Понятие и виды трудовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Особенность организации жизнедеятельности современного общества и правового регулирования общественных отношений состоит в различных формах применения труда и широком спектре отношений, возникающих в данном процессе. Следует четко сознавать, что общественное устройство труда – это его организация и обеспечение не только в рамках одного предприятия, но и в масштабах всего общества с помощью определенных государственных органов и соответствующих методов регулирования возникающих общественных процессов. В связи с организацией труда возникает целый ряд общественных отношений, специфика которых объективно обуславливает их регулирование различными отраслями права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие, стороны, содержание трудовых правоотношений……………...4
Понятие и содержание трудового правоотношения……………………….4
Субъекты трудового правоотношения……………………………………...8
Виды правоотношений в сфере регулирования труда……………………17
Виды трудовых правоотношений………………………………………….17
Отношения, тесно связанные с трудовыми правоотношениями………...22
Заключение……………………………………………………………………...28
Перечень используемых источников………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

ТП курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

3) Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров

     Эти отношения  обусловлены необходимостью разрешения  в духе социального партнерства  различных проблем, разногласий,  возникающих, при заключении, изменении или дополнении коллективных договоров и соглашений (ст. 356, 357 ТК).

4) Отношения,  связанные с взаимоотношения  между работниками (их представителями)  и нанимателями

     Речь идет об общественно – трудовых отношениях, субъектами которых являются наниматели и работники. Здесь законодатель имел в виду те отношения, которые складываются между нанимателями и работниками (их представителями) по поводу заключения коллективных договоров и ведения коллективных переговоров (гл. 34, 35 ТК), разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров (гл. 17, 36 ТК), а также другие отношения, вытекающие из основных прав работников и нанимателей (участие в управлении организацией, участие в собраниях, объединения в профсоюзы (ст. 11, 12 ТК).

5) Отношения, связанные с  обеспечением занятости

     В соответствии с Конституцией (ст. 41) государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). Она может осуществляться преимущественно на основе договора (контракта), членства в кооперативах, коллективных и арендных предприятиях. Занятостью признается также работа по договорам гражданско – правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), предпринимательство и другая не запрещенная законом деятельность. Одной из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобновлении трудовой деятельности, т. е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем. Таким образом, в сфере обеспечения занятость населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, т. е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.

6) Отношения,  связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде

      В соответствии со ст. 462 ТК государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде единая функция государства, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами в целях соблюдения законности в трудовых правоотношениях. Объектом надзора и контроля являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные). Надзор – это деятельность государственного органа по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов. Контроль – это составная часть управленческой деятельности. Сущность ее заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, в корректировке и применении санкций, а оценке ее не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.

       Систему  органов надзора и контроля  за соблюдением законодательства  о труде образуют специально  уполномоченные органы межотраслевой  компетенции:

1) Министерство труда  и социальной защиты Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, проводимый государственную политику,  осуществляющий управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

2) Департамент государственной  инспекции труда Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь. Департамент осуществляет специальные надзорные и контрольные функции, т. е. является единственным специализированным органом о труде и охране труда во всем его объеме.

3) Постановлением Министерства  труда и социальной защита  Республики Беларусь то 4 октября  2000г. №130 утверждено Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Беларусь. При организации проведения проверок центры (отделения) занятости населения контролируют вопросы: обеспечение гарантий и прав граждан на занятость включая дополнительные гарантии, предоставляемые лицам, нуждающимся в социальной защите, участие нанимателей  в реализации государственной политики занятости населения и др.

4) Закон Республики  Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, также в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь создан департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике.

5) Государственный энергетический  надзор осуществляется Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основные задачи Комитета состоят в проведении государственной политики в сфере энергоснабжения и осуществления государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии всеми организациями независимо от форм собственности в подчиненности.

6) Осуществление государственного  надзора за соблюдением нанимателями  гигиенических норм, санитарно –  гигиенических и санитарно –  противоэпидемических правил возложена органы санитарно – эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

7) Государственный пожарный  надзор за соблюдением республиканскими  органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными  органами, иными организациями требований  законодательства о пожарной  безопасность осуществляется в  соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора.

8) Орган государственного  надзора за правильностью применения  списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда является Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь.

9) Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами.

     Общественный  контроль за соблюдением законодательства о труде обеспечивают профсоюзы (ст. 463 ТК).

     Эффективное выполнение функций надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде возможно только системой органов, на которые она возложена (ст. 464 ТК).

      Нарушение законодательства о труде влечет за собой применение органами надзора и контроля определенных средств воздействия. В зависимости от характера совершенного правонарушения юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 ТК).         

7) Отношения, связанные с государственным социальным страхованием

     В соответствии со ст. 47 Конституции гражданам гарантируется право на социальное страхование в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом. В соответствии с Законом «Об основах государственного социального страхования» государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных Законом. Для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты граждан Республики Беларусь. Средства указанного Фонда состоят из обязательных взносов нанимателей и граждан, а также из добровольных пожертвований и других поступлений. Для финансирования выплат в связи с безработицей создан специальный Государственный фонд содействия занятости. Специальное обеспечение некоторых категорий граждан осуществляется за счет средств государственного бюджета (государственных служащих, военнослужащих и др.). К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане имеют право на государственное социальное страхование, относятся: болезнь и временная нетрудоспособность, в том числе связанная с беременностью и родами, рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет; инвалидность; достижение пенсионного возраста; потеря кормильца; потеря работы; производственные травмы и профессиональные заболевания; смерть застрахованного или члена его семьи. Общественные отношения, возникающие в сфере государственного социального страхования, органически связаны с трудовыми отношениями, вытекают из них и обеспечивают их стабильность и поэтому относятся к предмету регулирования трудового права.

8) Отношения, связанные с рассмотрением трудовых споров

      В процессе  трудовых правоотношений между  их субъектами (сторонами) нередко  возникают разногласия, т. е. трудовые споры. Причины таких споров различны. Они могут быть вызваны нарушением одной из сторон законодательства о труде, условий трудового договора, различными подходами к пониманию содержания некоторых норм трудового законодательства. Нередко они возникают в связи с установлением или изменением условий труда, заключением коллективных договоров и т. д. Трудовые споры могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Порядок разрешения трудовых споров, круг субъектов, правомочных их рассматривать, имеют особенности в зависимости от того, является ли этот спор индивидуальным или коллективным и по поводу чего он возник. Отношения в этой области не могут быть оторваны от трудовых, поэтому они включаются в сферу трудового права (ст. 233 – 251, 377 – 399 ТК)» [12, c. 18 – 25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной курсовой работы хотелось бы еще раз отметить, что  трудовое отношение – это неотъемлемый элемент трудового права. Республика Беларусь на данный момент проходит этап перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, стремления к правовому государству с высоко развитой правовой культурой. Поэтому роль трудовых отношений в государстве возрастает и требует наиболее четкой регламентации. Ведь почти каждый гражданин Республики Беларусь состоит в тех или иных трудовых отношениях с государством и различными нанимателями, то есть данный вид отношений охватывает огромный круг людей и принятие новых законодательных актов, регулирующих данный аспект отношений на основе новых рыночных принципов, должно соответствовать потребностям современного человека.

За последние годы в области  правового регулирования трудовых правоотношений произошли существенные сдвиги, вызванные глубокими изменениями  в сфере труда под влиянием экономической реформы в общественной и государственной жизни. Значительно возросли роль и значение трудового права.

Так, с учетом особенностей трудовых правоотношений качество издаваемых законодательных  актов о труде должно обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений в сфере организации наемного труда и простоту понимания правовых предписаний всеми заинтересованными сторонами, исключать двойное толкование. Большое значение при этом имеет соответствие издаваемых актов современным реалиям.

Труд как основа общества порождает  многочисленные и разнообразные  по содержанию и форме правоотношения, из которых не все охватываются трудовым правом, связь с трудом – это  настолько общая черта большинства  отношений общества, что исходя только из нее, невозможно определить предмет и сферу действия трудового права. Отдельные группы этих отношений не составляют замкнутого круга, они переплетаются друг с другом. Поэтому сложные и многообразные связи между ними не могут проявляться только в одной какой – либо отрасли правового регулирования.

Отрасль трудового законодательства создается с учетом различных  оснований в зависимости от потребностей практики, обуславливающей волю законодателя. Исходя из потребности максимально  полного комплексного регулирования трудовых правоотношений, входящих в предмет правового регулирования отрасли права, в комплекс правовых норм отрасли могут включаться нормы, по своей сути относящиеся к иным отраслям права. Указанное в полной мере характерно для отрасли трудового права: в Трудовом кодексе Республики Беларусь включены нормы, регулирующие общественные отношения по социальной защите работников, управленческие отношения между работниками и администрацией организации, процессуальные отношения при рассмотрении трудовых споров и другие. При этом включение таких норм в трудовое законодательство призвано обеспечить четкую систему наемного труда в организации и соблюдение прав субъектов трудовых правоотношений. Именно основываясь на указанной мотивации включения в трудовое законодательство норм, напрямую не регулирующих трудовые правоотношения между нанимателем и работником, можно вести речь о сервисном (обслуживающем) характере таких норм.

Таким образом, в действующее трудовое законодательство включены нормы, свойственные широкому кругу иных отраслей право, которые, основываясь на факте включения в ТК и исходя из их назначения, следует относить к нормам трудового законодательства.   

 
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень использованных источников:

 

1 Александров Н.Г. Трудовое правоотношение [текст] / Н.Г. Александров – М.: Знание, 1948. – 319 с.

2 Зайкин А.Д. Российское  трудовое право [текст] / А.Д. Зайкин  – М.: Знание, 1997. – 392 с.

3 Гинцбург Л.Я. Социалистическое  трудовое правоотношение [текст] / Л.Я. Гинцбург – М.: Знание, 1977. – 412 с.

4 Викторова С.И. Некоторые  вопросы правового регулирования  трудовых правоотношений [текст]  – Мн.: Юстиция Беларуси, №1/2007.

Информация о работе Понятие и виды трудовых правоотношений