Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:18, контрольная работа
Основная роль трудового права - это урегулирование своими нормами поведения людей в процессе их труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло бы труд работников, способствовало бы улучшению их условий труда и быта и, наконец, укрепляло бы социальное партнерство, консенсус между ними, т.е. социальный мир. А ныне актуальна необходимость гражданского мира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности не только в сфере труда между работниками и работодателями, но и всеми слоями общества и всеми тремя ветвями власти. В сфере труда социальный мир ныне призваны укреплять социально-партнерские соглашения.
Цели, задачи, роль и функции трудового права РФ тесно взаимосвязаны. Все они отражают интересы общества, государства, а также работников и работодателей.
Труд - целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных и духовных благ, именуемых продуктом труда, продуктом производства.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Общая характеристика трудового законодательства………………………………….5
Цели и задачи трудового законодательства…………………………………………...5
Понятие принципов трудового законодательства…………………………………….7
Основные принципы трудового законодательства……………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………………………….17
Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Во многих случаях они предусматривают досудебный порядок рассмотрения споров, определяют механизм распределения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.
Наряду со спорами,
1.2 Понятие принципов трудового законодательства
Известно,
что право выступает в виде
конкретных предписаний (запретов, велений,
дозволений и т.д.), регламентируя
отдельные стороны поведения
людей. Чтобы выяснить содержание и
назначение предписаний, необходимо проанализировать
конкретные нормы права, в которых они
закрепляются, установить существенные
связи норм права с другими факторами
общественного развития и определить
их основную направленность. Эти задачи
выполняют правовые принципы, содержащие
обобщенную характеристику системы права
или ее отдельных частей. Принципы не возникают
просто так. Они являются отражением объективно
существующих отношений между людьми,
продуктом человеческого сознания. Вместе
с тем правовые принципы следует отличать
от правосознания, которое выражает оценочное
суждение людей об общеобязательных правилах
поведения. Правовые принципы содержат
идеи, либо уже закрепленные в законодательстве,
либо в виде отдельных общих положений
(норм-принципов).
Они закрепляются в Конституции РФ, декларациях,
законах или в скрытом виде отражены в
содержании многих конкретных норм. В
правовых принципах конкретно проявляются
объективные закономерности общественной
жизни, которые определяют общую направленность
и характер правового регулирования, позволяя
избегать субъективизма в правовой политике.
Таким образом, исходя из вышеизложенного,
под правовым принципом принято понимать
выраженные в законодательстве исходные
начала, руководящие идеи, характеризующие
основное содержание и внутреннее единство
правового регулирования общественных
отношений. Правовые принципы следует
отличать и от конкретных правовых норм.
Устанавливая общее правило поведения
на основе руководящей идеи, правовой
принцип не содержит основных элементов
правовой нормы (гипотезы, диспозиции,
санкции). С его помощью нельзя урегулировать
конкретное отношение между человеком
и организацией. Однако правовой принцип
дает возможность правильно понять сущность
правовой нормы, которая эти отношения
регулирует. Будучи элементами правовой
политики, правовые принципы предопределяют
содержание и сущность не только действующих,
но и будущих правовых норм. В необходимых
случаях они восполняют пробелы в законодательном
регулировании отдельных сторон общественных
отношений, не урегулированных правом.
Этим самым они помогают практическим
органам в решении вопросов, еще не урегулированных
конкретными нормами права, а также в правильном
применении юридических норм. Этим определяется
значение основных принципов. По сфере
действия правовые принципы классифицируются
на четыре вида:
1) общеправовые,
свойственные всем отраслям российского
права (принцип законности, демократизма,
защиты прав человека, равноправия, гуманности
и др.);
2) межотраслевые принципы, основополагающие
начала и положения о существенном в нескольких
отраслях права (например, принцип свободы
труда присущ не только трудовому, но и
административному, и гражданскому праву
в той части, где они связаны с трудом);
3) отраслевые, отражающие специфику норм
данной отрасли права, их направленность.
Принципы трудового права[2], являясь выражением
существенного в данной отрасли права,
связаны со всеми или с большинством составляющих
ее правовых институтов (например, межотраслевой
принцип свободы труда дополняется отраслевым
принципом свободы трудового договора,
который выступает правовой формой свободы
труда, предоставляющей наибольшую степень
самоопределения сторонам трудового договора
(работнику и работодателю);
4) внутриотраслевые,
отражающие суть группы норм
определенного института
Принципы, обладая всеобщностью и обязательностью,
имеют регулятивное значение, стабильны,
целенаправленны, всегда выражают сущность
не одной, а многих групп норм права. Следовательно,
принципы трудового права выражают закрепленные
в законодательстве руководящие начала
правовой политики в области организации
и применения труда работников и общую
направленность развития данной системы
правовых норм.
Система основных принципов
В соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (соответствие условий труда требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск)
Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину минимального размера заработной платы, который устанавливается на всей территории страны и не может быть снижен ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.
Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Статья 2 ТК РФ воспроизводит конституционную норму о праве граждан на объединение. Работники и работодатели могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов. Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основная задача которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти, местного самоуправления, осуществлять защиту их трудовых прав. В свою очередь, интересы работодателей представляют их объединения - соответствующие некоммерческие организации. Право работников и работодателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.
Этот принцип выражается в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных правил.
Помимо
закрепления в общей
Трудовой
кодекс содержит значительное число
диспозитивных норм, отражающих тенденцию
к расширению договорного регулирования,
так как для формируемых
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. Третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.
Информация о работе Трудовое законодательство: цели задачи и основные принципы