Внимание и способы его тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и учении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.
В своей работе я постарался дать наиболее полное определение термину “внимание”, выделить свойства и функции. Также, я постарался выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.

Содержание

1. Введение.
2. Внимание:
2.1. Общее понятие о внимании. Определение.
2.2. Свойства и функции внимания.
3. Способы тренировки и развития внимания.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Трошкин. Внимание и способы его тренировки.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
 

                         РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: 

          «Внимание и способы его тренировки» 
 

                      Мигаченко Филиппа, 2 – я группа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Введение.

      2. Внимание:               

   2.1. Общее понятие о внимании. Определение.               

   2.2. Свойства  и функции внимания.

  3. Способы  тренировки и развития внимания.

  4. Заключение.

  5. Список  использованной литературы.

Введение

      Проблема внимания стала одной из центральных при изучении психофизиологических механизмов познавательных (когнитивных) процессов, которые начинаются с восприятия, а внимание способствует селекции наиболее значимой информации. 
     Повышенный интерес к изучению внимания проявился с середины 60-х годов в связи с прикладным направлением психологии, исследующим деятельность человека-оператора. Такая деятельность требует фиксации внимания и приводит к перцептивному утомлению (утомление восприятия).

     Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и учении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.

  В своей  работе я постарался дать наиболее полное определение термину “внимание”, выделить свойства и функции. Также, я постарался выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.

  В своем  реферате я использовал работы таких  авторов, как Ж. Годфруа, Р.С. Немов, В.С. Кузин и других.

2. Внимание

2.1. Общее понятие  о внимании. Определение

 
  
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком – либо объекте.

      Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

  Внимание  повышает эффективность соответствующей  психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном  и отчетливом протекании психических  процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

  В каждый данный момент содержание психической  деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

  Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

  При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.

2.2. Свойства и функции  внимания

 

 

  Внимание  означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность  на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.

  Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование преследует цель установить, насколько прочно и устойчиво оно сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

  Для измерения  устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

  Концентрация  внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

     Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.  Иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не выполняется, совмещение деятельности невозможно.

     Для исследования распределения внимания используются таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два рядя беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют - на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом пользоваться в диагностических целях.

  Многие психологи считают, что распределение внимания является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимание определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

  Следующее свойство внимания - это его объемИзвестно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую информацию на части, не превышающие возможности человека. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания.

     Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используют прибор - тахистоскоп - позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается 5 одновременно ясно воспринимаемых объектов.

     Внимание в жизни и деятельности человека выполняет множество различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.

     Для рецептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в оперативной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

3. Способы тренировки  и развития внимания

     Внимание, как и все другие психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

     Историю развития внимания, как и многих остальных психических функций, пробовал проследить Л.С. Выготский в русле собственной культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания дитя есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует находить не внутри, а вне личности дитя.

     По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни дитя развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые колоритными, необыкновенными качествами завлекают внимание дитя. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые сначало выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание дитя. С начала процессы случайного внимания, направляемого речью взрослого, являются для дитя быстрее действиями его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Равномерно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

     По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность главных этапов детского внимания смотрится так:

1. Первые  недельки-месяцы жизни. Появление  ориентировочного рефлекса как  объективного, врожденного признака непроизвольного внимания дитя.

2. Конец  первого года жизни. Возникновение  ориентировочно- исследовательской  деятельности как средства грядущего  развития случайного внимания.

Информация о работе Внимание и способы его тренировки