Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретико-методологические аспекты расследования и учета несчастных слу4чаев на производстве, как одну из составляющих института охраны труда.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

- обозначить четкую формулировку понятия «несчастного случая на производстве», виды и причины несчастных случаев на производстве;

- рассмотреть поведение работодателя при несвоевременном сообщении о несчастном случае на производстве;

- ознакомиться с основными направлениями государственной политики в области охраны труда;

- проанализировать правовое регулирование несчастных случаев на производстве.

Работа содержит 1 файл

Несчастные случаи на производстве.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо, работодатель должен принять меры, обеспечивающие работникам безопасные условия труда. 

      Для определения соответствия условий  труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. В крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам 
с организациями, которым разрешено оказывать услуги в области 
охраны труда.

      Конкретные  обязанности по обеспечению охраны труда работодателем возлагаются на руководителей структурных подразделений и закрепляются в должностных инструкциях или утверждаются приказом по организации. Утвержденные работодателем должностные инструкции или приказ доводятся до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность.

      Перед началом работ руководитель работ (начальник производства, мастер, бригадир и т.д.) обязан проверить оборудование, приспособления, оргоснастку, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности.

      Особые  требования к работодателю предъявляются  в связи с необходимостью обеспечения безопасности при обращении работников с источниками ионизирующего излучения, канцерогенными и другими опасными факторами и веществами. Например, при обращении работников с источниками ионизирующего излучения работодатель обязан регулярно информировать их об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»).

      Работодатель  обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться работникам как при приеме на работу, так и в последующее время. В частности, работодатель обязан сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

      Работодатель  обязан принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Эта обязанность  реализуется им путем закрепления  в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указывается перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Данное требование касается в первую очередь организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке.

      Помимо выполнения указанных обязанностей работодатель должен создавать работникам необходимые условия для соблюдения ими требований охраны труда, а именно: знакомить их с названными требованиями и формировать комплекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, информировать работников о местонахождении инструкций в структурных подразделениях.

      Таким образом, рассмотрев понятие, виды и  причины несчастных случаев на производстве, приходим к выводу о том, что в процессе трудовой деятельности граждан необходимо проявлять заботу об их здоровье.  

1.2. Несвоевременное  сообщение о несчастном  случае на производстве  и его последствие 

      Несчастные  случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются в установленном порядке в течение одного месяца со дня поступления заявления пострадавшего либо его доверенного лица. Если завершить расследование в указанный срок невозможно в связи с объективными обстоятельствами, председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего либо его доверенное лицо о причинах задержки сроков расследования.

     Отказ в проведении расследования не допускается: нет срока давности для подачи заявления о несчастном случае.  

      Если  пострадавший не согласен с результатами ранее расследованного несчастного  случая на производстве, произошедшего  с ним,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               то в соответствии со ст. 424 ТК РФ дополнительное расследование обстоятельств причин несчастного случая проводится с учетом требований правовых норм, действовавших в тот период, законодательных и иных правовых актов. При этом государственный инспектор труда не вправе принимать обязательное для работодателя решение и предъявлять ему подлежащие обязательному исполнению требования (в т.ч. в виде заключения или предписания) о внесении каких-либо изменений и дополнений в ранее оформленный по данному несчастному случаю акт формы Н-1 (приложение) или о его полной отмене. В соответствии с требованиями ст. 231 ТК РФ в указанном случае поставленные заявителем вопросы и возникшие разногласия должны решаться исключительно в судебном порядке.

     Если  же указанный заявителем несчастный случай не был расследован и оформлен в порядке, установленном действовавшими в то время нормативными правовыми актами, должно быть проведено его расследование и оформление в соответствии с требованиями Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утвержден постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»; далее — Положение), а также Трудовым кодексом Российской Федерации, независимо от срока давности несчастного случая.

     Если  в результате расследования комиссия утверждает, что данный несчастный случай квалифицируется как несчастный случай на производстве, то оформляется акт формы Н-1, который выдается пострадавшему. Этот документ обеспечивает социальную защищенность работника.

     Действующее трудовое законодательство не ограничивает срок давности для обращения граждан по поводу проведения расследования происшедших с ними или их родственниками несчастных случаев на производстве. При обращении пострадавшего либо его доверенного лица или родственников к работодателю или в государственную инспекцию труда с заявлением о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая либо о его сокрытии указанное заявителем обстоятельство и приводимые им сведения должны быть в обязательном порядке расследованы, в том числе с учетом требований ч. 3 п. 20 Положения.

     Имеют место случаи составления акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве, когда пострадавший обращается в государственную инспекцию  труда через несколько лет  после получения травмы.

     Как правильно расследовать подобные несчастные случаи — на основании Положения, действовавшего на момент происшествия несчастного случая, или на основании Положения, действующего на момент обращения пострадавшего с заявлением к работодателю?

     Статьей 229 ТК РФ предусмотрено, что такие несчастные случаи расследуются в установленном порядке, независимо от срока давности.

     Когда поступает заявление пострадавшего, для расследования несчастного случая работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В нее входят специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя; представители работодателя; представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа; уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в комиссию не входят. Пострадавший работник (его доверенное лицо) имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая.

     Для расследования тяжелого несчастного  случая в состав комиссии включаются государственный инспектор труда, представитель органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель страховщика — Фонда социального страхования Российской Федерации. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором

     Расследование несчастного случая с тяжелым  исходом может быть проведено государственным инспектором труда в субъекте Российской Федерации по месту проживания (обращения) пострадавшего без образования комиссии.

     Если  изменяется форма собственности организации без сохранения правопреемственности либо ликвидируется организация в порядке и на условиях, установленных законодательством, расследование несчастного случая проводится по заявлению пострадавшего либо его доверенного лица государственным инспектором труда с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя) и территориального объединения организаций профсоюзов.

     Несчастный  случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется в установленном порядке в соответствии с Положением, действовавшим в период расследования, т.е. на момент подачи заявления пострадавшим, но квалифицировать этот несчастный случай необходимо с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, регулировавших порядок расследования несчастных случаев на производстве во время их происшествия.  

Пример 1 

     Несчастный  случай с работником произошел в 1994 году при следовании к месту командировки на междугородном автобусе. Расследование не проводилось. В связи с ухудшением состояния здоровья (вследствие полученной травмы) пострадавший обратился в 2005 году к работодателю с заявлением о расследовании данного несчастного случая и оформлении акта формы Н-1.

     Получив заявление пострадавшего, работодатель организовал расследование. Было установлено, что сведения об обстоятельствах  и причинах несчастного случая, изложенные в заявлении, нашли подтверждение. Однако комиссия не квалифицировала его как несчастный случай на производстве, т.к. в действовавшем на время его происшествия Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утвержден постановлением Президиума ВЦСПС и Госгортехнадзора СССР от 17 августа 1989 г. № 8-12) такая квалификация не предусмотрена. 

      Несчастный  случай, происшедший с работником при следовании к месту командировки, не может быть квалифицирован как  несчастный случай на производстве и  оформлен актом формы Н-1. Результаты расследования данного несчастного случая оформляются актом произвольной формы (можно использовать форму № 4), где в разделе «квалификация и учет несчастного случая» указываются причины, на основании которых комиссия вынесла свое решение.

Пример 2

     Несчастный  случай с работником произошел в 1969 году в результате пожара в помещении, которое организация использовала под общежитие сезонных рабочих. Как показало расследование, несчастный случай произошел из-за нарушений, допущенных работодателем: использование неподготовленного помещения под общежитие, необеспечение требований пожарной безопасности, отсутствие контроля за противопожарным состоянием объекта и за работой дежурных в спортзале, использование самодельных электронагревательных приборов для сушки спецодежды и спецобуви и др.

     В соответствии с действовавшим в  то время Положением о расследовании  и учете несчастных случаев на производстве был составлен акт  формы Н-1 и выдан пострадавшему. Этот документ до 1 января 2000 г. обеспечивал  его социальную защищенность: он получал законное возмещение вреда сначала от организации, а со вступлением в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» — от регионального отделения ФСС России.  

Пример 3

     Несчастный  случай с К. произошел в 1999 г. при  выполнении работы по гражданско-правовому  договору. Расследование не проводилось. Последствия полученной травмы стали  проявляться спустя несколько лет  после происшествия. Пострадавший обратился в 2004 году в государственную инспекцию труда с заявлением о расследовании этого несчастного случая и оформлении акта формы Н-1.

     Расследование несчастного случая было проведено  в соответствии с Положением, действовавшим  на момент подачи заявления, т.е. в соответствии с ныне действующим Положением, которое не предусматривает квалификацию несчастных случаев, происшедших при указанных в заявлении обстоятельствах, как несчастных случаев на производстве. Однако в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 и действовавшим на дату происшествия несчастного случая, он квалифицировался как несчастный случай на производстве и оформлялся актом формы Н-1.

Информация о работе Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию