Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:58, реферат
Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.
Ø
когда материал готов, следует перезвонить
источнику и, опираясь на текст, перепроверить
цифры, факты, иные данные, проговорить
ясно и членораздельно важные высказывания
и спросить: «правильно ли я воспроизвел
ваше суждение?»;
Ø
по возможности следует
Ø
опросить дополнительных свидетелей и
очевидцев;
Ø
показать текст экспертам;
Ø
зачитать материал опытным коллегам в
редакции;
Ø
дать прочесть текст редакционному
юристу.
Все эти
нехитрые действия избавят журналиста
от возможных ошибок и последующих
неприятностей.
СОЗДАНИЕ
ТЕКСТА – ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКИЙ
Создание
текста – акт всегда индивидуальный, глубоко
личный и сокровенный. Автор (гораздо реже
– авторы) остается один на один с материалом,
обдумывает его, подвергает анализу, классифицирует
и соответствующим образом излагает. Метод
изложения, изначально заданный характер
интерпретации материала играют большую
типообразующую роль.
Автор
может пойти совершенно различными
путями. Он может предельно
Но это
отнюдь не означает, что каждый материал
изначально квалифицируется как
имплицитный, то есть в известной
мере закрытый, лишь подразумеваемый,
или, наоборот, как эксплицитный, то есть
ясный, недвусмысленный[23]. Большое значение
имеет готовность читательской аудитории
воспринять предложенный ей текст.
Несмотря
на всю сложность строгого разграничения
двух означенных текстообразующих моделей
– в самом деле, ряд текстов, которые
когда-то казались крайне индивидуализированными,
позже стали классическими – существует
необходимость их хотя бы относительно
правильного диагностирования и оценки.
Надо понимать, произведен ли текст одной
прихотью автора с целью выразить свои
исключительно личные, малоинтересные
для других чувства или, наоборот, произведен
для фиксации материала, созвучного многим
людям. Как подчеркивает Г.-Г. Гадамер,
«нам придется различать: записку “для
себя”, использование которой обеспечивается
собственной памятью; письмо, которое
благодаря точному адресу само обеспечивает
условия для понимания; и, наконец, все
виды печатной продукции, лишенные точного
читательского адреса»[Г,133]
Печатная
продукция, и прежде всего, разумеется,
газетно-журнальная периодика, обращена
к широким читательским кругам, и поэтому
при разработке ее текстовой модели следует
использовать понятные и общеупотребительные
стилеобразующие средства, избегать искусственно
усложненных вариантов сюжетопостроения
и фабульного хода. Незыблемое правило
журналистики – добиться такого уровня
четкости и конкретности материала, который
был бы в состоянии обеспечить адекватную
передачу сообщения, то есть без искажения
идеи, без семантических и психоэстетических
деформаций, без потери даже самых незначительных
оценочных нюансов. Конечно, создание
журналистского текста – процесс творческий,
большую роль играет авторское видение
и понимание проблемы, его суждения и выводы,
но безудержное стремление оригинальничать,
субъективировать изложение фактов, экспериментировать
с лексическим материалом будет явно не
к месту. Различные текстовые модели «реализуются
в соответствующих типах языка: общепринятом
и индивидуальном, авторском. Первый –
это язык повседневной коммуникации, средств
массовой информации, публицистики; второй
– язык оригинальных, только данному автору
свойственных стилистических средств»[25].
Даже
действуя в профессионально ограниченном
текстовом пространстве, журналист
имеет возможность создавать
яркие, самобытные произведения. Но положительный
результат будет достигнут только в том
случае, если автор сполна и, главное, творчески
использует имеющийся потенциал текстообразования,
выберет верное направление в моделировании
материала. Ведь уже на стадии первоначальной
обработки эмпирических данных автор
на дискурсивной или, наоборот, интуитивной
основе пытается определить общие ориентиры
изложения материала, подобрать подходящую
видовую модель текстообразования.
Письменные
тексты в издательской практике классифицируют
по способам изложения и видам следующим
образом: повествование, описание и рассуждение[26].
В повествовательном тексте рассказывается
о каких-либо событиях и фактах последовательно,
размеренно, с отражением происходящего
во времени. Описательный же текст нацелен
на воссоздание картины реальной жизни
и, возможно, с особо тщательной прорисовкой
отдельных фрагментов и эпизодов. А вот
текст, в котором доминирует аспект рассуждения,
содержит исследование предметов и явлений,
обосновывает какие-либо положения с привлечением
других, полностью или частично уже обоснованных
положений и утверждений, то есть путем
аргументации. Включение в ткань произведения
положений и утверждений, истинность которых
установлена прежде, считается доказательством,
а именно частным проявлением аргументации.
Применение рассуждения приемлемо, в первую
очередь, для аналитических публикаций.
Диалектически
с видовыми характеристиками письменных
текстов связаны методы их построения.
Само собой разумеется, тексты с
различными жанровыми признаками и
строиться будут различным образом.
Так, публикации
из группы информационных жанров, как
правило, создаются с предельно
рациональным и экономичным расходованием
текстообразующего материала, минимальными
интертекстуальными включениями, ровной
и умеренной стилевой организацией.
Здесь, прежде всего, ставится задача добиться
наибольшей полноты осуществления коммуникативного
акта.
Совсем
иное дело – методы построения художественно-публицистических
текстов. В этом случае могут вводиться
и очень развернутые
У методов
построения аналитических текстов
– иная специфика. Согласно концепции
А.А. Тертычного, выделяются, во-первых,
методы познавательно-ориентированного
построения: фиксация какого-нибудь отдельного
факта, описание взаимосвязанных явлений,
фиксация всего познавательного акта
и, наконец, описание «схемы» доказательного
рассуждения. Во-вторых, выделяются методы
коммуникативно-
Схема
действий автора выглядит следующим образом.
Исходя из поставленной задачи написания
именно журналистского текста, он выбирает
перво-наперво соответствующий тип речевой
деятельности. В данном случае единственно
возможный вариант – язык повседневной
коммуникации, без труда понимаемый читательской
аудиторией. Затем, конечно с учетом жанрового
фактора, стремится в общих чертах наметить
видовую модель будущего текста, что во
многом обусловливается характером собранного
эмпирического материала. Наконец, автор
подыскивает подходящие варианты построения
текста, определяет конкретный метод его
конструирования.
Практически
на всех этапах текстотворчества журналист
оперирует группами знаков, зафиксированных
в тех или иных формах. Структурируя,
он создает из них развернутые
комплексы, которые обретают дополнительное
значение. Мы наблюдаем удивительное и
таинственное явление: знаки, как правило,
хорошо знакомые и чуть ли не заурядные,
вследствие интеграции, объединяясь под
влиянием авторской воли, наполняются
новым, порой очень самобытным и ярким
содержанием, реализуют богатейший и уникальный
информационный потенциал. Произведение
является журналистским, если оно выполнено
как текст, рассчитанный на активное использование
в коммуникативной деятельности, и представляет
собой систему в том значении, которое
возникает при подходе к тексту как информационному
продукту, воплощенному в знаках. Осуществляется
диалектически сложный процесс построения
взаимосвязанных содержательных и формальных
структур на всех уровнях, начиная с элементарного
и кончая высшим, когда произведение осознается
как целостность. В журналистском материале
отражается классическая триада, на которой
зиждется принцип построения текстовой
модели. Она предполагает, что все произведения
духовного творчества состоят с действительностью
в семантических отношениях – как «обозначающее
с обозначаемым», включаются в прагматические
отношения (использование произведения
потребителем), а также становятся носителями
синтаксических отношений, существующих
между произведением как единым целым
и отдельными его элементами[28].
Внимание
к механизмам текстообразования, действующим
усложненно и в силу этого не всегда
легко распознаваемым, вызвало активное
введение в теорию текста понятий
нарратива и, соответственно, нарратологии
(от лат. narro – рассказывать и гр. logos –
слово; понятие, учение). Вообще-то у термина
«нарратив» довольно древняя история:
в античном ораторском искусстве он использовался
для обозначения одной из частей речи,
а именно изложения (narratio). Позже семантика
данного термина значительно модифицировалась
и в настоящее время обрела отчетливые
текстосоотносительные черты. Интересна
следующая попытка его определения: «Термин
“нарратология”, первоначально связанный
с исследованиями в рамках семиотики,
сегодня является общеупотребительным,
более точно очерчивая внутри общего понятия
“повествовательность” ее структурированную
часть: уровни повествования, связи автор
– повествователь – герой – читатель,
“точка зрения” и др.»[29]
В понятии
нарратологии, таким образом, отражается
многогранный процесс реализации текстообразующего
потенциала, проявление подходов, характерных
для воссоздания конкретного текста в
условиях соответствующей системы взаимоотношений
текстоопределяющих факторов. В этом понятии
ключевое место отводится автору, который
оказывается отнюдь не отстраненным создателем
произведения. Он выступает как субъект
организации и развития внутренних, глубинных
сюжетообразующих линий, возрождается
в повествователе и герое. Но затем автор
как бы оживает и продолжается уже в читателе,
дает ему импульс движения и творчества,
через повествователя и героя доносит
свои мысли и чувства. Кстати сказать,
читатель, порой пусть и безотчетно, ощущает
эту связь с автором, проявляет интерес
к его личности. Таким образом, сфера существования
любого опубликованного текста не ограничивается
страницей книги, журнала или газеты, а
находит продолжение во многих других
реалиях жизни.
С одной
стороны, автор вынужден действовать
в пределах, обусловленных строгими
законами построения определенной текстовой
модели, а с другой стороны, он в любом
случае старается ввести в действие весь
арсенал средств текстообразования, которым
располагает и который помог бы ему выразить
состояние его внутреннего мира с необходимой
полнотой. В действие включается такой
важный фактор, как текстовая модальность,
которая «отражает мироощущение автора
и реализуется в субъективно-оценочной
модальности... высказывания, дискурса
и широкого контекста», «реализуется совокупностью
логико-семантических, стилистических,
структурно-синтаксических, словообразовательных
и экстралингвистических средств, которые
тесно взаимосвязаны»[30]. В жестком алгоритме
текстопостроения автор ищет и пытается
использовать даже самые мелкие бреши
для введения в ткань материала элементов
своего личного отношения, подчас и чрезмерно
субъективного характера. Он добивается
этого благодаря композиционным и архитектоническим
приемам, выбору нужной интонации при
интерпретировании фактов.
Большую
роль играет правильный отбор лексического
материала, а для этого необходимо
тонко чувствовать слово, распознавать
его нескончаемые нюансы психоэстетического
плана. Слово, ошибочно вовлеченное в процесс
текстуализации, может ведь интонационно
окрасить произведение неподобающим образом,
создать впечатление фальшивости. В этой
связи представляется очень ценным мнение
А.Т. Твардовского, который заявлял, что
«все эти “калейдоскопы”, “силуэты”,
“рельефы”, “контрасты” и т.п... это слова,
не имеющие ни цвета, ни запаха, ни вкуса,
как их имеют, например, “снег”, “хлеб”,
“соль”, “яблоко” и т.п.»[31] Разумеется,
данное мнение отнюдь не означает, что
слова первой группы вообще не стоит привлекать
в качестве текстоформирующего материала.
Все дело в том, что каждое слово должно
стоять на своем месте, органично вписываться
в контекст. К примеру, одно и то же слово
может легко войти в повествовательную
ткань корреспонденции или статьи и быть
отторгнутым структурой очерка.
Информация о работе Журналист: профессиональные особенности личности