Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:18, шпаргалка

Описание работы

Предмет трудового права как отрасли права
Трудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.
Предметом трудового права является как трудовые отношения, так и отношения непосредственно с ними связанные.
Трудовые отношения – это отношения основанные на соглашение между работником и работодателем, а личном выполнение работодателем выплату з/п, выполнение трудовых функций, а подчиненный работник должен выполнять правила внутреннего трудового распорядка при обеспечение работодателем условий труда предусмотренных трудовым законодательством, а также коллективным договором, соглашение локальных нормативных актов и трудового договора.

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзамену.doc

— 802.50 Кб (Скачать)

110. Организация охраны  труда

Правительство РФ осуществляет государственное управление охраной труда. По его поручению указанные функции могут осуществлять федеральный орган исполнительной власти по труду и другие федеральные органы исполнительной власти. При этом Правительством РФ распределяются полномочия между указанными органами.

Отдельные функции  нормативного регулирования, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти. При этом они обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда и координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере труда.

На территориях  субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральным  органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах предоставленных полномочий.

Организация охраны труда на производстве. Статья 217 ТК РФ устанавливает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации  с численностью до 50 работников решение  о создании службы охраны труда или  введении должности специалиста  по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (штатного специалиста по охране труда) их функции осуществляет работодатель – ИП (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие такие услуги, подлежат обязательной аккредитации.

Структура службы охраны труда в организации и  численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами нормативного регулирования в сфере труда.

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

111. Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Для расследования несчастного  случая на производстве работодатель немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек, которая возглавляется работодателем или уполномоченным им представителем. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. В комиссию включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

Следует учитывать, что руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел  несчастный случай, в состав комиссии не включается.

  • указанный работодатель или уполномоченный его представитель;
  • доверенное лицо пострадавшего;
  • специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Расследование обстоятельств и  причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и  не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного  случая на производстве, тяжелого несчастного  случая на производстве и несчастного  случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий  особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы  документов, необходимых для расследования  несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость  перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.

Следует обратить внимание на несчастные случаи, произошедшие на производстве и подлежащие расследованию, но по решению  комиссии не являющиеся несчастными  случаями на производстве.

 Акты о расследовании несчастных  случаев, квалифицированных по  результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования хранятся работодателем в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследования направляются председателем комиссии в соответствующую государственную инспекцию труда.

    Несчастный случай на  производстве является очень  важным пунктом трудовых отношений  между работником и работодателем,  который может нести существенные  материальные и физические затраты  обоих сторон.

112. Государственный контроль( надзор) за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция  труда. В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

 Главный государственный инспектор  труда РФ назначается и освобождается  от должности Правительством  РФ.

Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной организации  труда № 81 об инспекции труда, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:

- обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан,  включая право на безопасные  условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и  работников информацией о наиболее  эффективных средствах и методах  соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих  органов государственной власти  фактов нарушений, действий (бездействия)  или злоупотреблений, которые  не подпадающих под действие законов и иных нормативных и актов.

Государственная инспекция  в субъекте Федерации является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.

 Государственная инспекция  труда входит в состав Федеральной  инспекции труда — единой федеральной  централизованной системы государственных  органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

 Государственная инспекция  труда осуществляет свою деятельность  во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.

Государственная инспекция труда  является юридическим лицом. деятельность ее финансируется за счет средств  федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.

Основная задача государственной  инспекции труда— государственный  надзор и контроль за соблюдением  законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда

 

113. Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Административная ответственность  работодателя.

К административной ответственности  работодатель может быть привлечен  за самые различные нарушения  норм трудового законодательства, в  том числе норм по охране Самое большое количество нарушений выявляется по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Последствия:

Дисквалификация виновных лиц. Дисквалификация  заключается в лишении физического  лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации,  права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).   

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

Непредоставление работодателем  или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом,  информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего  от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного  штрафа в размере от 30 до 50 минимальных  размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем  или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного  штрафа в размере от 30 до 50 минимальных  размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его  представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях  выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).     

Невыполнение работодателем или  его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в связи  с коллективным трудовым спором и  объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

Сокрытие страхователем наступления  страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от  3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"