Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретико-методологические аспекты расследования и учета несчастных слу4чаев на производстве, как одну из составляющих института охраны труда.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

- обозначить четкую формулировку понятия «несчастного случая на производстве», виды и причины несчастных случаев на производстве;

- рассмотреть поведение работодателя при несвоевременном сообщении о несчастном случае на производстве;

- ознакомиться с основными направлениями государственной политики в области охраны труда;

- проанализировать правовое регулирование несчастных случаев на производстве.

Работа содержит 1 файл

Несчастные случаи на производстве.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, несчастный случай, происшедший с К., квалифицируется как несчастный случай на производстве и оформляется актом формы Н-1.  

     Очевидно, что при расследовании подобных несчастных случаев следует ссылаться  на нарушения государственных и  нормативных требований по охране труда, действовавших на момент происшествия. В этом заключается некоторая сложность, т.к. порой затруднительно найти эти документы.

     Методика, рекомендуемая при расследовании  несчастных случаев, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, следующая.

     Прежде  всего, если имеется заявление пострадавшего  либо его доверенного лица, необходимо образовать и утвердить приказом работодателя комиссию по расследованию  несчастного случая в соответствии с действующим Положением.

     Пострадавший  обязан представить в комиссию подробное  объяснение по данному несчастному  случаю, в котором должно быть указано, почему он своевременно не сообщил  работодателю о случившемся, а также  обстоятельства происшествия, названы  очевидцы, кто давал задание и руководил работами и т.п. Как правило, объяснения пострадавших не являются исчерпывающими, поэтому членам комиссии следует подготовить дополнительные вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, и оформить их в виде протокола опроса. Если пострадавший не захочет отвечать на какой-либо вопрос, необходимо отметить это в протоколе, разъяснив при этом, что его отказ сотрудничать с комиссией в целях объективного расследования происшедшего с ним несчастного случая может отразиться на выводах комиссии по окончании расследования, причем не в его пользу.

     Очевидцев, названных пострадавшим, также подробно опрашивают по заранее подготовленным комиссией вопросам. В случае необходимости, если возможно, следует попросить  очевидца показать на месте происшествия положение пострадавшего, свое и других лиц. Когда этого сделать нельзя, показать на схеме, составленной со слов очевидца, место происшествия, а затем путем сопоставления убедиться в правильности полученных сведений и таким образом определить наличие или отсутствие лжесвидетельства. Если очевидец поменял место жительства, вопросы к нему направляются письменно. Без заранее намеченного плана качественно провести расследование несчастного случая затруднительно.

     Пострадавший  не должен быть в роли постороннего наблюдателя, он должен помогать комиссии в расследовании.

     Вопрос  о составлении акта формы Н-1 решается только после всесторонней проверки обстоятельств, с учетом объяснений пострадавшего и очевидцев, а  также справки лечебного учреждения о возможных причинах, времени и характере травмы, что иногда имеет решающее значение при установлении факта несчастного случая.

     Если  комиссия пришла к выводу об отсутствии факта несчастного случая на производстве, результаты и выводы расследования  оформляются актом произвольной формы (форма № 4).

     Расследование несчастного случая в соответствии с обстоятельствами, изложенными  в заявлении или объяснении пострадавшего, как правило, заканчивается составлением акта формы Н-1.  

Пример 4

     Бывшая  работница СУ-1 В. (в настоящее время инвалид II группы) обратилась с заявлением, что в 1999 году, работая на строительном объекте, она получила травму.

     Спускаясь в подвал, она ударилась головой  о перемычку, из раны потекла кровь. В. сразу же обратилась к прорабу, который поручил рабочей И. оказать ей первую помощь — обработать рану йодом и перевязать. Расследование несчастного случая проведено не было, не составлялся и акт формы Н-1. В медицинское учреждение Н. не обратилась и работала почти месяц, после чего у нее появились сильные головные боли. Участковый врач направил ее на стационарное лечение в неврологическое отделение больницы по поводу последствий черепно-мозговой травмы. В 2003 году В. прошла повторное лечение.

     В целях оперативного рассмотрения заявления  было выдано предписание директору СУ-5 (правопреемник СУ-1), которое обязывало его провести расследование обстоятельств получения производственной травмы, — создать комиссию из представителей работодателя и профсоюзного органа, состав комиссии утвердить приказом руководителя организации, к участию в расследовании привлечь доверенное лицо В. По результатам расследования составить акт формы Н-1, если факт получения травмы на производстве подтвердится, или акт произвольной формы (форма № 4) с выводами комиссии, если факт получения травмы на производстве не подтвердится. Срок выполнения предписания — один месяц со дня вручения.

     Директор  СУ-5 выполнил предписание. Была создана  комиссия по расследованию, которая  нашла очевидцев происшедшего, хотя они уже работали в других организациях. Прораб вспомнил, что В. подходила к нему и просила оказать медицинскую помощь. Рабочая И. также подтвердила, что в конце рабочего дня она обрабатывала йодом и перевязывала рану на голове В.

     Заведующий  неврологическим отделением больницы прислал письменное подтверждение о нахождении В. на стационарном лечении по поводу последствий черепно-мозговой травмы.

     Бухгалтерия СУ-5 предоставила справку, что с  сентября по декабрь 1999 года. В. производились  выплаты по больничным листам.

     Таким образом, факт получения травмы был установлен, после чего составили акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве и выдали пострадавшей. Затем было назначено обеспечение по страхованию и стали производиться страховые выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

     Расследование проводилось в порядке, установленном  Положением. В нем принимали участие  лица, работающие в данный момент в  СУ-5, акт формы Н-1 был утвержден директором. Роль инспектора заключалась в контроле за соблюдением сроков расследования и правильностью составления акта формы Н-1.  

     Кстати, при оформлении акта формы Н-1 в  пункте о проведении инструктажей и  обучения по охране труда было записано, что «сведений нет», кроме установленной даты проведения вводного инструктажа. Не следует, например, при оформлении таких актов формально разрабатывать мероприятия и указывать сроки по устранению причин несчастного случая. В этом случае в соответствующем пункте акта формы Н-1 должна быть запись «не требуется».

     Наиболее  сложными для расследования являются давно происшедшие и не расследованные своевременно факты травмирования  работников, которые имели место  при невыясненных обстоятельствах (пример 5). 

Пример 5

     Бывший  работник ООО «Стройотделка» А. обратился  с заявлением к работодателю, в  котором сообщил, что он в 1996 году на производстве получил сотрясение головного мозга и поранил  лицо, когда устанавливал под шланг  в оконном проеме подкладку для предотвращения его перелома. При подъеме шланга во время накачивания по нему раствора произошло разъединение его концов, и спружинившим под давлением одним концом шланга А. получил удар по голове и лицу. Акт формы Н-1 в 1996 году не составлялся, последствия травмы проявились позже, А. была установлена III группа инвалидности. В заявлении были названы фамилии очевидцев.

     В результате расследования установлено, что А. работал плиточником в  ООО «Стройотделка». Кроме него в  бригаде было 10 работников.

     Комиссия  установила адреса очевидцев, названных  А., но встретиться с некоторыми не смогла. Так, мастер — непосредственный руководитель работ — уже умер. Машинист штукатурной станции живет в Эстонии, еще один очевидец отбывает наказание в местах лишения свободы.

     Бригадир  и начальник участка (оба пенсионеры) не подтвердили, но и не опровергли данное происшествие, лишь указали  на факты частых драк между рабочими. Объяснение очевидца из тюрьмы, присланное по почте, идентично заявлению А. Одним словом, показания очевидцев почти ничего не прояснили.

     Справка, полученная из лечебного учреждения, подтвердила факт оказания А. медицинской  помощи.

     Комиссия  обратилась к специалистам, работающим в аналогичных условиях, чтобы  получить необходимые сведения. Несколько  машинистов штукатурных станций  пояснили, что бывает при разъединении или разрыве шлангов. Установлено, что вырвавшимся под давлением известковым раствором могла быть нанесена травма глаз. При отсутствии же давления в шланге разъединение концов происходит без выбрасывания струи раствора. Наводящими вопросами установили, что лицо и одежда пострадавшего оставались в прежнем виде.

     Комиссия  также получила заключение по данному  вопросу в форме акта, сделанное  специалистами другой организации.

     Выяснили, что больничный лист А. не выдавался (у него в указанный период в табеле проставлены рабочие дни), по поводу составления акта формы Н-1 он не обращался ни к руководителям стройки, ни к работнику службы охраны труда. Его непосредственные руководители — бригадир и старший прораб — не подтвердили факт получения травмы на производстве.

     На  основании вышеперечисленного комиссия пришла к выводу, что травму А. получил  при иных, не указанных в заявлении, обстоятельствах.

     По  результатам расследования был  составлен акт произвольной формы (форма № 4), где в разделе «квалификация и учет несчастного случая» изложено, почему комиссия отказывает заявителю в составлении акта формы Н-1. Выводы комиссии А. не стал оспаривать.  

     Иногда  пострадавшие или члены их семей  в случае получения инвалидности вследствие общего заболевания пытаются связать это с получением травмы на производстве. Расследование таких обращений особенно сложно и должно быть проведено безукоризненно. Здесь и проявляется профессионализм работников службы охраны труда. 

      Глава 2

      Организационно-правовые аспекты расследования несчастных случаев на производстве 

      2.1. Основные направления  государственной  политики в области  охраны труда 

      Формирование  правовой основы охраны труда определяется государственной политикой в названной сфере.

      Согласно  ст. 210 ТК основные направления государственной политики в сфере охраны труда включают в себя:

- признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализацию федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ об охране труда;

- разработку  федеральных целевых, отраслевых  и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное  управление охраной труда и  осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

- обеспечение  функционирования единой информационной  системы охраны труда;

- расследование  и учет несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

- защиту  законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и др.

      Реализация  основных направлений государственной  политики в области охраны труда обеспечивается путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

      Примером  таких согласованных действий можно  считать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы от 29.12.2004, которым защита трудовых прав и охрана труда работников, промышленная и экологическая безопасность признаны в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества сторон Соглашения.

Информация о работе Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию