Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:58, реферат
Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.
Логический
анализ мышления всегда имеет форму
исследования языка, в котором оно
протекает и без которого оно
не является возможным. В этом плане
логика – наука о мышлении –
есть в равной мере и наука о
языке.
Мышление
и использование языка – две
предполагающие друг друга стороны
процессов познания и общения. Язык
участвует не только в выражении
мысли, но и в самом ее формировании.
Нельзя противопоставлять «чистое»,
внеязыковое мышление и его «вербализацию»
– последующее выражение в языке.
Вместе
с тем язык и мышление не тождественны.
Каждая из сторон единства, составляемого
ими, относительно самостоятельна и
обладает своими специфическими законами.
Иногда предполагается, что единственным способом получения подлинной истины является мистическое «вживание» в предмет, позволяющее в одном акте постичь его. При этом мышлению с помощью языка противопоставляется непосредственное, внеязыковое познание. Задача языка сводится к передаче – и притом с необходимостью в более или менее искаженной форме – результатов интуитивного постижения. Очевидно, что настаивание на интуитивном характере нашего познания ведет так или иначе к противопоставлению мышления и языка.
[Ив.6]
Тема нашего разговора - "кухня" журналиста, то есть технология его
творчества. Должен, однако, оговориться: в основе любой творческой
профессии, в том числе и нашей, лежит природный дар, отсутствие которого
восполнимо
разве что самоотверженным
никак не только знанием технологии.
Прошу понять меня правильно: я вовсе не отпугиваю от журналистики
молодых мечтателей. Говоря о необходимости природного дарования, всего лишь
подчеркивают безусловный примат таланта над технологией, определяя таким
образом удельный вес секретов мастерства в профессии газетчика. Вместе с тем
известно, что многие люди, проявившие способность к журналистике, попадают в
число "несостоявшихся". Почему? Потому, думается, что их талант не
подкреплен техникой исполнения. Стало быть, верно и то, что в журналистику
надо идти по призванию, которое есть дитя таланта, но верно и то, что одних
природных способностей мало, их нужно подкреплять знанием технологии.
Какую "Америку" я открыл? Никакой. Сказал лишь вслух о том, что каждый
знает "про себя".
Теперь о мастерстве. Наша
профессия, по праву
древнейших в мире, до сих пор лишена того, что называют "школами". Мы не
можем, к примеру, как вокалисты, похвастать наличием своей школы, подобной
"миланской" или "свердловской" оперной школе, "классическим" или
"современным" направлением. У нас все едино. Методология работы отдельных
ярких индивидуальностей пока еще основательно не изучена, не осмыслена, не
обобщена. Мы, рядовые газетчики, недостаточно хорошо знаем наследство,
оставленное "звездами первой величины", и еще слабо пользуемся секретами их
мастерства.
Быть может, я излишне
как ведется вузовская подготовка журналистских кадров. Такой предмет, как
мастерство,
или отсутствует в курсе
далеко не на достаточно высоком уровне. Если учесть, кроме того, что
пополнение приходит в журналистику и "со стороны" - бывшие инженеры, юристы,
врачи, педагоги, то позволительно спросить: какую профессиональную
подготовку они получают? Их учит, как правило, собственная газетная
практика, и учит медленно, трудно, затягивая процесс созревания.
Ну а столпы современной журналистики, умудренные опытом и "все
познавшие"? Они кажутся молодым газетчикам статуями на постаментах -
молчаливые и недоступные. Как рождается их замысел, где они "берут" тему,
каким образом собирают материал, как беседуют с героями очерков, думают ли о
сюжете и композиции, как пишут и как сокращают написанное в газетной полосе,
короче говоря - какова технология их творчества? Все это для нас тайна за
семью печатями. И не потому тайна, что они нарочно скрывают секреты
мастерства, а потому, что даже им некогда "остановиться и оглянуться" из-за
высочайшего темпа газетной жизни, из-за вечной текучки, которая "заедает".
Иные из них ни у кого не учились, меж тем отсутствие учителей, как известно,
наказывается отсутствием учеников.
Десятки центральных, сотни
газет - это же огромная армия опытных творческих работников! Почему бы не
подумать им о будущем, о смене, идущей вслед за ними? Неужто не способны
они, более или менее "старые" журналисты, дать молодым полезные советы?
Неужели и сами не верят в возможность взаимного обогащения?
Давно пора журналистам обмениваться опытом, делая это публично и
оставляя "печатные" следы обмена. Начало, кстати говоря, уже положено:
недавно вышли в свет "Как я работал над "Неделей" Ю. Либединского, "Заметки
писателя о современном очерке" В. Канторовича, "Рождение темы" Е. Рябчикова,
"Двадцать пять интервью" Г. Сагала, напечатаны интереснейшие статьи на эту
тему в "Журналисте" и т. д.
К этой же серии можно
условно отнести и
мастерстве, предлагаемые в данной книге. Размышления, основой которых стали
беседы, лекции, прочитанные автором в Высшей комсомольской школе при ЦК
ВЛКСМ
и ставшие предметом
подтвердило необходимость подобных "размышлений вслух" о нашей профессии.
Минимум теории, максимум практики - таково намерение автора. И никаких
претензий на обязательность применения описываемых методов, на непорочность
суждений. Задача куда скромнее - разбудить интерес у начинающих журналистов
к серьезному отношению к технике работы. Кроме того, если удастся, автор не
прочь "разозлить" коллег, в том числе корифеев пера, вдохновив их таким
образом на продолжение разговора.
И последнее. Речь в этой
книге коснется технологии
главным образом для очеркистов и публицистов, хотя автор не скрывает надежды
на то, что некоторые положения, им высказанные, примут на свой счет и
представители других газетных жанров. Тем не менее оговорку эту следует
полагать существенной. Дело в том, что по сравнению с репортажем,
зарисовкой, интервью, эссе, статьей, информацией и даже фельетоном очерк
занимает в газете особое место, а очеркисты - несколько привилегированное:
им и командировку дают не на один день, и времени на "отписку" побольше, и с
размерами на полосе не очень скупятся. Объясняется ли это тем, что очерк
считают в газете более важным жанром, чем, положим, репортаж? Нет, автор,
так не думает. Более того, он знает, что "хлебом журналистики" является
информация, без которой ни одна современная газета не обходится, а очерк -
это скорее "деликатес". Однако трудностей со сбором материала для очерка,
как и с его написанием, все же побольше, чем с любым другим жанром. Кроме
того, не зря газетная практика выдвигает в очеркисты людей, предварительно
прошедших богатую школу репортажа и сбора информации. И так складывается
жизнь журналиста, что "право на очерк" он как бы "зарабатывает" долгим и
самоотверженным трудом на других газетных направлениях.
Так или иначе, говоря главным образом о технологии работы над очерком,
автор ни в коей мере не желает принижать значения прочих газетных жанров,
тем более что все они имеют свои вершины мастерства и своих замечательных
исполнителей.
[А, 1-2]
ЗАМЫСЕЛ, ФАКТ, ТЕМА
Источники. Как возникает
один из фундаментальнейших вопросов журналистского мастерства. Но прежде
договоримся о терминологии, потому что тема и замысел не одно и то же, хотя
в обиходе нередко эти понятия сливаются в нечто целое. Замысел, по Далю,
есть "намерение, задуманное дело", и я готов считать его первой стадией
рождения темы. Кстати сказать, действительно не обязательной, потому что не
исключаю ситуации, когда замысел и тема возникают не по "очереди", а
одновременно. В этом случае тема, становясь замыслом, включает его в себя,
поглощает примерно так же, как ожог четвертой степени можно условно считать
"поглотившим ожоги первых трех степеней. Но обычно между замыслом и темой
имеется дистанция, которую еще надо преодолеть, чем-то заполнить. Чаще всего
замысел лишь предчувствие темы, достаточно аморфное и в некотором смысле
безответственное, как, например: "Хорошо бы написать о любви!" Я утрирую, но
все же это пример замысла. Сколько подобных ему могут остаться
нереализованными, потому что им еще далеко до темы, потому что они лишены
мыслей, потому что замысел - стадия, практически мало к чему обязывающая
журналиста, а тема - это уже реальная основа для сбора материала и его
написания. Позже рискну дать определение теме, а сейчас, немного забегая
Информация о работе Журналист: профессиональные особенности личности