Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:34, реферат
В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История создания аутогенной тренировки …………………………………..4
2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции …………………………………………………………………... 6
3. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации ...9
4. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ …………..11
5. Класическая методика И. Шульца …………………………………………..13
6. Применение у здоровых людей ……………………………………………...16
7. Применение в клинике ……………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы ……………………………………………………………...22
Министерство образования РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ковровская
государственная
академия
имени В.А. Дегтярева
по дисциплине: «Психология стресса»
Исполнитель:
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История создания аутогенной тренировки …………………………………..4
2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции …………………………………………………………………... 6
3. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации ...9
4. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ …………..11
5. Класическая методика И. Шульца …………………………………………..13
6. Применение
у здоровых людей …………………………………
7. Применение в клинике ……………………………………………………….18
Заключение …………………………………………………
Список литературы
……………………………………………………………...22
Введение
В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования.
Современный человек испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает сам. Он взвинчивает себя и окружающих, сам загоняет себя в стрессовые ситуации. Рано или поздно следствием становятся болезни. Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно - ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений.
Хорошо
известны произвольные пути профилактики
избыточной напряженности: управление
способностями дыхания, управление
вниманием (отключение, переключение,
рассредоточение) и т.д. Эти приемы
весьма эффективны. Однако их воздействие
на состояние носит ограниченный по интенсивности
и длительности последствия характер.
От этих недостатков избавлена комплексная
методика саморегуляции психофизического
состояния – аутогенная тренировка (АТ).
Аутогенная (от греч. autos – сам и genos – возникающий)
тренировка – метод самовнушения, предложенный
немецким психотерапевтом И. Шульцем в
1932г.
На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. реактивность организма. Таким образом, теория будущего – это теория внутренних механизмов адаптационного реагирования и управления этими процессами.
Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока еще гипотетичны.
Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето- сосудистой сфере, повышению эффективности лечения.
Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психифизиологических резервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины и психологии. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения.
Широко распространено мнение, что АТ - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния.
Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активный характер АГТ выгодно отличает ее от гипноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто сопровождается чувством зависимости от врача.
Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом невропатологов и психиатров (1963) АГТ была включена в комплексную психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническпя и психигигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал действенности АГТ.
Наиболее
эффективен метод при лечении
неврозов, функциональных расстройств,
заболеваний, связанных с нарушением кортико-висцеральной
регуляцией. АГТ способствует снижению
нервно-эмоционалоного напряжения, чувства
тревоги, эмоционального дискомфорта,
оказывает нормализующее воздействие
на основные физиологические функции.
Под влиянием АГТ улучшается настроение,
нормализуется сон, повышается уровень
функционирования и произвольной регуляции
различных систем организма, происходит
активизация личности больного, более
продуктивно осуществляется органическое
лечение.
2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции
Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация, на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.
Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой, на котором основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода регуляцию функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование.
Физиологические эффекты в целом и механизмы нервной регуляции конкретных функций под ее влиянием весьма сложны и мало изучены.
Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АГТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.
Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для овладения методами АГТ является управление по расслаблению мышц, т.е. управление в целенаправленной двигательной активности.
И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и « все сознательные движения вытекающие из этих актов, называемые произвольными в строгом смысле только отражение». Процесс движения подчиняется воле, сопровождается ощущениями, отражается в сознании, а также является заученным под влиянием условий, создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принципов АГТ. Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к загадочному.
Было доказано, что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов (проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен, ассоциативный процесс подчиняется всем законам ВНД.
Идеомоторная тренировка как один из главных компанентов входит в многие модификации аутотренинга.
Павлов
подчеркивал связь ЦНС и
Известно, что мышечное напряжение является компонентом страха и других отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя, уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл волевого расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.
Сложный сигнал или образ, вызванный при повторении в тренировке, ведет к образованию условных кортиковисцеральных реакций и реализации желаемых сдвигов, повышении уровня саморегуляции.
Непроизвольное можно сделать произвольным, но только с помощью второй сигнальной системы.
Ограниченные
значения в понимании механизмов внушения
имеют устойчивые фазовые состояния между
сном и бодрствованием, отличающиеся различной
степенью выраженности и интенсивностью
процессов торможения в коре. Одной из
наиболее существенных является возможность
воздействия на некоторые психифизиологические
фуекции в обход сознательного контроля.
3. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации
Словесный сигнал или образ, вызванный словом, при систематическом повторении в процессе АГТ ведет к образованию условных кортиковисцеральных реакций. Давно доказана связь функционального состояния с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры.
Информация о работе Аутогенная тренировка как способ коррекции стресса