Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 13:43, дипломная работа
Зарождение аттестации в нашей стране относится к концу 60-х гг. и связано с утверждением Госкомитетом по науке и технике и Госстроя СССР в мае 1969 г. “Положения о порядке проведения аттестации работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений”. “Положение о порядке проведения аттестации руководящих инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи”, утвержденное в 1973 г., подтверждало правомерность применения аттестации во всех отраслях народного хозяйства. Правда, аттестации подлежали только те работники предприятий, которые не назначались вышестоящим органом.
ВСТУПЛЕНИЕ. Из истории аттестации в России …………………………..
ГЛАВА 1. Аттестация персонала в организации…………………………….
1.1. Понятие аттестации и оценки …………………… ..……………
1.2. Аттестация – не экзамен …………. ……………………………..
1.3. Значение аттестации для компании ……………………………..
1.4. Как заставить систему работать …………………………………
1.5. Периодичность аттестации ……………………………………...
1.6. Нет цели – нет проекта …………………………………………..
1.7. Кто кого оценивает? ……………………………………………...
1.8. Методы проведения аттестации.………………………………...
1.8.1. Метод рейтинговых поведенческих установок ………….
1.8.2. Графическая шкала оценивания .......……………………...
1.8.3. Метод альтернативного ранжирования ………………..
1.8.4. Метод попарного сравнения ………………………………
1.8.5. Метод заданного распределения …………………………
1.8.6. Эссе и метод критических ситуаций…………………….
1.8.7. Метод управление по целям (МВО) ………………………
1.8.8. Аттестационное интервью ………………………….…..
1.8.9. Нетрадиционные методы оценки ...………………………
ГЛАВА 2. Подготовка и проведение аттестации ……………………………..
2.1. Подготовка к проведению аттестации ………………………….
2.1.1. Организационные моменты ……………………………….
2.1.2. Документальное сопровождение …………………………
2.2. Проведение аттестации .…………………………………………
2.3. Подведение итогов аттестации ………………………………….
ГЛАВА 1. АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1. Понятия аттестации и оценки.
Решение любой практической ситуации невозможно без знания и анализа теории, четкого представления о целях и способах решения задач, аттестация – не исключение.
Оценка работы персонала является на сегодняшний день одним из важнейших направлений деятельности кадровиков.
Однако, понимая всю важность оценки персонала, многие руководители все же избегают процедуры оценки. Это вызвано, в первую очередь, недостаточным пониманием или недоверием к возможностям аттестации персонала.
Итак, что же такое аттестация?
Аттестация, проводимая в организациях, призвана выявлять качественное состояние персонала, его потенциал, степень готовности и уровень способности работников выполнять функциональные обязанности, а также содействовать установлению соответствия функциональных подразделений их предназначению. В практическом смысле главная цель аттестации состоит в том, чтобы определить, соответствует ли конкретный человек занимаемой должности.
Аттестация персонала (оценка соответствия занимаемой должности) — процедура систематической формализованной оценки согласно заданным критериям соответствия деятельности конкретного работника четким стандартам выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определенный период времени.
Очень важно понимать, что при оценке (аттестации) происходит не сравнение сотрудников между собой, а имеет место сопоставление «сотрудник-стандарт работы». Сравнивать можно только то, насколько один сотрудник больше/меньше соответствует стандарту работы, чем другой.[1]
Кадровики часто ведут философские споры о том, что было сначала - яйцо или курица. То есть, которое из понятий “оценка” и “аттестация” является родовым, а какое видовым, и какая существует между ними разница. Нередко такие дебаты ведут к выводу о том, что принципиальных различий нет, и мы просто называет двумя разными словами один и тот же процесс.
Оценка персонала — процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений.
Во-первых, мы оцениваем эффективность деятельности сотрудника, а не самого сотрудника. У нас нет права в деловой обстановке оценивать личностные качества подчиненных ради самих личностных качеств (мы не судья и не Бог). На работе нет плохих и хороших людей. Есть люди, чьи профессиональные, поведенческие и личностные характеристики соответствуют или не соответствуют выполняемой работе и занимаемой должности.
Во-вторых, деятельность сотрудников важна не сама по себе, а в целях реализации задач организации.
В-третьих, в результате оценки происходит накопление информации, которая нужна для управления людьми.
Оценка — более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании. Оценка может преследовать различные, иногда достаточно узкие, задачи, не обязательно связанные напрямую со стандартами работы (психологическая оценка, корректировка, оценка в целях усиления давления или контроля, сравнение между собой деятельности работников для принятия административных решений и т. п.). Не всегда оценка связана со стандартами работы — иногда, особенно когда речь идет о психологических характеристиках и особенностях личности, она, к сожалению, имеет со стандартами работы мало общего.
Единого мнения ни в специальной литературе, ни среди практиков по поводу определения оценки или аттестации не существует. То же самое относится и к названиям, используемым в англоязычной литературе — встречаются, в частности, такие варианты названий: Appraisal, Performance assessment, Performance evaluation, Job appraisal, Employee rating evaluation, Performance development review.
Какое бы название не было выбрано, важнее определиться с целью и содержанием. В противном случае можно разработать дорогостоящую процедуру, результаты которой будут пылиться в архиве, и о которой с содроганием будут вспоминать все участники.[2]
1.2. Аттестация – не экзамен.
Самая большая ошибка, от которой сразу хочется предостеречь руководителей: аттестация персонала – это не оценка недостатков и проступков сотрудников, за которой следует увольнение или понижение в должности. Это инструмент моделирования будущего людей, которые с нами работают. А значит, и будущего компании.
На слуху примеры, когда после неумело проведенной аттестации компания теряет многих ценных работников, а также ситуации, когда аттестация проводилась для галочки или так неорганизованно, что на какое-то время работа в коллективе просто останавливалась. Поэтому если серьезно подходить к вопросу: стоит ли проводить в своей компании аттестацию? - то сначала надо разобраться в сути этого механизма.
Почему, оценивая достоинства и недостатки, достижения и недоработки своих сотрудников, вредно оглядываться на прошлое? Потому что в прошлом мы уже ничего не сможем изменить. Но мы можем повлиять на будущее, повысив профессионализм своей команды.
С точки зрения управления человеческими ресурсами, нет плохих сотрудников. Есть просто люди, которые не получили шанса раскрыть свой подлинный потенциал. Могут ли они сделать это в вашей компании? Как помочь им реализовать себя? Кто из сотрудников обладает наибольшим потенциалом роста и достоин включения в кадровый резерв? Ответы на этот вопрос и есть главная цель аттестации.
Но чтобы получить объективную картину, необходимо одно условие: важно, чтобы и сами работники позитивно восприняли это мероприятие. Поэтому, приступая к подготовке аттестации, нужно собрать коллектив и донести до людей простую мысль: аттестация – это не экзамен и не карательная процедура. Это способ найти дополнительные возможности для их профессионального роста. Таким образом, главное назначение аттестации – не контроль исполнения (что тоже важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Аттестация – очень сильный стресс, поскольку от результатов этого «экзамена» зависит финансовое и карьерное благополучие персонала. Чтобы снять негативные эмоции аттестуемых, саму процедуру оценки нужно сделать максимально прозрачной. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:
круг необходимых знаний и умений по каждой должности должен быть определен заблаговременно и доведен до сведения персонала;
порядок и время проведения плановой аттестации должны быть известны заранее;
теоретические и практические навыки работы должны оцениваться отдельно.
У сотрудников должна быть возможность «подтянуть» уровень своих теоретических знаний. Для этого рекомендуется готовить и выпускать специальные учебные материалы. Для оттачивания практических навыков необходимо отрабатывать (по крайней мере, с рядовым персоналом) сложные ситуации, которые возникают в ходе повседневной работы.
Еще один метод снятия стресса при аттестации – сделать ее добровольной. Особенно хорошо такой способ срабатывает на этапе первоначального внедрения. Есть смысл предложить сотрудникам пройти аттестацию по желанию, объяснив, что результаты аттестации дадут им возможность карьерного и зарплатного роста. Добровольность процедуры частично снимает стресс и выявляет наиболее активных сотрудников.
1.3. Значение аттестации для компании.
В случае корректного проведения оценки сотрудник получает информацию о том, что у него получается хорошо, какие навыки и компетенции ему необходимо развивать для того, чтобы полностью соответствовать занимаемой должности или получить повышение. И в таком аспекте регулярно проводимая аттестация помогает сотрудникам понимать свое место в организации, видеть свои успехи и яснее понимать стоящие перед ним задачи.
Для руководителя такая процедура ценна тем, что у него появляется четкая картина ресурсов подразделения, видение необходимых перемен, возможность активнее влиять на развитие своего отдела в направлении поставленных задач. Кроме того, аттестация – это хороший повод поддержать сотрудника, похвалить его за достигнутые (пусть даже не очень большие и заметные) успехи и тем самым повысить его мотивацию для работы на этом предприятии.
Если руководителем компании правильно понимается суть аттестации, а службой персонала хорошо проработана ее система, то их сотрудники ждут аттестацию с нетерпением. Для них это возможность продемонстрировать своему руководству собственные достижения, получить обратную связь и в результате этого процесса – увидеть свои перспективы на следующий год, обсудив их с руководством. Но и здесь такое отношение к аттестации возникнет далеко не сразу, а в результате продуманной кампании внедрения процедуры.
Если попытаться в нескольких предложениях выразить мысль о сути, значении и месте аттестации в организации, в которой процедура оценки проводится не ради моды или для галочки, а является системой, то выглядеть это будет так:
Аттестация является составной частью систем управления персоналом и его развития.
Среди важнейших целей аттестации – выяснение соответствия работников занимаемой должности и выявление путей повышения эффективности работников и организации в целом.
Задачи аттестации нацелены скорее в будущее (то, что мы можем улучшить в своей работе), чем в прошлое (то, что мы сделали не правильно).
Аттестация важна для работников, поскольку позволяет им получить обратную связь, необходимую для роста и развития.
Аттестация позволяет скоординировать действия, скорректировать планы организации и развития человеческих ресурсов.
Аттестация может иметь, кроме социально-психологического, экономический эффект, поскольку позволяет снизить издержки, связанные с ошибками при расстановке кадров.
Именно аттестация помогает избежать трудностей, связанных с ситуативной сиюминутной оценкой. Она задает руководителю определенные рамки, позволяющие отделить личное от общественного. Оценка осуществляется с определенной целью (целью организации, а не руководителя), по заданным критериям и стандартам выполнения работы. Снижается субъективизм, процесс вызывает меньше эмоций и напряжения. В результате система аттестации помогает руководителю.
1.4. Как заставить систему работать
Правила внедрения аттестации[3]
программы аттестации скорее будут внедрены, если вначале их проводить в ограниченных масштабах на определенной группе сотрудников;
к аттестации, которая проводится впервые, должен привлекаться опытный консультант, к которому должны иметь возможность обратиться члены аттестационных комиссий или производящие аттестацию руководители[4];
необходимо точно интерпретировать результаты аттестации, использовать их только в интересах работы;
не следует оценивать качества, не нужные для работы;
не следует обращать внимание на низкие оценки факторов, в данный момент для работы не существенные;
следует исключать из форм документов объективную информацию, которую и так имеет отдел кадров (данные о возрасте, болезнях и т.д.);
новых сотрудников и молодых аттестовать следует чаще, а постоянных работников — реже;
аттестация должна заранее планироваться на ряд лет вперед и быть увязана с другими мерами по совершенствованию управления.
Для правильного применения системы аттестации и полного использования заложенных в ней возможностей лицами, ответственными за ее реализацию, полезно придерживаться следующих рекомендаций: