Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:09, курсовая работа
Белинский открыл новую страницу в русской журналистике и как практик, который всю свою жизнь отдал работе в периодической печати, и как теоретик, создавший стройную систему взглядов по вопросам журналистики, и как литературный критик, создавший «идейный пафос» произведения. Как писал Егоров Б. В, Белинский был человеком, создавшим настоящую, большую, критику, универсальную, масштабную, идеологическую и художественную одновременно, - критику строгую, благородную. Белинский стал нашим «все» в сфере литературной критики.
Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1. Основные моменты творчества Белинского…………………………........5
§ 2. Журналистская деятельность Белинского………………………..............11
§ 3. Литературная критика Белинского………………………………..............15
3.1. о творчестве Пушкина…………………………………………………...17
3.2. о творчестве Лермонтова…………………………………………............19
3.3. о творчестве Гоголя……………………………………………….............21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………..............25
Историческую заслугу Пушкина критик видит в том, что «он дал нам поэзию как искусство», и в этом отношении «он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем искусства». Поэзия Пушкина имеет не только художественное, но и громадное нравственное значение – в том смысле, что она обладает способностью «развивать в людях чувства гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека, как человека». Вот эта способность развивать человека в человеке является самым важным и самым драгоценным свойством наследия Пушкина. Пророчески звучат последние слова критика : «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство…»
3.2. О творчестве Лермонтова.
Белинский отличался тончайшим художественным вкусом. По первым произведениям начинающего писателя он умел безошибочно предсказать его дальнейшую литературную судьбу. Так было с Гоголем, Некрасовы, Тургеневым, Гончаровым, Достоевским. И, возможно, самым замечательным примером эстетической зоркости Белинского явилось открытие им Лермонтова.
В первые, прочитав поэму Лермонтова (на то время эта поэма была опубликована без имени, так как Лермонтов находился в ссылке на Кавказе и его имя запретили называть в печати) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Белинский тотчас же признал, что литературе русской появился новый крупный художник. В специальном примечании к одной рецензии он поспешил об этом заявить публично: «Не знаем имени автора этой песни, которую можно назвать поэмою, вроде поэм Кирши Данилова, но если этот первый опыт молодого поэта, то не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование». Вскоре Белинский узнал имя автора поэмы и с того момента уже не выпускал его из поля зрения.
В своих статьях Белинский дал совершенно иное толкование Лермонтова – поэта и прозаика, увидев в том и другом огромное и принципиальное новое явление русской литературы.
Значение лермонтовской поэзии состоит в том, отмечал Белинский, что она давала ответы «на вопросы жизни, на большие вопросы современности». Критика привлекала в этой поэзии глубину страстной мысли, ищущей путей к освобождению человеческой личности и решения самых трагических проблем действительности. Он воспринимает Лермонтова как «поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова – поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
Творчество Лермонтова давало Белинскому материал для глубоких и важных обобщений, касающихся самых разнообразных сторон современной жизни России.
3.3. О творчестве Гоголя.
Проанализировав научную работу Оксмана Ю. Г. О творчестве Белинского, мы видим, какую огромную роль сыграл Белинский в творческой судьбе Гоголя. Он написал около двадцати статей и рецензий, специально посвященных его творчеству. К имени этого писателя, к его художественным образам критик обращался почти в каждой своей статье.
Белинский и гоголь – эти два имени воспринимаются в истории русской литературы и общественной мысли XIX века в нерасторжимой связи. Чернышевский называл Белинского «главным деятелем критики гоголевского периода». Он писал, что в нашей литературе Белинский занимает «столь же важное место, как произведения самого Гоголя».
Замечательная особенность Белинского как критика состояла в том, что он всегда умел, казалось бы, самые отвлеченные вопросы искусства и его теории связывать со злободневными общественными проблемами современности.
Возможно, самым ярким примером этого рода явилось его знаменитое зальцбруннское письмо к Гоголю. Когда под влиянием пережитой духовной драмы Гоголь издал свою больную, реакционную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» и книга эта была сразу же использована недругами писателя против него самого и прогрессивных сил России. Белинский тоже выступил против Гоголя и его «странной» книги. Сначала он сделал это в статье на страницах «Современника». Но в подцензурных условиях критик не мог всего того, что ему хотелось сказать. Он должен был ограничиться намеками, обрывать себя на полуслове. Помимо того, статья оказалось еще более искалеченной цензурой, вымаравшей из нее целую треть. «Статья о гнусной книге Гоголя, - жаловался Белинский своему другу Боткину, - могла бы выйти замечательно хорошею, если бы я в ней мог, зажмурив глаза, отдаться моему негодованию и бешенству».
Спустя лишь несколько месяцев, Белинский ответил Гоголю в знаменитом письме. Он подверг неотразимой критике политические, нравственные, эстетические идеи реакционной книги Гоголя. С потрясающей силой революционного темперамента Белинский раскрыл в Письме свои взгляды на важнейшие явления современной жизни – крепостное право и самодержавие, церковь и религию, исторические судьбы русского народа и его культуру.
Написанной кровью сердца, Письмо к Гоголю стало политическим завещанием Белинского, одним из самых пламенных произведений русской революционной мысли. Белинский отразил в нем гнев многомиллионных масс крепостного крестьянства, их ненависть к своим вековым угнетателям. Ленин назвал это Письмо итогом деятельности Белинского и «одним из лучших произведений бесцензурной, демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору».
В своем Письме Белинский не отрекся ни от прежних своих статей о Гоголе, ни от своей любви к его художественным произведениям. Напротив, оно проникнуто чувством глубокого уважения к великому писателю, который так много сделал для развития самосознания русского общества. Письмо недаром кончалось призыву к Гоголю искупить свой «тяжкий грех» новыми творениями, которые напомнили бы его прежние.
Белинский еще в 1842 году мечтал написать большую работу о Гоголе, в которой предполагал на основе «исторической и социальной точки зрения» рассмотреть все его творчество. Об этой своей мечте он неоднократно сообщал в печати. Но, осуществить ее не успел. До конца жизни Белинский не оставлял мысли специально еще вернуться к Гоголю, «чтобы сказать о нем…последнее слово».
И хотя это «последнее слово» не было произнесено, но в ряду великих писателей, о которых объяснил Белинский русскому читателю, имя Гоголя занимает виднейшее место. Статьи Белинского о Гоголе принадлежат к лучшим страницам в наследии критика.
Заключение
В Белинском удачно сочеталось
ясное понимание необходимости и полезности
журналистской деятельности с его талантом
и личной склонностью к этому роду занятий.
«Журналисты, как и поэты, родятся и бывают
ими по призванию», – писал Белинский
в «Литературных мечтаниях». И сам он являл
собой пример такого журналиста. Его отличала
подлинная «страсть к журналистике», любовь
к срочной журнальной работе.
В журналах Белинский выступал
преимущественно как литературный критик.
Белинский был не только критиком-публицистом, но и критиком-художником, поднявшим литературную критику на уровень подлинного искусства. Никто из современных Белинскому критиков (за исключением Пушкина) не обладал таким тонким эстетическим чувством, таким даром художественного, образного мышления. Не только современников Белинского, но и читателей последующих поколений поражает его способность чувствовать и понимать искусство, до малейших тонкостей постигать художественные особенности анализируемого произведения.
Нравственный
и духовный облик Белинского отличался
в высшей степени характерной
чертой: он был критиком-учителем. Его
духовное влияние испытали на себе
крупнейшие русские писатели. Тургенев
в письме к Белинскому называл
его своим «отцом и командиром».
Кольцов рассказывал однажды
«Я обязан все ему; он меня поставил на
настоящую мою дорогу; без его советов
я не решаюсь теперь печатать моих мараний:
он мне говорит всегда, что нужно выкинуть,
что исправить, что вовсе бросить…»
эти слова могли бы повторить многие русские
писатели.
Высокая авторитетность суждений Белинского состояла в том, что он отлично знал не только законы искусство, но жизнь. И это давало ему моральное право учить писателя. Хорошо сказал Тургенев: «…Замечательное искусство Белинского как критика было его понимание, что именно стоит на очереди, что требует немедленного разрешения, в чем сказывается злоба дня».
Белинский прошел сложный и не лишенный противоречий путь идейного развития. В решении некоторых философских проблем он иногда заблуждался, порой приходил к неверным выводам.
Деятельность Белинского имела огромное историческое значение. Журналы, в которых он сотрудничал, становились боевой трибуной самой передовой, революционной мысли. Особенно замечательна в этом отношении роль «Отечественных записок» и «Современника», на страницах которых были напечатаны его самые значительные работы. На этих работах воспитывалось не одно поколение передовых русских людей.
В течение нескольких
десятилетий Белинский
Список литературы.
Интернет источники.