Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа
Особенность организации жизнедеятельности современного общества и правового регулирования общественных отношений состоит в различных формах применения труда и широком спектре отношений, возникающих в данном процессе. Следует четко сознавать, что общественное устройство труда – это его организация и обеспечение не только в рамках одного предприятия, но и в масштабах всего общества с помощью определенных государственных органов и соответствующих методов регулирования возникающих общественных процессов. В связи с организацией труда возникает целый ряд общественных отношений, специфика которых объективно обуславливает их регулирование различными отраслями права.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие, стороны, содержание трудовых правоотношений……………...4
Понятие и содержание трудового правоотношения……………………….4
Субъекты трудового правоотношения……………………………………...8
Виды правоотношений в сфере регулирования труда……………………17
Виды трудовых правоотношений………………………………………….17
Отношения, тесно связанные с трудовыми правоотношениями………...22
Заключение……………………………………………………………………...28
Перечень используемых источников………………………………………….30
3) Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров
Эти отношения
обусловлены необходимостью
4) Отношения,
связанные с взаимоотношения
между работниками (их
Речь идет об общественно – трудовых отношениях, субъектами которых являются наниматели и работники. Здесь законодатель имел в виду те отношения, которые складываются между нанимателями и работниками (их представителями) по поводу заключения коллективных договоров и ведения коллективных переговоров (гл. 34, 35 ТК), разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров (гл. 17, 36 ТК), а также другие отношения, вытекающие из основных прав работников и нанимателей (участие в управлении организацией, участие в собраниях, объединения в профсоюзы (ст. 11, 12 ТК).
5) Отношения, связанные с обеспечением занятости
В соответствии с Конституцией (ст. 41) государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). Она может осуществляться преимущественно на основе договора (контракта), членства в кооперативах, коллективных и арендных предприятиях. Занятостью признается также работа по договорам гражданско – правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), предпринимательство и другая не запрещенная законом деятельность. Одной из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобновлении трудовой деятельности, т. е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем. Таким образом, в сфере обеспечения занятость населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, т. е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.
6) Отношения,
связанные с контролем и надзор
В соответствии со ст. 462 ТК государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде единая функция государства, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами в целях соблюдения законности в трудовых правоотношениях. Объектом надзора и контроля являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные). Надзор – это деятельность государственного органа по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов. Контроль – это составная часть управленческой деятельности. Сущность ее заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, в корректировке и применении санкций, а оценке ее не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.
Систему
органов надзора и контроля
за соблюдением
1) Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, проводимый государственную политику, осуществляющий управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.
2) Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Департамент осуществляет специальные надзорные и контрольные функции, т. е. является единственным специализированным органом о труде и охране труда во всем его объеме.
3) Постановлением Министерства труда и социальной защита Республики Беларусь то 4 октября 2000г. №130 утверждено Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Беларусь. При организации проведения проверок центры (отделения) занятости населения контролируют вопросы: обеспечение гарантий и прав граждан на занятость включая дополнительные гарантии, предоставляемые лицам, нуждающимся в социальной защите, участие нанимателей в реализации государственной политики занятости населения и др.
4) Закон Республики
Беларусь «О промышленной безоп
5) Государственный
6) Осуществление
7) Государственный пожарный
надзор за соблюдением
8) Орган государственного
надзора за правильностью
9) Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде обеспечивают профсоюзы (ст. 463 ТК).
Эффективное выполнение функций надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде возможно только системой органов, на которые она возложена (ст. 464 ТК).
Нарушение законодательства о труде влечет за собой применение органами надзора и контроля определенных средств воздействия. В зависимости от характера совершенного правонарушения юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 ТК).
7) Отношения, связанные с государственным социальным страхованием
В соответствии со ст. 47 Конституции гражданам гарантируется право на социальное страхование в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом. В соответствии с Законом «Об основах государственного социального страхования» государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных Законом. Для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты граждан Республики Беларусь. Средства указанного Фонда состоят из обязательных взносов нанимателей и граждан, а также из добровольных пожертвований и других поступлений. Для финансирования выплат в связи с безработицей создан специальный Государственный фонд содействия занятости. Специальное обеспечение некоторых категорий граждан осуществляется за счет средств государственного бюджета (государственных служащих, военнослужащих и др.). К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане имеют право на государственное социальное страхование, относятся: болезнь и временная нетрудоспособность, в том числе связанная с беременностью и родами, рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет; инвалидность; достижение пенсионного возраста; потеря кормильца; потеря работы; производственные травмы и профессиональные заболевания; смерть застрахованного или члена его семьи. Общественные отношения, возникающие в сфере государственного социального страхования, органически связаны с трудовыми отношениями, вытекают из них и обеспечивают их стабильность и поэтому относятся к предмету регулирования трудового права.
8) Отношения, связанные с рассмотрением трудовых споров
В процессе трудовых правоотношений между их субъектами (сторонами) нередко возникают разногласия, т. е. трудовые споры. Причины таких споров различны. Они могут быть вызваны нарушением одной из сторон законодательства о труде, условий трудового договора, различными подходами к пониманию содержания некоторых норм трудового законодательства. Нередко они возникают в связи с установлением или изменением условий труда, заключением коллективных договоров и т. д. Трудовые споры могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Порядок разрешения трудовых споров, круг субъектов, правомочных их рассматривать, имеют особенности в зависимости от того, является ли этот спор индивидуальным или коллективным и по поводу чего он возник. Отношения в этой области не могут быть оторваны от трудовых, поэтому они включаются в сферу трудового права (ст. 233 – 251, 377 – 399 ТК)» [12, c. 18 – 25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной курсовой работы хотелось бы еще раз отметить, что трудовое отношение – это неотъемлемый элемент трудового права. Республика Беларусь на данный момент проходит этап перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, стремления к правовому государству с высоко развитой правовой культурой. Поэтому роль трудовых отношений в государстве возрастает и требует наиболее четкой регламентации. Ведь почти каждый гражданин Республики Беларусь состоит в тех или иных трудовых отношениях с государством и различными нанимателями, то есть данный вид отношений охватывает огромный круг людей и принятие новых законодательных актов, регулирующих данный аспект отношений на основе новых рыночных принципов, должно соответствовать потребностям современного человека.
За последние годы в области
правового регулирования
Так, с учетом особенностей трудовых правоотношений качество издаваемых законодательных актов о труде должно обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений в сфере организации наемного труда и простоту понимания правовых предписаний всеми заинтересованными сторонами, исключать двойное толкование. Большое значение при этом имеет соответствие издаваемых актов современным реалиям.
Труд как основа общества порождает
многочисленные и разнообразные
по содержанию и форме правоотношения,
из которых не все охватываются трудовым
правом, связь с трудом – это
настолько общая черта
Отрасль трудового законодательства создается с учетом различных оснований в зависимости от потребностей практики, обуславливающей волю законодателя. Исходя из потребности максимально полного комплексного регулирования трудовых правоотношений, входящих в предмет правового регулирования отрасли права, в комплекс правовых норм отрасли могут включаться нормы, по своей сути относящиеся к иным отраслям права. Указанное в полной мере характерно для отрасли трудового права: в Трудовом кодексе Республики Беларусь включены нормы, регулирующие общественные отношения по социальной защите работников, управленческие отношения между работниками и администрацией организации, процессуальные отношения при рассмотрении трудовых споров и другие. При этом включение таких норм в трудовое законодательство призвано обеспечить четкую систему наемного труда в организации и соблюдение прав субъектов трудовых правоотношений. Именно основываясь на указанной мотивации включения в трудовое законодательство норм, напрямую не регулирующих трудовые правоотношения между нанимателем и работником, можно вести речь о сервисном (обслуживающем) характере таких норм.
Таким образом, в действующее трудовое законодательство включены нормы, свойственные широкому кругу иных отраслей право, которые, основываясь на факте включения в ТК и исходя из их назначения, следует относить к нормам трудового законодательства.
Перечень использованных источников:
1 Александров Н.Г. Трудовое правоотношение [текст] / Н.Г. Александров – М.: Знание, 1948. – 319 с.
2 Зайкин А.Д. Российское трудовое право [текст] / А.Д. Зайкин – М.: Знание, 1997. – 392 с.
3 Гинцбург Л.Я.
4 Викторова С.И. Некоторые
вопросы правового