Особенности регулирования труда несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава1.Особенности заключения трудового договора
с несовершеннолетними………………………………………………………….8

1.1. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора…….....8

1.2. Содержание трудового договора с несовершеннолетним работником….13

1.2.1. Существенные условия…………………………………………………...14

1.2.2. Дополнительные условия………………………………………………...17

1.3. Оформление приема на работу несовершеннолетнего работника………20

Глава 2. Ограничения по выполнению несовершеннолетними работниками отдельных видов работ………………………………………………………….23

2.1. Международный опыт………………………………………………………23

2.2. Российское законодательство………………………………………………24

Глава 3. Правовое регулирование труда несовершеннолетних………………28

3.1. Медицинские осмотры несовершеннолетних работников……………….28

Перечень абсолютных противопоказаний к приему подростков на работу…29

3.2. Дополнительные льготы и гарантии несовершеннолетним работникам..32

3.2.1. Привлечение несовершеннолетних работников к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных………………………………………………...32

3.2.2. Отпуска несовершеннолетним работникам……………………………..34

3.2.3.Материальная и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних работников……………………………………………………………………….37

3.3. Организация труда несовершеннолетних работников и его оплата……..39

3.4. Особенности расторжения трудового договора с несовершеннолетними работниками……………………………………………………………………...41

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………47

Приложение 1…………………………………………………………………….49

Приложение 2…………………………………………………………………….50

Приложение 3…………………………………………………………………….52

Приложение 4…………………………………………………………………….53

Приложение 5…………………………………………………………………….56

Приложение 6…………………………………………………………………….57

Приложение 7…………………………………………………………………….58

Приложение 8…………………………………………………………………….59

Приложение 9…………………………………………………………………….60

Приложение 10…………………………………………………………………...61

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТРУДОВОЕ ПРАВО труд несовершеннолетних.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

    Вот почему именно государство заинтересовано в жесткой регламентации привлечения  детей к труду, особенно в раннем возрасте.

    Основополагающим  международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать  страны, входящие в ООН, является Конвенция  о правах ребенка, принятая ООН 20.11.1989.

    Ключевые  ее положения отражены в Конституции  РФ, а также в федеральных законах Российской Федерации, устанавливающих основные гарантии прав и законных интересов ребенка:

    - от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации";

    - от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных  гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

    - от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних".

    Большинство льгот и гарантий для детей  в сфере труда сосредоточено  в Трудовом кодексе РФ. За неисполнение его требований, а также требований, содержащихся в других федеральных законах, государство установило меры ответственности, что согласуется с пунктом 2 статьи 32 Конвенции о правах ребенка.

    Что же касается установления ответственности за нарушение прав детей, то последней, по нашему мнению, уделяется недостаточно внимания. Ответственность за нарушение трудовых прав детей регламентируется общей статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой:

    - нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (часть 1);

    - нарушение законодательства о  труде и об охране труда  должностным лицом, ранее подвергнутым  административному наказанию за  аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок  от 1 года до 3 лет.

    Целью исследования настоящей курсовой работы является анализ особенностей правового регулирования работников в возрасте до 18 лет, характеристика трудового договора, особенности оформления приема на работу несовершеннолетнего работника, ограничения по выполнению несовершеннолетними работниками отдельных видов работ, а также дополнительные льготы и гарантии несовершеннолетним работникам, расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками.

    Работа  основана на анализе действующего трудового законодательства, специальной литературы, посвященной особенностям правового регулирования труда несовершеннолетних.

    Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений и выполнена на 61 листе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними 

1.1. Возраст, с которого  допускается

заключение  трудового договора 

    Как уже отмечалось, в соответствии со статьей 32 Конвенции о правах ребенка  государства в целях защиты прав детей на нормальное развитие принимают законодательные, административные и социальные меры, в частности, устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу. В ней фактически воспроизводятся положения Конвенции МОТ N 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.03.1979 N 8955-IX, а, следовательно, обязательной для Российской Федерации. Ее положения, как следует из статьи 5, применяются "как минимум к работе в: шахтах и карьерах, обрабатывающей промышленности; строительстве; службах электро-, газо- и водоснабжения; санитарно-технической службе; транспорте, складах и службах связи; а также на плантациях и других сельскохозяйственных предприятиях, производящих продукцию главным образом для коммерческих целей, но исключая семейные или мелкие хозяйства, производящие продукцию для местного потребления и не использующие регулярно наемных трудящихся".

    Согласно  статье 1 Конвенции N 138 каждый член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую цель обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.

    В статье 3 (пункт 1) Конвенции установлено, что минимальный возраст для  приема на любой вид работы по найму  или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет. Вместе с тем, несмотря на эти положения, национальное законодательство или правила или компетентные органы власти могут после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, разрешать работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе 16 лет при условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности.

    В Российской Федерации ограничения  по возрасту установлены статьей 63 Трудового кодекса РФ, согласно части  первой которой заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Именно с этого возраста трудовая деятельность при соответствующих условиях считается безопасной, а с точки зрения профессиональной адаптации - даже полезной.

    Однако  в отдельных случаях потребность в осуществлении трудовой деятельности возникает в более раннем возрасте. Так, в семьях с низким бюджетом дети начинают трудиться сразу после получения обязательного в силу части 4 статьи 43 Конституции РФ основного общего образования. Как следует из пункта 4 статьи 19 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", требование об обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Основываясь на этом, законодатель предусмотрел в части второй статьи 63 Трудового кодекса РФ возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими 15 лет, при условии получения ими основного общего образования.

    Согласно  пункту 6 статьи 19 Закона РФ "Об образовании" по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное  учреждение до получения им основного общего образования. Представляется, что действия сотрудников кадровой службы о приеме на работу 15-летнего подростка, не представившего аттестат об основном общем образовании, будут признаны правомерными только в том случае, если решение о заключении трудового договора принималось на основании справки из образовательного учреждения, которая в соответствии с пунктом 53 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, выдается лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование.

    Сопоставляя часть вторую статьи 63 Трудового  кодекса РФ и положения статьи 19 Закона РФ "Об образовании", нельзя не отметить определенную несогласованность  между ними. Если Кодекс в числе  обстоятельств, по которым лицо не получило основное общее образование, называет оставление образовательного учреждения, то в указанной статье Закона РФ предусматривается еще одно самостоятельное обстоятельство - исключение ребенка из образовательного учреждения. Как быть, если желание заключить трудовой договор изъявил подросток, исключенный из образовательного учреждения? Вправе ли работодатель принять его на работу?

    Если  строго руководствоваться частью второй статьи 63 Трудового кодекса РФ, то нет. Однако, исходя из пункта 7 статьи 19 Закона РФ "Об образовании", у работодателя есть такая возможность. В соответствии с указанным пунктом ребенок может быть отчислен из образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Решение об исключении принимается органом управления образовательного учреждения, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание его в учреждении образования оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения.

    Об  исключении обучающегося орган управления образования информирует родителей (законных представителей) и орган  местного самоуправления. Поскольку  комиссия по делам несовершеннолетних принимает самое непосредственное участие в процедуре исключения, она вместе с родителями (законными представителями) решает вопросы трудоустройства исключенного подростка.

    Таким образом, вопрос о приеме на работу исключенного из образовательного учреждения подростка может решаться через направление его на работу в счет установленной квоты. В этом случае основанием для заключения трудового договора с подростком будет являться направление из органов занятости населения, принятое на основании обращения родителей или соответствующего органа. Иное решение вопроса о заключении трудового договора с исключенным из школы подростком может быть признано неправомерным, поскольку формально не вписывается в часть вторую статьи 63 Трудового кодекса РФ.

    Роль  органа опеки и попечительства является особо значимой в тех случаях, когда 14-летний учащийся изъявляет желание трудиться в свободное от учебы время. Как следует из части третьей статьи 63 Трудового кодекса РФ, "с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения".

    Для того чтобы 14-летний подросток с учетом указанных условий мог быть принят на работу, требуется согласие одного из родителей (попечителей). Согласие второго в данном случае не требуется, и отсутствие заявления от него не препятствует несовершеннолетнему лицу заключить трудовой договор (хотя в действительности несогласие второго родителя на практике создает труднопреодолимые препятствия для трудоустройства ребенка).

    Свое  согласие на заключение трудового договора между организацией и ребенком, достигшим 14 лет и обучающимся в образовательном учреждении, на выполнение в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения, родитель может выразить в письменном заявлении, составленном на имя руководителя организации.

    Решение по заявлению родителя (попечителя) несовершеннолетнего должно быть принято в сроки, определенные положением об организации документооборота в органе опеки и попечительства. Если такового нет, то сроки подготовки решения определяются в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления или субъекта Российской Федерации о порядке и сроках обращения граждан. Если вопрос рассмотрения обращений граждан не получил должной регламентации в законодательстве субъекта Российской Федерации и нормативно-правовой базе муниципального образования, то сроки, в которые по заявлению родителя (попечителя) 14-летнего подростка должен быть дан ответ, определяются в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.1980 N 1662-X "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (с изм. на 02.02.1988)2.

    В части третьей статьи 63 Трудового  кодекса РФ прямо не сказано, что  заключение трудового договора возможно только при согласии родителя (попечителя) несовершеннолетнего и с разрешения органа опеки и попечительства на трудоустройство работника к конкретному работодателю. Однако мы полагаем, что законодатель руководствовался именно этими соображениями - только на основании предварительной информации, полученной от конкретного работодателя о характере предстоящей работы, родитель (попечитель) и орган опеки и попечительства могут сделать вывод о том, является ли работа легкой и не нарушает ли она процесс обучения, а также есть ли риск причинения этой работой вреда здоровью.

    Следует отметить, что критерии "легкости" труда в Трудовом кодексе РФ не определены; поэтому выводы о том, какая работа может считаться "легкой", органы опеки и попечительства вынуждены делать на основании общей характеристики, данной в статье 7 Конвенции N 138: легкая для детей работа - это работа, которая:

    "а)  не кажется вредной для их  здоровья или развития; и

    б) не приносит ущерба посещаемости школы, их участию в утвержденных компетентными органами власти программах профессиональной ориентации или подготовки их или способности воспользоваться полученным обучением".

Информация о работе Особенности регулирования труда несовершеннолетних