Теории внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание. Сложностью изучения является то, что внимание не выступает как отдельный процесс. По словам П.Я.Гальперина (1958), “и про себя, и внешнему наблюдению внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности” Что такое внимание и что значит быть внимательным? Житейский ответ на этот вопрос, наверное, может дать каждый. Но что понимает под этим наука?

Содержание

Вступление………………………………………………………….. ..3
1 Общее понятие о внимании ………………………………………. 4
1.1 Основные функции и формы проявления внимания ……….. 5
1.2 Теории внимания ……………………………………………….6
1.3 Физиологическая основа внимания …………………………...7
1.4 Основные свойства внимания ....................................................9
1.5 Отвлекаемость внимания ...........................................................10
2 Рассеянность ......................................................................................11
3 Развитие внимания у детей ………………………………………..11
4 Заключение …………………............................................................12
5 Список использованных источников ............................................. 14

Работа содержит 1 файл

Психология.rtf

— 489.98 Кб (Скачать)
 
 

      федеральное агентство по образованию 

      сыктывкарский лесной институт - филиал 

      государственного образовательного учреждения

      высшего профессионального образования

       «Санкт-Петербургская  государственная

      лесотехническая академия   имени С. М. Кирова» 
 
 
 

      Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 
 
 
 

      контрольная работа 
 
 

      По дисциплине:  Психология и педагогика 

          На тему: Теории внимания

 
 
 
 
      
              Выполнил: Фазульзянов Марат Ильдарович,                                студент факультета заочного обучения,

              Бюджетная / контрактная форма обучения (нужное подчеркнуть),

              3 курс, 2270 гр.;  группа 1 (2),

              специальность БУАиА,

              № зач. книжки 101389

               
              Проверила:
               
              Хохлова Е.В. к.псх.н. доцент
 
 
 
 
 
 

      Сыктывкар  2010

 

      Оглавление 
 
 

      
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1 Общее понятие о внимании, основные функции и формы проявления внимания 4
2 Теории внимания…………………………………………………………………….  
7
2.1 Внимание как апперцепция в теории В.Вундта.……………………………… 8
2.2 Явление «аккомодации внимания»  и виды внимания в работах Э.Б.Титченера.. 9
2.3 Понятие преперцепции в работах В.Джеймса……………………………………. 11
2.4 Моторные теории внимания Т.Рибо и Н.Н.Ланге………………………………… 13
2.5 Внимание как «сила Эго» в гештальтпсихологии……………………………… 15
2.6 Исследование  внимания отечественными  психологами……………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………... 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………........... 20

Содержание

 

Вступление………………………………………………………….. ..3         

1 Общее понятие о внимании ………………………………………. 4

   1.1 Основные функции и формы проявления внимания ……….. 5

   1.2 Теории внимания ……………………………………………….6

   1.3 Физиологическая основа внимания …………………………...7                   

   1.4 Основные свойства внимания ....................................................9

   1.5 Отвлекаемость внимания ...........................................................10

2 Рассеянность ......................................................................................11

3 Развитие внимания у детей ………………………………………..11

4 Заключение …………………............................................................12

5 Список использованных источников ............................................. 14

  

   ВВЕДЕНИЕ

 

     Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание. Сложностью изучения является то, что внимание не выступает как отдельный процесс. По словам П.Я.Гальперина (1958), “и про себя, и внешнему наблюдению внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности”      Что такое внимание и что значит быть внимательным? Житейский ответ на этот вопрос, наверное, может дать каждый. Но что понимает под этим наука?

     “Глаза его читали, но мысли были далеко”, - так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать  (слушать лекцию, читать трудную тему), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”.

     Внимание - один из познавательных процессов, свойства и отличия которого от других психических процессов мы рассмотрим далее в данном реферате. Так что же такое внимание?

Внимание -- один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием

1.1 Общее понятие о внимании

 

         Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание -- это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Типы:

    внимание
      характеризуется
непроизвольное отсутствием целенаправленного  волевого акта
произвольное наличием целенаправленного волевого акта
послепроизвольное целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий

      Давайте рассмотрим процесс возникновения произвольного внимания в индивидуальном развитии человека.     До начала второй половины первого года жизни внимание ребёнка полностью непроизвольно. С шести месяцев до одного года вниманием ребёнка с помощью жестов постепенно обучается управлять взрослый. После годовалого возраста жесты для управления вниманием взрослого начинает использовать и ребёнок, сам же взрослый пользуется уже не только жестами, но и речью. От года до трёх лет это же постепенно обучается делать и ребёнок. После трёх лет он пытается управлять собственным вниманием, и с пяти-шести летнего возраста такие попытки становятся систематическими. С этого момента можно уже говорить о том, что у ребёнка сложилось произвольное внимание.    В развитом виде внимание человека представляет собой довольно сложный процесс, который психологически можно изучать и оценивать по   нескольким параметрам: по концентрации, устойчивости, объёму, распределению, переключению.  

     Определения этих параметров:  

     1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на  объекте;

     2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

     3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

     4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

     5) переключаемость - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

     Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости. 

   

  Внимание:

     Формы проявления:                                        Параметры:

внимание направлено на
моторное     движение
интеллектуальное     мышление
сенсорное     восприятие
 
    
    Концентрация(сосредоточенность)
    устойчивость
    объем
    распределение
    переключаемость
 
 
 
 
 

      Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые -- с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

    Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

    Сосредоточенность внимания (противоположное качество -- рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

    Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором -- сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

Информация о работе Теории внимания