Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретико-методологические аспекты расследования и учета несчастных слу4чаев на производстве, как одну из составляющих института охраны труда.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

- обозначить четкую формулировку понятия «несчастного случая на производстве», виды и причины несчастных случаев на производстве;

- рассмотреть поведение работодателя при несвоевременном сообщении о несчастном случае на производстве;

- ознакомиться с основными направлениями государственной политики в области охраны труда;

- проанализировать правовое регулирование несчастных случаев на производстве.

Работа содержит 1 файл

Несчастные случаи на производстве.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      На  уровне субъектов РФ и административно-территориальных  образований в составе субъектов РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями.

      Значительная  роль в формировании государственной  политики в сфере охраны труда  и ее проведении принадлежит государственным  органам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.

      В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

      Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

      Правительство РФ, будучи органом государственной  власти, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает Положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

      Федеральным органом исполнительной власти, который  по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России).

      Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России утверждает межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также решает многие другие вопросы (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321).

      Полномочия  органов исполнительной власти субъектов  РФ 
в сфере управления охраной труда устанавливаются нормативными 
правовыми актами регионального уровня.

      Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами, законами субъектов РФ.

      Осуществляя целенаправленные управленческие функции, указанные в ст. 216 ТК, указанные органы обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда как в общегосударственном масштабе, так и на уровне организаций и тем самым способствуют созданию условий для дальнейшего развития законодательства об охране труда и проведения работы по охране труда и здоровья работников.

      В числе норм права, регулирующих отношения  в области 
охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда правила, процедуры, критерии, 
которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников 
в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения 
юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых 
видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании 
машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

      Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда.

      Наиболее  широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.).

      В других федеральных законах закреплены, например, общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требования промышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

      Государственные нормативные требования охраны труда  мо-гут содержаться также в  технических регламентах — документах, принятых международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации (ст. 2, 6-10 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с изм. от 01.05.2007 № 65-ФЗ).

      Чаще  всего такие требования закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установлены постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». К таким актам относятся:

- межотраслевые  правила по охране труда (ПОТ  РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минздравсоцразвития России;

- отраслевые  правила по охране труда (ПОТ  РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России;

- правила  безопасности (ПБ), правила устройства  и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Гостехнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минздравсоцразвития России и другие акты.

      Принятые  нормативные правовые акты в месячный срок после их утверждения должны быть направлены в Минздравсоцразвития  России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда в целях последующего использования их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами.

      Разрабатывая  нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов РФ должны исходить из того, что включаемые в них требования не должны быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства РФ от 29.05.2000 № 399.

      Государственные нормативные требования охраны труда  утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены, но не более чем на два срока.

      При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

      В организациях применяются инструкции по охране труда работников. Такие инструкции разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к профессии работника или виду выполняемой им работы.

      Инструкции  по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет.

      Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

      Ознакомление  работников с требованиями охраны труда  является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

      Согласно  законодательству работники обязаны  соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда возлагается на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере содержатся в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

      Непосредственный  систематический контроль за соблюдением  работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций. 

      2.2. Правовое регулирование  несчастных случаев  на производстве 

      Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. 227-231 ТК.

      В соответствии со ст. 227 ТК расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя в течение рабочего времени на территории организации или вне ее территории, либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды, перед началом или по окончании работы, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни; при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте; при следовании к месту командировки и обратно; при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая, и др.

      Обязанность по организации расследования обстоятельств  несчастных случаев возложена на работодателей (ст. 228 ТК).

        В соответствии со ст. 229 ТК для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В ее состав включаются специалист по охране труда, представители работодателя, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссию возглавляют работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.

      Для расследования группового несчастного  случая на производстве, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии помимо указанных выше лиц включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов. Возглавляет комиссию, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствующих случаях в состав комиссии включаются представители Ростехнадзора России или представитель органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор.

      Пострадавший  работник вправе принимать личное (или  через представителя) участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая. В случае смерти пострадавшего по требованию его родственников в расследовании несчастного случая может принимать участие их доверенное лицо.

      В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя — физического лица принимает участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе из организации, где такие специалисты имеются.

      Расследование обстоятельств и причин несчастного  случая на 
производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со 
смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

      Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом осуществляется комиссией в течение 15 дней.

Информация о работе Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию