Аттестация персонала в организации. Понятие, значение, цели, методы, подготовка и проведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Зарождение аттестации в нашей стране относится к концу 60-х гг. и связано с утверждением Госкомитетом по науке и технике и Госстроя СССР в мае 1969 г. “Положения о порядке проведения аттестации работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений”. “Положение о порядке проведения аттестации руководящих инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи”, утвержденное в 1973 г., подтверждало правомерность применения аттестации во всех отраслях народного хозяйства. Правда, аттестации подлежали только те работники предприятий, которые не назначались вышестоящим органом.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ. Из истории аттестации в России …………………………..
ГЛАВА 1. Аттестация персонала в организации…………………………….
1.1. Понятие аттестации и оценки …………………… ..……………
1.2. Аттестация – не экзамен …………. ……………………………..
1.3. Значение аттестации для компании ……………………………..
1.4. Как заставить систему работать …………………………………
1.5. Периодичность аттестации ……………………………………...
1.6. Нет цели – нет проекта …………………………………………..
1.7. Кто кого оценивает? ……………………………………………...
1.8. Методы проведения аттестации.………………………………...
1.8.1. Метод рейтинговых поведенческих установок ………….
1.8.2. Графическая шкала оценивания .......……………………...
1.8.3. Метод альтернативного ранжирования ………………..
1.8.4. Метод попарного сравнения ………………………………
1.8.5. Метод заданного распределения …………………………
1.8.6. Эссе и метод критических ситуаций…………………….
1.8.7. Метод управление по целям (МВО) ………………………
1.8.8. Аттестационное интервью ………………………….…..
1.8.9. Нетрадиционные методы оценки ...………………………
ГЛАВА 2. Подготовка и проведение аттестации ……………………………..
2.1. Подготовка к проведению аттестации ………………………….
2.1.1. Организационные моменты ……………………………….
2.1.2. Документальное сопровождение …………………………
2.2. Проведение аттестации .…………………………………………
2.3. Подведение итогов аттестации ………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом Аттестация.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

В ходе всего интервью аттестующий должен стремиться услышать и понять точку зрения подчиненного, особенно это касается "тонких" моментов. Необходимо дать понять подчиненному, что Ваша собственная оценка, к которой Вы пришли после тщательного изучения, необязательно является непоколебимой и что Вы готовы изменить ее в свете новой информации. С другой стороны, если вопрос спорный и Вы убеждены в том, что правы, Вы должны обосновать свою позицию и попытаться склонить аттестуемого на свою сторону убедительными аргументами. Иногда невозможно сразу же достичь соглашения, в таком случае лучше обсудить спорный вопрос при последующей встрече, когда обе стороны пересмотрят свои взгляды. Может потребоваться несколько встреч, чтобы достичь договоренности, а в некоторых случаях вообще не получается прийти к полному соглашению".[10]

 

Подготовка к собеседованию аттестуемого сотрудника состоит в оценке собственной работы за истекший период (с использованием методов, предусмотренных аттестационной процедурой), составлении плана работы на следующий период, а также списка вопросов, которые он хотел бы задать своему руководителю.

Личный план сотрудника. Одним из результатов аттестационного собеседования является утверждение личного плана сотрудника на следующий аттестационный период. Основное назначение плана - выработка "рецепта" для повышения эффективности работы сотрудника. Существует несколько форм таких планов, хотя наиболее распространенными (и взаимодополняющими) в настоящее время являются индивидуальный план развития и личные цели.

Индивидуальный план развития представляет собой самооценку сотрудника (применительно к занимаемой им должности), его видение того, как он мог бы улучшить результаты своей профессиональной деятельности и мероприятия, которые могли бы помочь ему в самосовершенствовании. Часто индивидуальный план содержи пункт о долгосрочном профессиональном развитии сотрудника, т.е. развитии его карьеры.

 

Личные цели сотрудника на 2005 год

Ф.И.О. ________________   Должность ________________  Подразделение ______________

Вес (%)

Цель и срок выполнения

Оценка выполнения

50%

 

 

10%

 

 

10%

 

 

10%

 

 

15%

 

 

5%

 

 

Сотрудник                            Руководитель

 

Индивидуальный план сотрудника на 2005 год

Ф.И.О.
Должность Подразделение

1. Самооценка (применительно к занимаемой должности)
а) Каковы Ваши сильные стороны?
б) В чем Вам нужно совершенствоваться?

2. План совершенствования
а) Каким образом Вы могли бы улучшить свои результаты в данных аспектах?
б) Какое обучение могло бы Вам в этом помочь?

 

В связи с тем, что индивидуальный план развития и перечень личных целей первоначально составляются самим сотрудником, в дальнейшем эти документы должны быть согласованы с руководителем. В результате должен быть разработан личный план сотрудника, которым он руководствуется в течение аттестационного периода.

Руководитель проводит также текущий контроль работы сотрудника, который зачастую принимает форму регистрации достижений.

Форма регистрации достижений

Ф.И.О. сотрудника

Период аттестации с (число, мес., год) по (число, мес., год)

Дата

Цель

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение всего аттестационного периода руководитель должен неформально оценивать работу своих подчиненных и подсказывать сотрудникам возможности улучшения результатов работы. Кульминацией аттестационного процесса является непосредственная оценка выполнения работником своих должностных обязанностей.

1.8.9. Нетрадиционные методы оценки персонала

Недостатки использования традиционных видов оценки персонала можно попытаться устранить за счет использования нетрадиционных подходов к оценке персонала. Среди таких нетрадиционных методов лидирующее место занимает психологическое тестирование и метод «360 градусов».

Что касается психологического тестирования, то тут, на мой взгляд, все предельно ясно. Существует большое количество методик, которые позволяют оценить ту или иную характеристику личности. Например, уверенность в себе, предрасположенность к командной или индивидуальной работе, склонность к тому или иному виду деятельности. Для проведения тестирования (психологом или менеджером по персоналу) разрабатываются анкеты, которые заполняются самими сотрудниками, а потом обрабатываются психологом

Тесты, применяющиеся для оценки сотрудников, по своему содержанию разделяются на три группы:

- квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника;

- психологические, дающие возможность оценить личностные качества работника;

- физиологические, выявляющие физиологические особенности человека.

Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

По результатам тестирования составляются характеристики на каждого сотрудника. В последние годы значительно увеличились возможность компьютерной обработки анкет, что в значительно степени облегчает процесс тестирования и ускоряет обработку данных.

Оценка «360 градусов» – это получение данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах. Информацию при этом, получают от людей, которые общаются с этим человеком на разных уровнях: начальника, коллег, смежника, подчиненного, клиентов.

Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает оценку «360 градусов» достаточно надежным инструментом. В качестве эксперта может быть привлечен и сам претендент на должность: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития.

Метод «360 градусов» может быть использован для решения самого широкого круга задач связанных в первую очередь с профессиональным развитием работника. Она применяется для предварительного формирования кадрового резерва, выявления потребности в обучении, оценки его результатов, создания планов индивидуального развития.

Какой должна быть анкета?

В анкете, которая используется в рамках метода «360 градусов», следует не просто предлагать экспертам, то есть тем, кто будет оценивать работника, шкалу для оценки, а разъяснять, что означает каждая формулировка, иначе эксперты с разным опытом будут интерпретировать значения шкал по-разному.

Например, если в анкете вопросы сформулированы следующим образом: «оцените управленческий потенциал Иванова И.И. по шкале от 1 до 5», то для обычного российского сотрудника шкала от 1 до 5 – это прямая аналогия со школьными оценками, где 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, а 2 – неудовлетворительно. Как вы заметили, шкала из пятибалльной превращается в четырехбалльную. К тому же, значения баллов в понимании эксперта могут отличаться от значений, заложенных специалистами по оценке.

Многие западно-ориентированные компании для оценки деловых качеств персонала используют пятибалльную шкалу со следующим описанием:

5 – уровень мастерства, позволяющий проявлять данное качество в сверхсложных условиях, развивать его стандарты и обучать других;

4 – уровень расширенного опыта, позволяющие проявлять качество не только в стандартных, но и в сложных условиях;

3 – уровень базового опыта, позволяющий проявлять качество в большинстве рабочих ситуаций;

2 – уровень развития, когда деловое качество проявляется далеко не всегда, но сотрудник уже понимает важность его проявления и старается его развивать;

1 – качество не проявляется.

Кроме того, предложив экспертам дать цифровую оценку качествам человека, мы можем судить о том, насколько он симпатичен окружающим и насколько эффективно он способен выстраивать свои отношения с коллегами. Это значит, что мы получим возможность оценить скорее степень сплоченности коллектива, чем деловые качества и компетентность тестируемого.

 

«Например, блок анкеты, в котором мы предлагаем экспертам оценить креативность сотрудника не должен выглядеть так:

Оцените уровень креативности (изобретательности, творческого потенциала) Иванова И.И.:

плохо
ниже среднего
в средней степени
выше среднего высоко.

Прежде чем предлагать эксперту оценить уровень креативности, организация должна разъяснить, какое значение вкладывается в этот термин, и какие проявления креативности для нее неприемлемы. То есть, имеет смысл оценивать качества сотрудника не вообще, а применительно к данной компании. Например, если организация поощряет проявления креативности у своих сотрудников, соответствующий раздел анкеты может выглядеть так:

Отметьте те пункты, которые наиболее точно характеризуют поведение Иванова И.И. на работе:

никогда не выступает с новыми предложениями, отвергает предложения других;

в работе стремится придерживаться проверенных подходов, с осторожностью относится к новым идеям, реализует новые методы только под давлением руководства;

с готовностью откликается на предложения руководство подумать о новых методах и технологиях;

инициативно предлагает руководству новые подходы и решения;

всегда исполнен множеством новых идей, использует каждую возможность для того, чтобы предложить новое решение;

Приведите конкретный пример, который, на ваш взгляд, наиболее полно характеризует отношение Иванова И.И. к новым идеям и подходам.

Если для компании важна не креативность сотрудников сама по себе, а ее позитивные результаты, то этот же раздел анкеты может выглядеть таким образом:

Отметьте те пункты, которые наиболее точно характеризуют поведение Иванова И.И. на работе:

не выступает с новыми предложениями или его предложения часто идут во вред общему делу;

его идеи и подходы порой позволяют снизить некоторые затраты или избежать издержек;

его предложения часто приносят ощутимую оптимизацию бизнес процессов, технологий, производственных процессов;

его подходы и решения повышают эффективность деятельности компании;

его предложения существенно развивают бизнес компании. Приведите конкретный пример, который на ваш взгляд наиболее полно характеризует вклад предложений Иванова И.И. в общее дело.»[11]

 

Очень важно, чтобы анкета для оценки по методу «360 градусов» была построена на основе некой универсальной для данной организации системы критериев. Только в этом случае полученную в результате анкетирования информацию можно сопоставить с другими, уже имеющимися данными.

Также желательно, чтобы анкета предлагала экспертам не просто выставить цифровые оценки, а содержала указание выбрать поведенческий индикатор и привести пример. В идеале анкета должна поставлять качественную информацию, которую автоматизированная система или специалисты по оценке персонала переведут потом в цифровую. Таким образом, в результате оценки по методу «360 градусов» мы можем получить два вида информации - качественную и количественную. Качественная информация позволяет описать, как именно проявляет себя сотрудник на работе, а количественная дает возможность сравнивать сотрудников друг с другом.

Формы анкетирования

Информация о работе Аттестация персонала в организации. Понятие, значение, цели, методы, подготовка и проведение