Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа
С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Московский педагогический государственный университет
Филологический факультет
Кафедра русской литературы и журналистики ХХ-ХХI веков
Выпускная квалификационная работа
На тему:
Трансформация образа женщины в отечественной прессе на примере изданий: «Cosmopolitan», «Psychologies», «Тайны звезд»
Студентки 5 курса 503 группы
Хохловой Натальи Михайловны
Научный руководитель -
Старший преподаватель к. ф. н.
Зубаркина Елена Станиславовна
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в
современных российских и
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку. Журналы для мужчин или для женщин имеют свою собственную нишу на рынке прессы во всем мире. В России подобные издания существовали еще до революции 1917 года и тем более до «перестройки» конца ХХ века. Но именно после распада СССР в нашей стране гендерная пресса получила действительно сильный толчок к развитию. На российском рынке появились журналы, принадлежащие иностранным издательским домам, что серьезно повлияло на тенденции развития отечественной прессы вообще и женских журналов в частности.
Обратимся к истории женской прессы в России.
Издатель первого женского журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», изданного впервые в январе 1779 года, Н.И. Новиков высказывал мысль, что издания должны наставлять и развлекать: «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение, почему и будут в оном помещаться только такие сочинения или переводы, кои приятны или забавны» А.В. Западов. История русской журналистики XVIII-XIX веков (ч. 1). С. 58.. Но с развитием российского общества менялось поведение и стремления женщин. Образ сексуальной приманки и домохозяйки не отвечает веяниям времени, «эти образы не только затрудняют социализацию женщины и становятся барьером на пути ее самореализации, но и противоречат правде жизни, которая требует от женщины мужественности, ответственности, уверенности и других качеств, традиционно предпивываемых мужчинам» Захаров Д.В. Трансформация образа женщины в средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: "Работница", "Крестьянка", "Космополитан", Диссертация на соискание уч. степени к.и.н. - М., 2004. С. 28.. Помимо семейно-бытовых проблем женщин стали интересовать профессионально-общественные вопросы, появилось желание участвовать в производственной, творческой, научной и других сферах жизнедеятельности. Этот процесс включает в себя также формирование новых профессиональных, интеллектуальных и других потребностей, вкусов, интересов.
В середине XIX в. женские журналы стали печатать на своих страницах научные лекции, статьи ориентированные на развитую женщину, способную быть не только матерью и хозяйкой, но и женщиной с активной гражданской позицией. В конце 80-х гг. выходило более 20 изданий для женщин - 3 центральных, 17 республиканских и 2 в других регионах страны. Самые известные и популярные: «Работница» и «Крестьянка». На сегодняшний день их гораздо больше: «Лиза», «Glamour», «Cosmopolitan», «Elle», «Караван историй», «Mini», «Планета женщины», «Mamas&Papas» и множество других. Масс медиа приобретает все большее значение в жизни людей: издания сообщают любопытные факты, важные новости, формируя интересы и поведение своей аудитории.
Не случайно пришедшие на российский рынок во второй половине 1990-х годов именно женские иностранные журналы - сначала «Cosmopolitan», затем «Elle», а потом и другие - имели в России большой успех. На какое-то время аудитория этих журналов стала универсальной, хотя всегда была вполне конкретной. К примеру, журнал «Cosmopolitan» рассчитан на женщин от 16 до 34 лет. Но в России до кризиса 1998 года его читали женщины самых разных возрастов и даже мужчины.
Такое положение вещей длилось до 2000-х годов. Потом целевая аудитория и реальная практически совпали. Журнал занял стабильное место на российском рынке СМИ и продолжает занимать эту позицию и сейчас.
Для женщин более старшего возраста это издание утратило эффект новизны. Для более молодых появились другие, ориентированные на возраст 15-20 лет. Есть и специальные журналы для мужчин, например, «Maxim», «GQ», «Men`s Health», «Esquire».
Что же касается американского журнала «Cosmopolitan», вышедшего на российских рынок в 1994 году, он является интересным объектом для исследования, как издание для женщины среднего возраста, обладающей материальными средствами, претендующей на статус «умной и образованной», ухаживающей за своей внешностью. А также для женщин, стремящихся оказаться на этом месте.
Другое издание, французский «Psychologies», появившейся в России в 2005 году, направлен на читательниц иного уровня. Информация и подача материала рассчитана на образованных женщин, которые стремятся расширить кругозор, научиться грамотно строить свою жизнь и карьеру, решать, возникающие на этом пути проблемы. Уход за своей внешностью для аудитории данного издания стоит далеко не на первом месте. Читательницы достаточно развиты, чтобы решать проблемы, к примеру, с кожей, стилем или здоровьем, обратившись лично к специалистам по этим вопросам. Его содержание - это вопросы самопознания, способы раскрыть собственные возможности, чтобы жить и общаться с другими людьми, получая удовольствие.
Еще один журнал - «Тайны звезд» - создан как калька многих немецких изданий. В России он появился 4 года назад - в 2007 году. Журнал рассчитан на женщин возрастной категории «30+», интересующихся в основном слухами о звездах и политиках, мистикой, бытовыми вопросами (кулинарные рецепты, секреты красоты, денежные и правовые темы и ситуации, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни).
Каждый из журналов добавил новую струю в современную женскую ментальность. История их выхода на отечественный рынок СМИ, эволюция их стиля и концепции после укоренения на российской культурной почве, наконец, те изменения, которые произошли под их влиянием в российской женской субкультуре, как и преобразования, произошедшие в них самих, - все это заслуживает пристального внимания и глубокого научного анализа.
До сих пор эта тема
остается малоизученной исследователями-
Актуальность
темы во-первых, заключается в том,
что пресса для женщин востребована, имеет
возможности для дальнейшего развития,
интересна, как коммерческое предприятие.
Женская аудитория проявляет, по сравнению
с мужчинами, большой интерес к информации
рекламного характера. Это выгодно рекламодателям,
которые видят в ней активного покупателя.
Ведь именно женщины в большинстве случаев
инициируют покупку товаров как для себя,
так и для всей семьи. Во-вторых, «прорыв»
женщин в сферу истории, экономики, политики,
культуры делает актуальными многие проблемы.
Современное положение дел требует переосмысление
роли женщины и женского фактора в современном
мире. В-третьих, после экономического
кризиса 2008 года, остро встал вопрос о
привлечении читателя. Количество людей
с низким уровнем дохода постоянно увеличивается.
Из отчета Росстата следует, что «в первом
квартале 2011 года число бедных жителей
России по сравнению с первым кварталом
2010 года выросло на 2,3 миллиона человек:
их теперь насчитывается 22,9 миллиона,
или 16,1% от общей численности населения»
Новая политика. "В России 23 миллиона
человек находятся за чертой бедности".
Режим доступа: http://www.novopol.ru/-v-
Объектом исследования являются российские издания популярных иностранных журналов «Cosmopolitan», «Psychologies», «Тайны звезд», а также: а) позиционирование этих журналов на российском рынке; б) особенности их восприятия российской аудиторией; в) редакционная и маркетинговая политика этих изданий.
Предметом исследования являются особенности и приспособление женских иллюстрированных журналов к условиям российского рынка СМИ, формирование структуры, современное состояние и тенденции развития. Это предполагает изучение концепции и стиля издания, как отражение усилий его создателей, направленных на приспособление к российскому менталитету, а также образ женщины, описываемый и формируемый в этих издания. При этом нужно учитывать те изменения, которые произошли в мировосприятии аудитории. Эти метаморфозы были порождены, с одной стороны, объективными изменениями в условиях жизни россиян, с другой - новыми идеями, ценностями, установками, которые принесли в Россию иностранные СМИ.
Цель исследования сравнить концепции и стиль женских журналов, рассмотреть взаимодействие с аудиторией, определить основные тенденции эволюции этих изданий, наметить дальнейшие перспективы с учетом состояния рынка СМИ в России.
В соответствии с поставленными целями задачи работы заключаются в том, чтобы:
- рассмотреть основные этапы развития отечественных женских журналов;
- определить типологию
женских журналов в
- обозначить особенности прессы для женщин в настоящий период, выявить, для кого создаются эти журналы, взгляд редакции на образ женщины - их читательницу;
- изучить влияние женских журналов на аудиторию и на положение женщины в обществе;
- проанализировать
- предположить, постараться
спрогнозировать и обосновать
дальнейшие пути развития
Специальных исследований, посвященных проблемам переноса концепции западных изданий на российскую почву и анализу возможного развития женской прессы в России в настоящее время практически нет. В то же время имеется значительное число научных и публицистических работ, в которых освещаются отдельные аспекты темы исследования: рекламная политика, взаимодействие с аудиторией, формирование интересов и моделей поведения. К примеру, труды таких исследователей как Лу Мими, В.В. Боннер-Смеюха, Д.В. Захарова, С.И. Альпериной, А.В. Жуковой, Т.С. Иларионова, Т.П. Воронина, А.А. Грабельникова, М.Н. Пряхина Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. Диссертация на соискание уч. степени к.ф.н. - М., 1998; Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на Дону, 2009; Захаров Д.В. Трансформация образа женщины в средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: "Работница", "Крестьянка", "Космополитан", Диссертация на соискание уч. степени к.и.н. - М., 2004; Альперина С.И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (На примере журналов "Космополитан" и "Элль"). Диссертация на соискание уч. степени к.ф.н. -М., 2003; Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Диссертация на соискание уч. степени к.ф.н. -Санкт-Петербург, 1999; Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. - М., 1999; Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 1995; Грабельников А.А., Пряхин М.Н. СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. -М., 1995.. В качестве основных примеров в работе используются журналы «Cosmopolitan», «Psychologies», «Тайны звезд». Изучались следующие параметры вышеназванных журналов: тиражи, аудитория, внешнее оформление, содержание материалов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных журналистов-исследователей (И.И. Засурского, Р.П. Овсепяна, В.В. Ворошилова, Л.Г. Свитича, А.А. Тертычного, М.В. Корсунской, Г.Г. Щепиловой Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М,, 1996. Ворошилов В.В. Информационный рынок России: проблемы и перспективы: монография / -Санкт-Петербург, 2009; Свитич Л.Г. Социология журналистики : методология, методы, направления и результаты исследований. -М., 2010; Тертычный А.А. Социальное познание в журналистике: методология, методы, методика. Монография. -М., 2009; Корсунская М.В. Динамика взаимодействия СМИ и аудитории: Контент-анализ российской прессы в экстремальной ситуации: диссертация на соискание уч. степени к.с.н. -М., 2006; Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ. История, технологии, классификация. -М, 2010.).
Научная новизна исследования определяется тем, что в теоретических и историко-методологических трудах по журналистике избранной теме не уделяется должного внимания, некоторые же аспекты и вовсе не были отражены. Особенно мало изучены российскими исследователями вопросы влияния женской прессы на аудиторию и перспективы развития женских изданий.
Практическая ценность и значимость этой работы определяются возможностью применения полученных результатов, как в процессе дальнейших теоретических исследований, так и для использования в повседневной деятельности журналиста, а также при организации практики и проведения семинарских занятий по журналистскому мастерству для студентов, для написания курсовых и дипломных работ.
Структура работы определяется задачами и особенностями предмета исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1 Основные этапы становления женской прессы
Современная женская пресса
- это активно развивающийся
Прародителем женских изданий считается француз Жан Донно де Визе, литератор, журналист, драматург, полемист и литературный противник Мольера. В 1672 г. во Франции в городе Лион он основал журнал литературно-критического содержания «Галантный Меркурий» («Mercure galant»). Название неслучайно: Меркурий совмещал в своих функциях еще и торговлю.
Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе