Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа
С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Вторая статья - «Освоить скандинавскую ходьбу». О данном виде спорта в России известно мало. Женские издания из номера в номер публикуют комплексы однотипных упражнений и диет. Здесь же ставка сделана на то, что читательница заинтересуется этим видом спорта, превратит ходьбу в хобби и, получая удовольствие от процесса, приведет свое тело в порядок.
Третья - «Искушение гладкого
тела». Статья повествует о видах
эпиляции. Она также сильно отличается
от материалов, публикуемых в других
женских журналах. Дается не просто
информация обо всех известных на
данный момент способах эпиляции, но и
история этой косметологической
процедуры, мотивация женщин: «Религия,
климат, гигиена - в разные эпохи
менялись аргументы за или против
эпиляции. Однако каким бы смыслом
ни наделялся регулярный уход за скрытым
под одеждой телом, эта процедура
всегда позволяла проводить зримую
черту между человеком и
Четвертая - «Начнем готовить!» Автор рассказывает о фермерах, производящих и сбывающих экологически чистую пищу и кулинарных курсах. Для подавляющего большинства читательниц данная тема незнакома или овеяна стереотипами, что это в разы дороже ассортимента, представленного на полках обычных магазинов. «Psychologies» не заполняет страницы банальными и всем наскучившими рецептами, а поднимает новые темы, выходящие за рамки интересов большинства аудитории, транслирует новые идеи, прививает желание узнавать больше, развиваться и улучшить качество жизни. Причем не через покупку дорогостоящей одежды или косметики, а через заботу о собственном здоровье и благополучии близких. Редакция, на мой взгляд, создает новый образ российской женщины, совершенно нетипичный для нашего общества.
Обратим внимание на язык журнала. Он довольно серьезен, содержит небольшое количество терминов, отсутствует характерная для «гламурных» изданий экспрессивная молодежная лексика. Это говорит о высоком образовательном уровне читателей данного издания.
Журнал «Тайны звезд»
На сайте журнал, тираж которого составляет 574 000 экземпляров, опубликованы следующие сведения:
«Тайны звезд - самый полезный женский еженедельник о знаменитостях. Это уникальный микс правдивых и интереснейших фактов из жизни знаменитостей и полезных советов на все случаи: финансы и право, здоровье и красота, дети, животные, кулинария, путешествия. Тайны звезд - это журнал «2 в 1» - «о знаменитостях и обо мне», который является удачной комбинацией «звездной» и «практической» концепций.
Наша задача - быть эмоциональными, позитивными и правдивыми! Мы печатаем эксклюзивные истории, подготовленные нашими журналистами и фотографами, сумевшими построить дружеские и доверительные отношения со знаменитостями.
В каждом номере: эксклюзивные
репортажи и интервью, уникальные
истории о звездах, море практичных
советов, гид по здоровому образу
жизни, конкурсы, сканворды и игры для
всей семьи Бренд // Режим доступа: http://www.bauermedia.ru/ru/
Редакция:
Главный редактор: Роман Попов.
Заместитель главного редактора: Екатерина Аксеновская, Оксана Ошкина.
Арт-директор: Мария Ревякина.
Редакция: Ирина Горбачева, Татьяна Кокорева, Евгений Колодин, Дмитрий Петровский, Наталья Хохлова, Анастасия Черноволова, Норберт Шуберт.
Дизайн и верстка: Любовь Морозова, Ульяна Токмакова, Лилия Хусяинова, Александр Чечнев.
Бильд-редактора: Наталья Бузина, Андрей Гринява, Евгения Штоль.
Корректоры: Вера Гецен, Надежда Шелунцова.
Целевая аудитория:
Женщины от 30 лет. 84% - средний класс, 65% - работают, 55% - в браке, 39% - с детьми до 16 лет. Аудитория одного номера 1 418 300 читателей. 82% покупают почти каждый месяц.
Образ читательницы издательский
дом описывает таким образом:
«Она эмоциональна и общительна, жаждет
быть в курсе событий и любит
посплетничать о личной жизни
известных людей в кругу семьи
или с подругами» Тайны звезд.
Аудитория // Режим доступа: http://www.bauermedia.ru/
РРисунок 10 Аудитория // Режим доступа:
http://www.bauermedia.ru/
РРисунок 12 Распространение // Режим доступа:
http://www.bauermedia.ru/
Распространение
Издание заявляет, что обладает собственной системой дистрибуции с крупнейшей сетью дилеров, прямыми контактами с 250 распространителями, региональными представителями во всех крупных городах России, самым большим издательским пакетом.
Читательскую аудиторию журнала «Тайны звезд» составляют главным образом женщины в возрасте от 45 до 59 лет (32%). 55% аудитории обладают доходом, которого хватает лишь на еду и одежду. Только 29% читателей могут позволить себе покупать дорогие вещи. Исходя из социальных характеристик аудитории, журнал предлагает материалы о жизни знаменитостей и блок «Полезные советы», который содержит статьи о финансах, здоровье, кулинарии, моде.
Рубрики:
- Об этом говорят;
- Добрые советы;
- Кроссворды и досуг;
- Будьте здоровы!
Проанализируем № 24 от 8 июня 2011 года.
Половина журнала занимают статьи «желтого», скандального характера, что можно проследить по заголовкам: «София Ротару: Боже, вы так похожи на мою маму!», «Алла Пугачева: Она предсказала будущее своему внуку Никите!», «Владимир Кузьмин: Он нашел замену неверной жене!», «Сергей Безруков: После «Бригады» бандиты жмут мне руку!».
Однотипность тем и подачи делает бессмысленным анализ конкретных статей. Все материалы можно охарактеризовать следующим образом:
Заголовки подавляющего большинства материалов восклицательные. Таким образом авторы привлекают внимание к своим статьям, используя в основном короткие предложения. Данный прием применяется, чтобы читатель максимально быстро понял суть высказывания, не «напрягал мозги». Язык текстов - эмоционально-экспрессивный. Редакция собирает информацию по какой-нибудь скандальной истории и в «слезливой», эмоциональной форме преподносит читателям: «Возле его гроба безутешно рыдали жена и дочь. Они не могли поверить в то, что врачи не сумели спасти их самого дорогого человека» «Тайны звезд». № 24. Сергей Багапш: Его добил…РАК! С. 7. ; «…прошел в комнату. И остановился как вкопанный! Ужас пронзил его насквозь, как в страшном сне. Бабушка лежала возле дивана, неестественно раскинув руки - и Сергей сразу понял, что она мертва! Он в бессилии опустился рядом с ней на колени и заплакал» «Тайны звезд». № 24. Звезда фильма "Офицеры" Наталья Рычагова: Она не пережила смерти дочери и мужа! С. 22. . Журналисты при создании статей, ориентируются на нормы речевой деятельности, принятые у аудитории данного издания. К примеру: «Нормальный мужик»«Тайны звезд». № 24. Александр Буйнов. Неужто певец скрывает рак? С. 4. , «Оба секси» «Тайны звезд». № 24. Фальшивый ЦУМ. С. 5. , «И его не порвали!» «Тайны звезд». № 24. Зажали. С. 5. . Большой объем журнальных полос занимают фотографии. Снимки броские, подписи к ним - скандальные.
На мой взгляд, журнал транслирует основные гендерные стереотипы:
«- Главное для женщины - семья, материнство, забота о других. Именно эти направления должны быть для нее важнейшими. Женская любовь - это растворение в любимом человеке, жертвенность, отказ от своего мира.
- Повышение престижа роли
домохозяйки. Для женщины
- Устойчивость и надежность семьи зависит от наличия в ней опоры и главы в лице мужчины. Главное для него - работа, дело. Жена - его «тыл», который обеспечивает мужу условия для реализации его ролей» Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа. - Гендерные исследования. Харьков. 2000. № 5. С. 262..
В подтверждение этого, приведем несколько цитат: «Не знаю, решится ли Алла Борисовна… Но я заранее ее поздравляю. Она заслужила это счастье - родить ребенка мужчине, которого действительно любит» «Тайны звезд». № 24. Валентина Подвербная: Если Пугачева хочет ребенка, пусть бросает пить и курить! С. 3. ; «Супруг для меня - главный авторитет!» «Тайны звезд». № 24. Лиза Боярская: Слово мужа для меня - закон! С. 18. .
Статьи о карьере, образовании в журнале не представлены. Можно предположить, что редакция ориентируется на образ читательницы, занимающейся простым трудом или домохозяйку (пенсионерку). Эту мысль подтверждает описание читательницы, данное журналом: «Она эмоциональна и общительна, жаждет быть в курсе событий и любит посплетничать о личной жизни известных людей в кругу семьи или с подругами». Упоминаний о карьерных амбициях нет. Это наводит на предположение, что аудитория не интересуется повышением своей квалификации и методами, с помощью которых можно добиться повышения. Именно поэтому размещение материалов на тему карьеры кажется редакции нецелесообразным.
Журнал транслирует
Вторая половина журнала
посвящена блоку «Добрые
Постоянные рубрики:
- Деньги;
- Ваши права;
- Здоровье;
- Образ жизни;
-Традиции;
- Дача;
- Рецепты.
Рассмотрим их подробнее.
Расположение информации. Статьи разбиваются на несколько подтем и даются блоками. В наиболее объемном блоке содержится основная информация. В блоках меньшего размера (подверстках) - второстепенная.
Рубрика «Деньги». Опубликована статья экономиста Александра Токмакова «Кризис в Белоруссии: 3 важных вопроса экономисту!» Материал подготовлен профессионалом, даются четкие и понятные ответы на вопросы, например: «Вырастут ли цены на путевки в санатории Белоруссии? Нет. Как и до кризиса, стоимость путевки «привязана» не к белорусскому «зайчику», а к рублям, долларам или евро. Поэтому цена для вас останется прежней» «Тайны звезд». № 24. Кризис в Белоруссии: 3 важных вопроса экономисту! С. 25..
В дополнение к этому материалу
на полосе располагаются два блока:
«Живете в Белоруссии?» с
Рубрика «Традиции». Материал «Календарь Петрова поста». Автор Мария Степанова объясняет читателям, что пост - это не диета, рассказывает, кому позволительны послабления. Большой объем занимает информация, представленная в интерактивной форме - в форме таблицы. Ее содержание: в какой день, какую пищу положено есть. Коротко и доступно автор объяснил цель воздержания от пищи и правила данного мероприятия.
Рублика «Дача». Статья: «Картошка: 5 секретов отличного урожая». В основной подверстке автор Елена Смирнова сообщает аудитории советы по уходу за картошкой.
Разворот также содержит подверстки: «Сорняки расти не будут», «Дачный декор», «Если появился колорадский жук», «Туалет снесли. Что посадить на это место?», «Ухаживаем за кабачками». Они не имеют отношения к картошке, но близки к дачной тематике. В них автор дает простые и недорогие советы: «Чтобы вылечить растения, растворите в 10 л воды - 1,5 л молока и 20 капель йода» «Тайны звезд». № 24. Картошка: 5 секретов отличного урожая. С. 31. , отвечает на волнующие читательниц вопросы: «Если появился колорадский жук. Наполните сито древесной золой и устройте «пыльный» дождик на каждый куст» «Тайны звезд». № 24. Картошка: 5 секретов отличного урожая. С. 31.. Данная статья в первую очередь рассчитана на дачниц и может быть им полезна, а значит, имеет право на существование.
Рубрика «Рецепты». Ей посвящен разворот. Опубликованы крупные яркие фотографии блюд, вызывающих аппетит. Опубликованы списки ингредиентов и пошаговая инструкция по их приготовлению, которая отличается простотой и ясностью.
Не смотря на наличие в журнале рубрик «деньги», «здоровье», «ваши права», «образ жизни», наиболее читаемыми являются все-таки «желтые» статьи. По подсчетам самого издательства Bauer Media, которые проводились по итогам 2011 года на примере посещаемости Интернет-сайта издания «Тайны звезд», наибольший интерес вызывают материалы о секретах известных персон, внешности, отношениях.
Первая пятерка тем выглядит следующим образом:
1. Тайны звезд - Мы раскроем вам все секреты звезд!- 2 657 115 человек;
2. Дана Борисова. С обжорством и пьянством покончено!- 345 936 человек;
3. Новикова. Я никому больше не нужна!- 294 334 человек;
4. Тайны Звезд - биографии знаменитостей- 232 319 человек;
5. Секс-забавы Киркорова на пляже в Крыму!- 169 236 человек;
Судя по приведенной статистике и результатам анализа одного из номеров журнала «Тайны звезд» можно сделать вывод, что издание ориентируется на определенную аудиторию. Ею являются в основном женщины и пенсионерки, круг интересов которых узок и концентрируется на жизни звезд, домашнем хозяйстве и взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.
2.3 Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
Проанализировав три журнала, по одному из каждой классифицированной группы, можно сделать однозначный вывод, что среди изданий для женщин в российской периодической печати есть различия. Они проявляются в форме подачи материалов, языке статей, в возрастной и социальной ориентации. Помимо этого каждое издание обращается к собственной аудитории, а значит, различается и образ женщины, создаваемый или описываемый в этих изданиях.
В этой связи, стоит отметить два основных момента, характерных для любого средства массовой информации. Во-первых, когда издание только выходит на рынок, оно справедливо стремится завоевать свою собственную аудиторию и сделать ее как можно шире. В этом случае журнал, как правило, старается писать об актуальных и наиболее, как представляется редакции, интересных вопросах. После того, как издание завоевывает желанную нишу, качество контента может снижаться. При этом возникает и обратный эффект, когда журнал с уже состоявшейся популярностью имеет возможность влиять на мнение и вкусы своих читателей. Его содержание зачастую формируется не с учетом их интересов, а исходя из иных приоритетов, таких как рекламный или маркетинговый аспекты.
При этом необходимо учитывать, что усвоение гендерных стереотипов происходит в процессе социализации личности в течение всей жизни. Большую роль играет семья, образовательные учреждения, значимые личности, которым человек вольно или невольно стремится подражать. А также СМИ. Мнение журналистов, прочтенное аудиторией, часто превращается в мнение самих читателей. От того, какого рода информацию по той или иной проблеме транслируют СМИ, в значительной степени зависит отношение к ней общества.
Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе