Методы парвового регулирования заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение исследования методов правового регулирования заработной платы.
При проведении исследовании были поставлены следующие задачи:
Изучить понятия и функции заработной платы;
Рассмотреть системы заработной платы;
Проанализировать методы правового регулирования заработной платы.

Работа содержит 1 файл

мой курсач по труду.docx

— 72.95 Кб (Скачать)

     Кроме того, если стимулирующую функцию  нельзя количественно измерить, она  может только существовать или отсутствовать, то стимулирующая роль заработной платы  измерима. Уровень стимулирующей  роли может повышаться или понижаться в зависимости, в первую очередь, от обеспечения связи размеров оплаты труда и трудового вклада работников, их результатов. Следовательно, его можно оценивать, анализировать и сопоставлять через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли.

     Однако, до недавнего времени исследовалась преимущественно эффективность вещественных факторов производства (капитальных вложений, основных фондов, техники, материальных ресурсов и т.д.) и недостаточно изучалась эффективность заработной платы.

     Необходимость исследования эффективности заработной платы обусловлена, прежде всего, развитием  и расширением предпринимательства  и рыночных отношений. Формулу эффективности можно представить как отношение созданного продукта (результата, эффекта) к выплаченной на его производство заработной плате, т.е. как зарплатную отдачу. Такой подход к определению эффективности позволяет раскрыть степень рациональности в расходовании фонда заработной платы при создании общественного продукта и оценить ее стимулирующую роль. Повышение эффективности заключается в том, чтобы увеличение заработной платы сопровождалось улучшением производственных показателей.

     Конечно, такую методику анализа эффективности  заработной платы нельзя признать абсолютно  точной, так как она не позволяет  в полной мере выявить собственный  эффект оплаты по труду. Числитель формулы  эффективности (эффект) заработной платы  является результатом затрат, связанных  не только с оплатой по труду, но и с использованием средств и  предметов труда. Отмеченное обстоятельство несколько ограничивает сферу применения данного показателя и требует  дальнейшего поиска более совершенных  критериев. Однако он не теряет актуальности, особенно для сравнения эффективности  заработной платы на предприятиях и  в производственных подразделениях, характеризующихся аналогичными технологиями, условиями производства и т.п.

     В последние годы в хозяйственной  практике более успешно используются величины, обратные показателю эффективности  заработной платы, – коэффициенты затрат на оплату по труду в выпуске конечного  общественного продукта:

     Факторы, от которых зависит стимулирующая  роль заработной платы, можно разделить  на две группы: внутренние и внешние.

     К внутренним относится организация заработной платы. Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки).

     Из  внешних факторов можно выделить, например, преобразование системы управления, организационных структур производства, правовых основ и норм хозяйствования, соответствие спроса и предложения  на товары и услуги, устранение приписок, взяток, других видов нетрудовых доходов  и др.

     В зависимости от способа, характера  влияния внешних факторов на стимулирующую  роль заработной платы можно различать  следующие:

– влияющие на действенность организации заработной платы (преобразование системы управления, правовых основ и норм хозяйствования и т.д.);

– влияющие на структуру доходов трудящихся и долю в них заработной платы (получение доходов от собственности, приватизационных чеков, акций, нетрудовые доходы и т.д.);

– влияющие на настроение, психологическое состояние  человека, его стремление к высокопроизводительному  труду с целью получения большего вознаграждения (улучшение микроклимата, в трудовых коллективах и семьях трудящихся, условий труда, быта и  отдыха работников, соответствие спроса и предложения на товары и услуги и т.п.).

     Кроме перечисленных заработная плата  выполняет функцию определения  социальных накоплений (источника страхования  социальных рисков). Для установления величины пенсий во всех случаях используют как основополагающий элемент уровень  заработной платы; она определяет индивидуальные пенсионные накопления. От размера  заработной платы зависит и сумма  страховых выплат по таким социальным рискам, как временная утрата трудоспособности (оплата больничных листов), потеря работы (величина пособия по безработице), оплата отпусков по беременности и родам, уходу за детьми и т.п.

     Таким образом, заработная плата многофункциональна. Представление о совокупности присущих ей функций позволяет правильно  понять ее сущность, противоречия и  проблемы, возникаю щие в процессе совершенствования организации оплаты труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА. СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

2.1. Методы  правового регулирования заработной  платы

     Известно  всего два способа правового  регулирования заработной платы - это государственное нормирование и договорное регулирование.

     Государственное нормирование - это установление государством обязательных для сторон любого трудового  договора норм оплаты. В России государственное  нормирование в течение долгих лет  являлось главным методом в связи  с приоритетом государственной  собственности и всепоглощающим государственным контролем за мерой потребления и мерой труда. В настоящее время, в условиях рынка, радиус действия государственного нормирования сильно сузился и имеет тенденцию к дальнейшему сужению. Государству оставлена защитная функция, при этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия производства как таковые. Защищая интересы работников, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов работника и нормы закрепляющие региональное различие оплаты труда; одновременно государство выступает работодателем в отношениях с госслужащими, оно нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания - способ прямого нормирования. Если же государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) - это способ косвенного нормирования.12

     Подоходный  налог осуществляется по прогрессивной  шкале - та часть дохода, которая  не превышает размера минимального заработка, не облагается налогом, а  по мере роста доходов увеличивается  и ставка налога.

     В соответствии с законодательством  о налогообложении прибыли предприятий, в составе затрат, входящих в себестоимость  продукции, должна учитываться величина расходов на зарплату работников, которая  не превышает 4-кратного размера минимального заработка в России в среднем  на одного работника. Если же предприятие  превышает этот предел,- сумма превышения облагается налогом. 13

     Договорное  регулирование заключается в  том, что оплата труда, которая является основным условием использования труда  наемного работника, подвержена влиянию  не только со стороны стоимости рабочей  силы, но и многих иных факторов, следовательно, зарплата может быть предметом соглашения. Причем, чем больше экономической  и правовой свободы у сторон трудового  договора,- тем шире радиус этого  соглашения.

     В настоящее время в нашей стране применяются два вида договорного  регулирования заработной платы: индивидуально-договорное, при котором условия оплаты труда  устанавливаются трудовым договором, заключаемым работником с работодателем  при поступлении на работу; коллективно-договорное, при котором условия оплаты труда  работников закрепляются в соглашениях  различного уровня и с учетом этих соглашений - в коллективном договоре. 14

     Индивидуально-договорное регулирование условий оплаты труда, т.е. закрепление их в трудовом договоре, является общим правилом. Согласно ст. 57 "Содержание трудового договора" ТК РФ в трудовом договоре каждого  работника должны быть предусмотрены  его:

     - условия оплаты труда (в том  числе размер тарифной ставки  или должностного оклада работника,  доплаты, надбавки и поощрительные  выплаты);

     - характеристики условий труда,  компенсации и льготы работнику  за работу в тяжелых, вредных  и (или) опасных условиях труда;

     - иные условия, не ухудшающие  положение работника по сравнению  с ТК, законами и иными нормативными  правовыми актами, коллективным  договором, соглашениями.

     При коллективно-договорном установлении заработной платы ее условия  распространяются на всех или на часть  работников - в зависимости от их принадлежности к определенным профессиональным группам персонала организации. Такое установление заработной платы  осуществляется посредством заключения соглашений и коллективных договоров.

     Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие  принципы оплаты труда работников, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей  на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном  уровнях в пределах их компетенции.

     В отраслевых (межотраслевых) соглашениях, как правило, предусматриваются  тарифные ставки первого разряда, превышающие  установленный государством минимальный  размер оплаты труда, а также порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен, уровнем инфляции. В некоторых отраслевых соглашениях предусматриваются тарифные сетки, схемы должностных окладов, основные положения о стимулировании работников. Предусматриваются нормы оплаты при отклонении условий труда от нормальных.

     Широкое распространение получили региональные отраслевые и межотраслевые соглашения, заключаемые на уровне субъектов  РФ, и их отдельных административных образований. Такие соглашения уточняют и дополняют отраслевые (межотраслевые) соглашения, принятые в масштабах  страны, или имеют самостоятельное значение - для организаций, не подпавших под действие централизованно принятых соглашений.15

     Роль  региональных (территориальных) соглашений в регулировании оплаты труда  весьма важна, учитывая, что рынок  рабочей силы, потребительские цены, показатели уровня жизни (величины прожиточного минимума) формируется в субъектах  РФ. В этих соглашениях должны учитываться  сложившийся уровень заработной платы и особенности социально-трудовых отношений в регионе.

     Формы, системы, размеры оплаты труда, повышение оплаты труда за работу в ночное время и т.п. определяются коллективным договором (ст. 41 "Содержание и структура коллективного договора" ТК РФ).

     Что же касается локальных нормативных  актов, то они, в принципе, должны конкретизировать отдельные условия коллективного  договора, устанавливать процедуру  их реализации. Локальные акты целесообразно  принимать также в случаях, когда  какие-то виды и размеры оплаты труда коллективным договором не предусмотрены. Эти акты согласно ст. 135 принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.16

     Роль  локальных нормативных актов  следует свести к конкретизации  условия коллективного договора, установлению процедуры их реализации. Такими актами являются различные положения, например, о материальном стимулировании (премировании) рабочих, служащих младшего обслуживающего персонала.17

     Регламентация организации заработной платы при  помощи локальных нормативных актов  наряду с коллективным договором  предусматривалась еще КЗоТ. В соответствии с его ст. 80 вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяли самостоятельно и фиксировали их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

     Как видим, приоритет  в определении систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов  и т.п., т.е. организации заработной платы в целом придавался коллективному  договору, который КЗоТ рассматривался как один из видов локальных нормативных  актов.

     В ТК определен принципиально  иной подход к порядку принятия локальных  нормативных актов. Этому вопросу  посвящена ст. 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем".

     В соответствии с частью 1 ст. 8 работодатель принимает локальные нормативные  акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции  в соответствии с законами и иными  нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.18

Информация о работе Методы парвового регулирования заработной платы