Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 13:43, дипломная работа
Зарождение аттестации в нашей стране относится к концу 60-х гг. и связано с утверждением Госкомитетом по науке и технике и Госстроя СССР в мае 1969 г. “Положения о порядке проведения аттестации работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений”. “Положение о порядке проведения аттестации руководящих инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи”, утвержденное в 1973 г., подтверждало правомерность применения аттестации во всех отраслях народного хозяйства. Правда, аттестации подлежали только те работники предприятий, которые не назначались вышестоящим органом.
ВСТУПЛЕНИЕ. Из истории аттестации в России …………………………..
ГЛАВА 1. Аттестация персонала в организации…………………………….
1.1. Понятие аттестации и оценки …………………… ..……………
1.2. Аттестация – не экзамен …………. ……………………………..
1.3. Значение аттестации для компании ……………………………..
1.4. Как заставить систему работать …………………………………
1.5. Периодичность аттестации ……………………………………...
1.6. Нет цели – нет проекта …………………………………………..
1.7. Кто кого оценивает? ……………………………………………...
1.8. Методы проведения аттестации.………………………………...
1.8.1. Метод рейтинговых поведенческих установок ………….
1.8.2. Графическая шкала оценивания .......……………………...
1.8.3. Метод альтернативного ранжирования ………………..
1.8.4. Метод попарного сравнения ………………………………
1.8.5. Метод заданного распределения …………………………
1.8.6. Эссе и метод критических ситуаций…………………….
1.8.7. Метод управление по целям (МВО) ………………………
1.8.8. Аттестационное интервью ………………………….…..
1.8.9. Нетрадиционные методы оценки ...………………………
ГЛАВА 2. Подготовка и проведение аттестации ……………………………..
2.1. Подготовка к проведению аттестации ………………………….
2.1.1. Организационные моменты ……………………………….
2.1.2. Документальное сопровождение …………………………
2.2. Проведение аттестации .…………………………………………
2.3. Подведение итогов аттестации ………………………………….
О чем свидетельствует позитивный опыт проведения аттестаций в компаниях, о которых упоминалось ранее?
Во-первых, процедура аттестации имеет смысл, если она находится в системе развития персонала. Только в том случае, когда все сотрудники понимают смысл и цели происходящего, они с удовольствием участвуют и предоставляют достоверные результаты своей деятельности.
Во-вторых, оценка персонала должна иметь четкие цели. Это могут быть ожидаемые изменения в политике компании, кадровые перестановки, изменение системы оплаты и многое другое. Перед тем как принять решение о проведении процедуры оценки, руководство компании должно четко понимать: для чего проводится процедура, какие результаты они ожидают увидеть, и для чего эти результаты будут использованы.
Достаточно часто бывает так: HR проводит серьезную подготовку, руководители обучены собирать информацию, используются самые лучшие тесты для проведения оценки..
Аттестация завершена, получены стопки бумаг с огромным количеством информации, но что делать с этой информацией – никто не знает. Самое обидное, наверное, в том, что персонал этой организации не получил понимания важности и необходимости оценки своей деятельности.
И, пожалуй, один самых важных моментов в проведении аттестации – подведение итогов и принятие решений на основе итогов аттестации. Смысл оценки рабочих показателей специалистов и руководителей состоит в том, что бы выявить неиспользуемые профессиональные возможности аттестованных и существующие в организации резервы повышения эффективности работы.
В-третьих, для того, чтобы качественно и легко прошла в компании аттестация, необходимо пройти очень серьезную подготовку. Хорошая подготовка для аттестации важнее хорошего проведения самой аттестации. Если подготовка аттестации была проведена качественно – сама аттестация пройдет быстро и легко. Об этапе подготовки к проведению процедуры аттестации будет подробно рассказано ниже.
В целях правильного и эффективного применения системы аттестации следует проводить предварительную методологическую, профессиональную и психологическую подготовку, ознакомить каждого аттестуемого с применяемой методикой, дать соответствующие указания работникам кадровой службы о необходимости разъяснений руководителям структурных подразделений целей, значения и содержания предстоящей работы и информирования всех работников о введении единой системы аттестации в организации. Необходимо также, чтобы перед применением новая система аттестации прошла практическую проверку в отдельных подразделениях. На практических занятиях в системе подготовки и переподготовки руководящих кадров (например, на соответствующих курсах повышения квалификации, школах мастеров и т.д.) необходимо также подробно изложить содержание и применение этой методики.
1.5. Периодичность аттестации.
Аттестация, которая проводится от случая к случаю, без четких формулировок и нацеленности на результат, аттестацией не является. Поэтому если возникло желание внедрять систему аттестации в компании, то следует установить периодичность проведения оценки персонала и результатов его труда. Периодичность зависит от таких факторов, как цели оценки, темп изменений в объекте оценки (так, эффективность требует частых оценок, знания меняются медленно, еще медленнее меняются личностные качества), затраты и сложность процедур аттестации.
В соответствии с этим периодичность проведения аттестации варьируется от полугода до четырех-пяти лет.
В отечественной практике оптимальным считается, когда аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. В большинстве зарубежных стран наиболее целесообразной признается годовая периодичность проведения аттестации. Особенно тщательный контроль осуществляется за вновь принятыми на работу и за получившими новое назначение.
1.6. Нет цели – нет проекта.
Как и любой проект, аттестация начинается с определения цели.
Цель должна:
1) быть четко сформулированной;
2) быть измеримой (по завершении аттестации мы должны получить результат в соответствии с целью;
3) быть реалистичной;
4) учитывать временной интервал.
В теории аттестации на сегодняшний день выделяются 3 основные группы целей:[5]
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ | ПОТЕНЦИАЛ (РАЗВИТИЕ) | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (текущая, за определенный прошедший период) |
Изменение зарплаты. Изменение системы поощ-рения (наказания). Соответствие занимаемой должности (для последу-ющих административных решений).
| Получение обратной связи от сотрудников. Выявление потенциала со-трудников. Информирование сотрудни-ков о том, чего ждет от них фирма. Развитие карьеры. Личное развитие. Корректировка планов орга-низации (способны ли наши сотрудники выполнять изме-нившиеся задачи). Информация для планиро-вания человеческих ресурсов организации. Установление стандартов де-ятельности. | Прошлая деятельность за определенный период. Достижение результатов за прошедший период. Потребность в обучении. Выявление рабочих проблем. Улучшение текущей деятель- ности.
|
Основные задачи аттестации, посредством решения которых достигаются ее цели, следующие:
1) всесторонняя (комплексная) оценка профессиональных и профессионально-этических качеств аттестуемых специалистов (работников);
2) установление степени служебного соответствия (или несоответствия по каким-то конкретным параметрам) работника занимаемой должности;
3) обеспечение эффективного использования работника в соответствии с его специальностью и квалификацией;
4) выявление перспектив применения потенциальных способностей и возможностей работника;
5) стимулирование роста профессиональной компетентности и повышение эффективности деятельности;
6) исследование характера требований, предъявляемых к профессиональным качествам различных категорий персонала, в том числе управленческого;
7) установление перспектив развития карьеры и подготовка предложений руководителям по перемещению или продвижению по службе работников, исходя из адекватности их профессионально-деловых и личностных качеств определенной нормативно-заданной модели.
Как показывают исследования, решение этих задач в значительной мере зависит от того, как организован аттестационный процесс.
Нет единого мнения по поводу того, можно ли превратить аттестацию в процесс «3 в 1». Сторонники экономичного подхода, которые хотят переплести в ходе проведения аттестации возможность решения всех целей, утверждают, что не только можно, но и нужно. Однако вызывает серьезные сомнения ситуация, при которой сотрудник, знающий, что в результате аттестации может измениться его заработная плата (или он будет уволен, переведен на низшую должность), будет честно рассказывать о своих рабочих проблемах и делиться своими слабостями.
Противоположная точка зрения — при проведении аттестации цели не должны пересекаться. Но здравый смысл подсказывает, что очень трудно отделить, например, потребность в обучении (для поддержания текущей деятельности или устранения недостатков) от планирования карьеры. Наиболее рациональный подход, при котором объединяются две цели — «Потенциал» и «Деятельность», а «Административные решения» становится предметом отдельной аттестации.
На первый взгляд может показаться, что данное обсуждение носит сугубо теоретический характер. Однако понимание классификации целей позволяет обеспечить их бесконфликтность. Если мы понимаем, ради чего мы проводим аттестацию, мы не поставим ни аттестующего, ни аттестуемого в неловкое положение. Если в наши цели не входит предпринимать прямые административные меры и задачей аттестующего (аттестационной комиссии) является вызвать сотрудника на откровенный разговор, при моделировании процесса основной упор будет делаться на аттестационное интервью, где ничто сказанное сотрудником не может быть использовано против него. Если же цель аттестации — административная, то наибольшее значение имеет корректное заполнение аттестационной формы и корректное доведение до сведения сотрудника мнения руководителя о его работе.
1.7. Кто кого оценивает?
После того, как определены цели, самое время подумать, кто будет «судьей», кому доверить полномочия выяснить положение вещей и кто сможет это сделать так хорошо, чтобы руководитель, единственный, кто имеет право принятия решений по результатам аттестации, не ошибся в действиях после получения выводов аттестационной комиссии.
Важным фактором эффективности проведения аттестации является личность «оценщика», в частности, уровень его объективности и компетентности, авторитет в группе оцениваемых, а также затраты на привлечение данного оператора (временные и финансовые).
Оценку могут проводить: непосредственный руководитель; глава подразделения (компании); представитель службы персонала; независимые эксперты (ассесмент-центр[6]); сам аттестуемый; коллеги/коллектив.
Естественно, в каждом из перечисленных вариантов есть как преимущества, так и недостатки. Например, непосредственный руководитель, с одной стороны, хорошо знает текущую работу своих подчиненных, с другой – не может избежать субъективности оценок. Объективность оценок вышестоящего руководителя существенно выше, но одновременно выше и расходы на его привлечение к процедуре аттестации. К оценке менеджеров целесообразно привлекать независимых экспертов, поскольку подчиненные не могут выступать авторитетным источником оценки для руководителя. Однако финансовые затраты в этой ситуации существенно велики, к тому же привлеченный эксперт не всегда владеет специфической информацией о бизнесе и взаимоотношениях внутри компании.
Кто проводит аттестацию[7]
КТО | В каких случаях | Преимущества | Недостатки |
Непосредственный руководитель
| Подходит в любых случаях. Наиболее подходит для цели «Деятельность»
| Имеет наилучшее представ-ление о работе и работнике. Логическое завершение оценки сотрудника, имеющей место постоянно в течение года, и получение обратной связи. Дешево | Работник и так общает-ся с руководителем постоянно. Нет «притока свежей крови». Субъективизм. Учет преимущественно целей подразделения, а не организации |
Руководитель руководителя | Два способа — участвует в процессе оценки руководи-телем или проводит самостоятельно. Используется, когда необ-ходимо сравнивать оценива-емых или если цель — «Потенциал» | «Честная игра». Оценка более стандарти-зована, так как позволяет избежать отпечатков особенностей множества линейных руководителей Возможность работнику пообщаться с вышестоящим руководством | Требует больше затрат и времени
|
Представитель службы персонала
| Используется реже, чем предыдущие, или в сочета-нии с ними. Используется, если отсутствует непосредст-венный руководитель, или для компании с матричной структурой. Вариант — при командной работе оценка по окончании проекта (при участии руководителя проекта). Цель — «Деятельность». Идеально при оценке психологической ситуации в коллективе, психологи-ческих характеристик, тестировании | Подходит, когда нет другого варианта: например, компания работает, создавая команды под проекты, и каждый сотрудник взаимодействует с разными руководителями и коллегами в процессе работы | Очень сильная зави-симость от квалифика-ции представителя службы персонала. Представитель службы персонала, особенно в крупной организации, не может быть специа-листом по всем произ-водственным вопросам |
Самооценка
| Сотрудник сам себя оценивает. Используется не в сравнении себя с другими людьми, а в сравнении различных аспектов своей деятельности. Используется редко, чаще является элементом системы | Помогает избежать субъективного отношения оценщиков. Если используется как часть системы, сравнение результатов самооценки и оценки руководителя может стать отправной точкой аттестационного интервью. Если используется «открытый метод», аттестуемому предлагают ознакомиться с оценкой руководителя и при необхо- димости добавить свои ком- ментарии | Самостоятель- ное применение крайне ограничено из-за воз-можности переоценки / недооценки и неадекват-ного восприятия |
Оценка равными (коллегами)
| Используется не очень часто из-за психологи-ческих проблем. Если используется, оценка осуществляется группой, результаты осредняются | У коллег более ясное понимание того, как оцениваемые выполняют работу
| Коллеги могут не захотеть оценивать работу друг друга (вос- принимается как «подстава»)
|
Оценка подчиненными
| Используется редко. Лучше всего подходит для цели «Потенциал»
| Показывает вышестоящим руководителям возможности оцениваемого и управленческие способности. Может использоваться для планирования карьеры или корректировки деятельности оцениваемого | Подчиненные знают не все аспекты работы руководителя. Руководители могут возражать против оценки из-за боязни подрыва авторитета. Подчиненные опаса-ются, что их оценки идентифицируют и последуют репрессии |
Аттестационная комиссия
| Используется преимущественно для административных целей
| Группа руководителей принимает более взвешенное решение, чем один руководитель. Соблюдаются требования Трудового кодекса | Может превратиться в формальную громоздкую дорого- стоящую процедуру. В большинстве случаев затраты превышают отдачу |
Центры оценки (ассессмент)
| Используются для цели «Потенциал». Оцениваются преимущественно руководители
| Позволяет учитывать больше факторов, чем при сравнении со стандартами выполнения работы. Очень хорошо для решения о продвижении
| Дорого. Не всегда в компании есть специа-листы должной квали-фикации (предпола-гается участие несколь- ких «оценщиков»). Привлечение внешних консультантов со всеми вытекающими по- следствиями |
Обычный вопрос — определение круга аттестуемых. Идеальной можно считать ситуацию, когда все сотрудники организации регулярно проходят аттестацию. К сожалению, в реальной жизни это встречается нечасто. Как правило, компании, начинающие внедрять процедуру аттестации, вынуждены ввиду ограниченности времени и опыта останавливаться на определенных группах.
Еще раз вернемся к цели аттестации — если цель установлена, определиться с приоритетными группами для проведения аттестации не составит труда. Для цели «потребность в обучении и развитии» мы будем в первую очередь проводить аттестацию в перспективных подразделениях, для которых обучение является важнейшим условием качественного выполнения работы (например, в компании, занимающейся обслуживанием сложной техники, персонал надо постоянно учить, так как новые образцы оборудования предъявляют новые требования). Или для той же цели будем аттестовывать руководителей всех уровней, чтобы сформировать резерв.
Для цели «соответствие занимаемой должности» мы будем аттестовывать персонал в подразделениях, деятельность которых нас не устраивает (и мы планируем кадровые решения). Тем более что, согласно Трудовому законодательству, увольнение за несоответствие занимаемой должности правомочно только при наличии соответствующего заключения аттестационной комиссии.
При выборе групп аттестуемых (если мы не можем на данном этапе обеспечить сквозную процедуру в рамках всей организации) важно учитывать следующее:
Если мы определились с подразделениями, в которых проводится аттестация, или с должностными уровнями (группами), которые включены в процедуру, все сотрудники данного подразделения или данной руководящей группы должны пройти процедуру аттестации. (Исключение делается только в случае проведения аттестации в административных целях для сотрудников, которые не подпадают под аттестацию в соответствии с Трудовым кодексом.)[8] Невозможна выборочная аттестация — тогда это не аттестация вовсе.
1.8. Методы аттестации.
Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель, являются традиционными для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды.
Традиционные методы:
сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку.
основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем. Фактически руководитель находится в положении "царя и бога" по отношению к подчиненному - он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого - коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков.