитывают лишь квалификацию работника и его специальность, то в надбавках и доплатах учитываются и другие основания дифференциации заработной платы: тяжелые условия труда, работа в местностях с особыми климатическими условиями (северные надбавки), район труда (районные коэффициенты), сменность (доплаты за сменность), значимость, количество и качество труда (доплаты за профессионализм) и др. Путем надбавок, доплат и других вознаграждений, которые теперь определяются в большинстве случаев
298
в процентном отношении к тарифной
ставке (окладу), формируется дифференцированно
и средний заработок работника,
включающий тарифные ставки (оклады) и
все виды надбавок и доплат. Цель надбавок
— стимулировать работу в определенных
районах, местностях, профессиях, а также
мастерство работников и т. д. Цель доплат
— компенсировать повышенную интенсивность
труда (за совмещение профессий, руководство
бригадой и пр.) или труд, осуществляемый
с неблагоприятным режимом и в тяжелых
условиях (за сменную работу, за вахтовый
метод работы, в полевых условиях, за разъездной
характер работы и т. д.).
Надбавки и доплаты могут быть трех видов: централизованные, установленные законодательством; локальные, установленные в данной организации; предусмотренные конкретным трудовым договором по соглашению его сторон.
В централизованном порядке установлены следующие надбавки и доплаты: северные надбавки, районные коэффициенты, за работу в полевых условиях (геодезистам, геологам и др.), за разъездной характер работы, за работу и проживание в зоне Чернобыльской АЭС, за звание, классность, ученую степень и др., которые обязательны к выплате работникам всех организаций независимо от формы собственности. Их размеры являются тем минимумом, ниже которого они не могут устанавливаться. Организации могут повышать их самостоятельно.