Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа
С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
В «Коммунистке» была серия статей о женской прессе, формированию особенностей советского журнала для женщин. Заявлялось, что роль женских изданий заключалась в помощи партии «по втягиванию миллионов трудовых женщин в государственную работу» Сталь Л. Наша печать и участие в ней работниц и крестьянок // Коммунистка. 1925. №3.С.5.. Для этого аудиторию нужно обучить грамотности. Упростить язык, тогда женщины обучатся и начнут читать и другие издания.
Предполагалось, что как только это произойдет, женские советские издания прекратят свое существование за ненадобностью. Обязательным было наличие следующих отделов: коммунистического воспитания, производственной деятельности, жизни зарубежных женщин, отдела восточниц (освещал жизнь жительниц восточных республик), литературного отдела. У «Коммунистки» не было разнообразия жанров, но они ввели в нашу прессу передовую статью и отчет.
Принимая во внимание различия в образе жизни работниц и крестьянок, для них создаются отдельные издания.
В 1922 г. выходит двухнедельное иллюстрированное издание отдела по работе среди женщин ЦК ВКП /б/ «Крестьянка». Свою цель редакция описала таким образом: «агитация среди крестьянок, пропаганда коммунистических идей, внедрение в сознание крестьянских знаний, необходимых в их повседневной жизни и работе» Крестьянка. 1922. № 1-2. Июнь. С.2. . В нем публиковались статьи Н. Крупской, С. Смидович, Ф. Нюриной, партийного деятеля и журналиста И. Флеровского, Н. Семашко.
В 1925 г. в Москве начал издаваться ежемесячный журнал сельскохозяйственных работниц под названием «Батрачка» (1925-1929). Он являлся органом центрального комитета союза работников земли и леса СССР. Рассчитанный на наиболее обедневшие и малообразованные слои сельского населения, журнал преследовал цель приобщения к теории коммунизма всех женщин, несмотря на их низкий уровень образования и аполитичность. Издание отличалось крупным шрифтом и упрощенным стилем текстов.
В 1923 г. возобновился выпуск «Работницы». Несмотря на то, что издание обращалось к работнице, оно постоянно касалось тем жизни и быта сельских жителей. В «Работнице» печатались Н. Крупская, Ф. Нюрина, И. Флеров- ский и др.
Как в «Работнице», так и в «Крестьянке» «господствовал советский стереотип женщины, как активистки и труженицы (делался дополнительный акцент на роль образцовой матери)» Захаров Д.В. Диссертация «Трансформация образа женщины в средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: "Работница", "Крестьянка", "Космополитан», С.5..
Вслед за центральной женской
прессой началось формирование местных
журналов для женщин. Отделы ЦК ВКП
/6/ открыли в 1922 г. в Новосибирске
«Красную сибирячку», в Симбирске
и Ленинграде - периодические издания
под одноименным названием «
К концу 20-х гг. в стране выходило 18 женских журналов общим тиражом более миллиона экземпляров.
Наряду с общественно-
В 1922 г., после перерыва, выходит
первый номер «Журнала для женщин».
Ежемесячное издание обращалось
к хозяйкам, матерям и общественным
работницам. Было заявлено, что программа
журнала остается прежней. Но журнал
значительно отличался от дореволюционного
варианта, утратил публицистическую
актуальность, рассуждать о женской
эмансипации он больше не мог, а освещать
социалистическое переустройство отказался.
Издание стало заполняться
«Журнал для хозяек», возобновленный
в 1922 г., обращался к своим бывшим
читательницам - средней городской
интеллигенции и новой
Деятельность «Журнала для женщин» и «Журнала для хозяек» не соответствовала представлениям партии о назначении женской прессы в социалистическом обществе. Работа изданий была признана контрреволюционной: вместо того, чтобы способствовать сокращению численности неработающих женщин, редакции журналов пропагандировали внутрисемейный быт. В 1926 г. Оргбюро ЦК ВКП /б/ в Постановлении «Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок» настояло на «необходимости борьбы с влиянием частных изданий типа «Журнал для женщин», «Журнал для хозяек»», после чего они были закрыты.
Однако в том же году акционерное издательское общество «Огонек» организовало выпуск «Женского журнала». По замыслу издателей, он адресовался всем женщинам, не принимая во внимание классовые и социальные характеристики читательниц. Основное внимание авторского состава было сосредоточено на разделах «Рукоделие», «Питание», «Дом и хозяйство», «Мать и ребенок», «Здоровье женщины», «Моды в красках», «Детский уголок».
Если темы моды, домоводства
и педагогики были привычными для
дореволюционных изданий
Кроме отделов выходили рубрики
«Юридическая консультация», «Почтовый
ящик», «Библиография», «Письма читательниц».
В «Юридической консультации» публиковались
ответы на вопросы читательниц, которые
чаще всего были связаны с семейным
и трудовым законодательством. «Декрет
о браке, подписанный сразу после
революции, предоставил населению
возможность свободного регистрирования
и расторжения семейных отношений.
Это имело и негативные последствиям:
отказам отцов от выплаты алиментов,
имущественные споры при
Довольно близким по тематике рубрике «Юридическая консультация» был раздел «Беседы с читательницами». В них шла речь о свободе женщины, предоставленной ей законодательством, о новых образах женщины и семьи.
С 1928 г. в журнале происходят
функционально-тематические изменения.
Под давлением партийных
Типологическая унификация женской прессы неминуемо вела к тематической схожести изданий. На страницах женской периодики 20-х гг. выделилось несколько главных тем. Во-первых, тема женского равноправия, что советская власть предоставила женщине свободу и сделала ее равноправной (статья М. Куйбышева «Что дала крестьянке октябрьская революция» Крестьянка. 1922. № 6. С. 11. ). Во-вторых, тема коммунистического воспитания женщины и ее политического образования. А. Коллонтай писала, что задачи женорганизаторов «воспитание работниц и крестьянок в духе коммунизма» Коммунистка. 1920. № 6. С.3. . В-третьих, рост женского пролетариата (например, «Как живут транспортницы?» Работница. 1927. № 20. С. 9.. В-четвертых, тема роли женщины в сельском хозяйстве («За подъем сельского хозяйства» Коммунистка. 1920. № 6. С.8 .
Интересы, мешавшие аккумулировать
физическую и духовную энергию граждан
в производственной сфере, подлежали
нейтрализации. В обществе перестал
поощряться индивидуализм, атрибуты внешней
красоты, ее идеалы рассматривались
как несущественные, свойственные буржуазному
сообществу. Мода, косметика, украшения
подвергалось осуждению. Личная жизнь
женщины перестала быть предметом
общественного обсуждения, пресса писала
о труженице, жившей интересами социалистического
производства, для нее заботы о
семье отходили на второй план. После
того, как стал очевиден тот факт,
что форма семьи сохранится с
привычным хозяйственным
В 1936 г. открылся журнал «Общественница»
(1936-1941), он адресовался женам
Открывались модные журналы «Костюм и пальто» (1935-1942), «Модели сезона» (1936-1941), «Моды» (1937-1941).
Реклама, способствовавшая в дореволюционный период экономическому развитию прессы, в советский период не получила широкого распространения. В 30-е гг. произошло значительное снижение использования рекламы, затем она практически исчезает из периодики, но, тем не менее, отличительные черты рекламы в женской прессе успели сформироваться.
В советской рекламе были продолжены традиции, заложенные в дореволюционный период, в частности, для достижения максимального эффекта в процессе убеждения ссылались на авторитетное лицо. Но если раньше в его качестве выступал опытный профессионал, то теперь рекламировать продукт могла известная личность.
Реклама в изданиях размещалась
не только на рекламных станицах, но
и в середине журнала. Информация
коммерческого характера
В советской рекламе
1. Адресная направленность. Текст включал обращение к конкретному покупателю («Работницы, общественницы! Организуйте массовую работу с детьми. Выписывайте на 1930 год журнал «Организуйте детвору» Работница. 1930. №7; Женский журнал. 1930. №12..
2. Политизированность. Помимо названия товара и услуги подчеркивалась их актуальность в социалистическом государстве, доказывалось, что они помогут быстрее приобщиться к нормам новой жизни («Строители социализма должны быть здоровыми людьми.... Зубной порошок «Дентин») Женский журнал. 1930. №№ 15,8..
В связи с началом Великой
Отечественной войны в системе
женских журналов произошли структурные
и типологические изменения. Большая
часть из них приостановила свою
деятельность, на протяжении всего
военного периода издавались только
«Работница» и «Крестьянка», что
свидетельствовало об особом внимании
правительства к женскому населению.
Темы военных событий и жизни
тыла стали основными, журналисты писали
о женщинах-партизанах, танкистах, летчиках
и др., публиковалась фронтовая
переписка, письма жен и матерей.
Не менее важным считалось освещение
деятельности работниц и крестьянок,
находившихся в тылу и обеспечивавших
фронт продовольствием и
После окончания Великой Отечественной войны в стране началось интенсивное восстановление промышленного комплекса. Для обеспечения максимального идеологического воздействия на аудиторию требовалось проведение восстановительных мер в области средств массовой информации. В стране вновь открывались женские журналы: в 1946 г. - украинская «Советская женщина», белорусская «Работница и крестьянка», в 1950 г. - казахский «Сталинский путь», «Женщина Узбекистана», в 1951 г. - «Женщина Азербайджана», «Женщина Киргизии», «Женщина Молдавии», в 1952 г. - «Женщина Советской Латвии», литовская «Советская женщина».
В 1945 г. при содействии Антифашистского
комитета советских женщин и Всесоюзного
центрального совета профсоюзов появился
журнал «Советская женщина». Издание,
выходившее с периодичностью 6, а
позже 12 раз в год на русском, английском,
немецком и французском (затем на
15 языках), было адресовано как отечественной,
так и зарубежной аудитории. «Советская
женщина» занялась формированием идеологии
советской женщины и
Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе