Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:58, реферат
Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.
Понятие
текстовой модальности
Работа
непосредственно над текстом
– главная составляющая часть
всего творческого процесса, и
каждый автор идет исключительно
своей стезей. У него, правда, может быть
сходство с коллегами в методе сбора материала,
в приемах организации труда, в тематических,
эстетических и социально-политических
предпочтениях, но никогда не происходит
детального совпадения содержательно-формальных
аспектов двух различных текстов. Тема
никогда не может быть реализована одинаково.
В этой связи интересно наблюдать за тем,
как авторы ряда периодических изданий
освещают одно и то же событие: даже в близких
по статусу газетах репортажные, например,
тексты будут сильно, а иногда просто в
корне разниться.
Мы же
сравним несколько классических
текстов, касающихся романа И.С. Тургенева
«Дворянское гнездо». Эти критические
статьи с ярко выраженными публицистическими
признаками были написаны сразу после
выхода в свет тургеневского произведения
и опубликованы в журналах того времени.
Имеются в виду статьи Д.И. Писарева, А.А.
Григорьева и Н.А. Добролюбова[33]. Прежде
отметим, что все данные материалы имеют
немало общего. Их объединяет то, что для
середины XIX в. они были исключительно
актуальны, ориентированы на широкую аудиторию,
а именно читателей журнальной периодики,
и поэтому в текстопостроении здесь использована,
безусловно, эксплицитная модель: произведения
не отличаются чрезмерной усложненностью,
их содержательно-формальный аспект выражен
отчетливо, прозрачен, легко просматривается
и воспринимается. Эти тексты ясны и открыты,
что, конечно, не препятствует формированию
подтекста. По видовым характеристикам,
вне всякого сомнения, это тексты-рассуждения
с высоким уровнем аналитичности. Схема
структурирования материала полностью
замкнута на ведущем претексте – тургеневском
романе, что обусловливается, впрочем,
уже самой жанровой природой литературно-критических
публикаций. Они, кроме того, содержат
в значительном объеме различные интертекстуальные
включения и являют собой образец глубокой
нарративной организации всего текстового
пространства: авторы как личности-субъекты
погружены в повествование, формируют
и активно артикулируют свое мнение на
всех уровнях текстообразования, совмещаясь
с образом повествователя, проникают в
самые сокровенные области существования
главных и второстепенных героев и при
этом непосредственно вовлекают в повествовательный
процесс читателя – в частности, через
доверительный тон прямых монологических
обращений вызывают в нем чувство сотворчества.
Но в
то же время статьи принципиально
различны. Источником различий служит
то, что публицисты в полной мере
пользуются свободой текстопостроения
в пределах избранной текстовой
модальности, позволяющей выразить авторское
миропонимание.
Писаревский
текст ориентирован в первую очередь
на отражение канвы
Иное
дело – подход к построению текста
у Григорьева. Его интересует в
основном поэтика Тургенева-романиста:
каких художественно-
А вот
Добролюбов в условиях, по сути, той
же самой текстовой модальности
весь комплекс средств и приемов, включая
расположенный в несколько уровней развернутый
подтекст, подчиняет обоснованию одной
идеи – призыву прихода «настоящего дня».
Варианты «эстетической критики» сразу
же сурово отметаются, поскольку она «сделалась
теперь принадлежностью чувствительных
барышень». Автор усиливает давление,
используя характерную лексику: «борьба»,
«свобода», «доблесть», «гражданский герой»,
«угнетенные», «произвол», «пропаганда»
и др. Организация текстового пространства,
расположение всех сюжетоформирующих
линий произведения, создание сложной
и довольно мастерской архитектоники
нацелено на решение одной откровенно
декларированной задачи – вытеснить «дворян
разночинцами в русском освободительном
движении». Своими разоблачениями «лишних
людей» Добролюбов сознательно содействовал
этому[34]. Именно сознательно, строя субъективную
модель текстообразования.
Даже
краткий анализ этих известных классических
текстов позволяет сделать
ДВУСТОРОННЯЯ
ПРИРОДА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникация,
как система отношений, направленная
на установление взаимопонимания, имеет
двустороннюю природу. В теории журналистики
различаются два потока информации.
С одной стороны осуществляется
прямая связь – передача информации аудитории,
с другой стороны действует обратная связь
– прием информации от аудитории. Общественность
в лице отдельных ее представителей через
прессу высказывает свои оценки, мнения,
влияет на поведение людей и социальных
групп. И то, и другое возможно лишь при
понимании собеседника и при ясности авторского
замысла. В противном случае между редакцией
и аудиторией нарушаются все связи.
Среди
потребителей информации принято различать
действительную и потенциальную
аудиторию. Действительной аудиторией
являются те, кто реально обращается к
конкретному источнику сведений. Потенциальной
аудиторией может быть все население страны.
При изучении процесса коммуникации приходится
иметь дело, как правило, с конкретными
каналами и службами информации. Обращения
читателей, слушателей, зрителей к СМИ
– избирательны, привязаны к региону,
собственным потребностям и интересам,
к определенным политическим фигурам.
Журналист
является организатором коммуникативных
отношений, посредником и интерпретатором
в социальном диалоге. Московские социологи,
изучавшие творческий процесс в СМИ, обратили
внимание на то, что «главные сложности
у журналистов всегда вызывала массово-организаторская
работа, то есть не собственно творчество,
а работа с авторами, письмами в редакцию,
организация “круглых столов”, рейдов
и т.п.»[Кор. С, 201]
Действительно,
организационно-массовая работа нередко
угнетает пишущих журналистов, но является
неотъемлемой частью профессии. Суть этой
работы сегодня во многом стала иной.
С изменением характера прессы, сокращением
количества писем доля организаторской
деятельности уменьшилась, у нее появились
новые формы. Помимо собственной литературно-информационной
работы журналист занимается следующими
видами труда:
Ø
редактирование,
Ø
связи с общественностью,
Ø
работа с письмами,
Ø
работа с авторами,
Ø
участие в коммерческой деятельности
редакции.
Он вступает
во взаимоотношения с различными
социальными субъектами:
Ø
властями,
Ø
социальными институтами,
Ø
партиями и общественными движениями,
Ø
учредителями,
Ø
рекламодателями,
Ø
спонсорами.
Это тоже
его аудитория, в общении с
которой требуются
Все редакционные
коллективы вынуждены заботиться об
экономической стороне дела и
становятся отчасти коммерческими
предприятиями. Усиление спроса на рекламу,
добывание ее тоже заставляет журналиста
опираться на контакт с читателями, но
особый. Складывается новый тип средств
информации как элемента жесткой рыночной
системы управления и хозяйствования.
Увеличивается объем деловой информации
и растет число деловых изданий. В содержание
прессы все чаще вкрапляются элементы
игры.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
Стимулирование
аудитории к сотрудничеству, как
мы уже заметили, зависит от инициативы
и активности работников редакций.
Популярная газета «Аргументы и факты»
в значительной части состоит из переписки
с читателями. Всякое издание само предопределяет
тематику почты. Так, в связи с подорожанием
юридических услуг и одновременно с недостатком
правовой грамотности населения многие
редакции стали регулярно отвечать на
вопросы читателей, касающиеся законодательства.
Как правило, рубрика «Советы юриста»
пользуется успехом.
Для привлечения
аудитории практически вся
Однако
в игровой форме могут решаться
и задачи большой социальной значимости.
По инициативе «Комсомольской правды»,
в частности обозревателя Василия Пескова,
в 1998 г. прошел очень содержательный конкурс
«Заповедное ЭХО-98», связанный с экологическими
проблемами России. Он был организован
Эколого-просветительским центром «Заповедники»
в рамках программы Всемирного фонда Дикой
природы. Цель конкурса – привлечение
региональной и многотиражной печати
к освещению природоохранной, научной,
эколого-просветительской деятельности
заповедников и национальных парков, а
также привлечение внимания общественности
к их важной роли в сохранении природы
России. Жюри рассмотрело около 2500 публикаций
в 89 изданиях из разных районов страны.
В представленных материалах содержится
информация о 63 заповедниках и национальных
парках России.
Действуя
на другом тематическом направлении и
в иной манере, та же «Комсомольская правда»
провоцирует поток писем от фанатов отечественной
эстрады, регулярно публикуя с сохранением
стиля автора и орфографии вот такие обращения
под рубрикой «Пишу кумиру»:
Валдису
ПЕЛЬШУ. Дорогусик-пупсик! Ты самый красивый
парень, которого я видела в своей жизни.
Ты так хорошо ведешь эту глупую передачу,
что ее глупость не замечаешь. У меня небольшая
проблема. Я немножечко обеднела и прошу
у тебя помощи. Позови меня на передачу,
сделай так, чтобы рубль был равен самой
дорогой валюте и помоги мне выиграть.
Я тебе буду очень благодарна и рожу тебе
девочку к 2000 году. Ты только позови меня.
Информация о работе Журналист: профессиональные особенности личности