Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:49, дипломная работа
«Российское общество вот уже более десяти лет организует своё развитие по новым законам социально-экономического устройства» [12]. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. Сегодня журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Телевидение как специфическое информационное пространство……………………………………………………………………..9
1.1. История развития современного отечественного телевидения……...........9
1.2. Функции телевидения………………………………………………………18
1.3. Использование модели западного телевидения на российских телеканалах………………………………………………………………………22
Глава 2. Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека………………………………………………………...31
2.1. Телевидение: формы, методы, средства манипуляции общественным сознанием………………………………………………………………………...31
2.2. Влияние телевидения на формирование стереотипов современного человека…………………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………
Самым популярным сериалом (приложение №16) в молодёжной среде, конечно же, является «Секс в большом городе» (17%), следующим по популярности является сериал «Моя прекрасная няня» (13%) и «Счастливы вместе» (12%). Вобщем те сериалы, которые отвлекают, развлекают, расслабляют, не неся в себе абсолютно никакого идейного смысла.
Таким образом, проанализировав молодёжные предпочтения в сфере телепередач, можно сказать, что нынешнее «подрастающее» поколение в большинстве своем, словно бы «мутирует», превращается уже не в нашего российского гражданина, а в некое подобие американизированного, нетребовательного к телевизионной продукции субъекта.
Телеведущие, которые нравятся современной молодёжной аудитории, самые ранообразные (приложение №17). Самый популярный телеведущий в молодёжной среде Иван Ургант, далее идет небезызвестный Гарик Мартиросян, Павел Воля, Дмитрий Нагиев и Ксения Собчак. Отсюда можно сделать вывод, что зрителю нраятся телеведущие, способные плоско шутить, совершать эпатажные выходки, вобщем – будоражить зрителя.
Однако стиль одежды и манера поведения телеведущих (приложение №18), котоым современный зритель хочет подражать и подражает несколько скромнее его экранных предпочтений. Мужчины, опять таки, хотят быть похожим на Урганта (13%), известного покорителя женских сердец, Гарику Мартиросяну (7%), Диме Билану (5%) и Максиму галкину (5%). Женская же половина аудитории стремится подражать Ксении Собчак (11%), считающейся одной из самых стильных девушек страны, далее идет телеведущая Аврора (9%), обладающая очень яркой внешностью.
Проведенные исследования характеризуют предпочтения молодёжи в сфере телеиндустрии. Нынешняя молодёжь предпочитает музыкальные, развлекательные, юмористические телеканалы и телепередачи, посвященнные моде, дорогим машинам, пошлым шуткам и красивой жизни. Такого же характера и сериалы. Информационные телепередачи, которым отдает предпочтение молодёжная аудитория, информируют, в большинстве своем, о криминальной жизни города: убийствах, кражах, изнасилованиях. Телеведущие, которые нравятся молодёжи – это недавно появившиеся на телевидении люди, снискавшие славу скандалистов, отпрыски из богатых семей, не стесняющиеся выставлять напоказ свою роскошную жизнь: попросту люди, которые дают телезрителю то, чего он так жаждет – зрелища.
Такова картина телевизионнных предпочтений современной молодёжной аудитории, которая манипулирует их сознанием, формирует стереотипы.
Заключение
Основными тенденциями в «переходном» периоде развития телевидения в России, который делится на два этапа: с 1985 по 1991 год и с 1991 по 2002 год, – являются, во-первых, возникновение новых форм организации телевидения, таких как общественное и коммерческое, и, во-вторых, интенсивное развитие региональных коммерческих телеканалов.
Появление новых форм организации телевидения было обусловлено необходимостью выполнения средствами массовой информации не свойственных им ранее функций, например, таких, как электоральная или функция управления общественным мнением, вследствие начавшихся в стране политических, экономических и социально-культурных перемен. В результате этого в переходный период многие СМИ начали преобразовываться при сохранении, однако, своих традиционных функций. Потребность в повышении оперативности подачи новостей актуализировала информационную функцию СМИ, которая сегодня является основной наряду с культурно-рекреативной. Рейтинги новостных программ федеральных выросли. Кроме ежедневных информационных выпусков появились так называемые информационно-аналитические еженедельные передачи, как, например, «Времена», «К барьеру!». Вместе с тем, заботясь о рейтинге передач и соответственно о рекламных поступлениях, все крупные федеральные телеканалы акцентируют свое внимание на развлекательных программах, адресуемых массовой аудитории, что противоречит принятым во всем мире моделям общественного и государственного телевидения, где основными являются не культурно-рекреативная, а социально-педагогическая, организаторская и информационная функции.
Интенсивное развитие коммерческих каналов в постсоветский период стало яркой приметой времени. После 1991 года во всех регионах России появились сотни – от кабельных до крупных региональных – коммерческих телекомпаний. Определение «коммерческое телевидение» подразумевает преобладание в их вещательной сетке развлекательных программ.
Сегодня почти все телевизионные каналы в России строятся по модели коммерческого телевидения, а появление новых форм телевизионной собственности и интенсивное развитие регионального телевидения в России повлекли за собой изменение функций телевидения.
Процессы экспансии развиваются, по нашему мнению, в двух основных направлениях: западное телевидение завоевывает центральные российские телеканалы, они же, в свою очередь, влияют на массовое сознание молодёжной аудитории, формируя стереотипы западной модели.
На сегодняшний момент мы можем уже говорить о целой сложившейся схеме манипулирования телевидения зрителем. Манипуляция зрителем, особенно молодым, фактически приводит к управлению им, направлению его действий в нужное русло, привитие ему каких-либо авторитетов. О том, что телевидение сегодня манипулирует зрителем, говорит и то, что зритель доверяет телевидению, как источнику информации, больше чем другому виду СМИ, поскольку телевидение для зрителя остается самым авторитетным средством получения информации. Манипуляция зрителем также осуществляется и множественность каналов информации, которое может предложить современное телевидение, через технические возможности телевидения, через рекламу, телеведущего, телепередачу.
В ходе написания данной работы было выявлено, что такие способы как реклама, телепередача, телеведущий, помимо непосредственной манипуляции общественным сознанием, формирует у молодёжной аудитории довольно устойчивые стереотипы. И это не только стереотипы манеры поведения, манеры одеваться, но и даже модели жизненного пространства. Молодёжь уже живёт не своей жизнью, а жизнью экранных героев.
Все эти формы манипуляции сознанием аудитории формируют у нее зависимость от телепродукта, который каждый день поставляется на информационный рынок страны и каждый день потребляется зрителем. Так взаимодействует между собой аудитория и телевидение в социальном и психологическом аспектах.
В ходе исследования российского федерального телевидения и способов, методов, приемов его воздействия на массовое сознание был выявлен механизм воздействия телевидения на массовое сознание и формирование стереотипов современного человека. Также в ходе исследования были проанализированы молодёжные современные предпочтения и была установлена степень зависимости от телепередач, телеведущих, телеканалов.
Современная молодёжь отдает предпочтение каналам «MTV», «Муз-Тв», «СТС», «ТНТ» и каналу «2х2». «MTV» и «Муз-Тв» позиционируются как музыкальные каналы и пестрят западными телепередачами, клипами, музыкой, стилем. «СТС» и «ТНТ» позиционируются, как развлекательные каналы, причем «СТС» транслирует более разнообразные жанры, чем «ТНТ». Однако оба канала не лишены влияния западных жанров. И, наконец, канал «2х2» - это канал, который транслирует только мультфильмы.
Что касается телепередач, то спросом у молодёжи также пользуются музыкальные, развлекательные, юморисические телепередачи. Которые учат, как и где правильно одеваться, рассказывают о дорогих авто и сплетнях шоу бизнеса. Юмористические передачи пошлят плоским американизированным юмором, ругаются матом через запикивание, а молодёжь всё это смотрит и подражает. Вот так формируются стереотипы современного человека.
Телеведущие, которых предпочитает молодое поколение, по результатам исследования, являют собой образы эпатажных, скандальных, любящих красивую жизнь див, которые имеют огромное влияние на массовое сознание и на формирование стереотипов у молодёжи. Это доказывает хотя бы то, что пройдясь с час по Москве, можно увидеть около дюжины «Ургантов», «Павлов Воля», «Гариков Мартиросянов». А в компании услышать, как кто-нибудь из девушек изо всез сил пытается подражать голосу и особой манере произносить слова Ксюши Собчак.
Таким образом, предпочтения современной молодёжи позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время телевидение выполняет иные функции, нежели несколько лет назад. «Сегодня телевидение становится для многих самоучителем демократии» [12]. Большая роль в этом процессе отводится телепередачам, телеведущим и даже рекламе. Вот только как жить такой демократичной молодёжи в стране, где о демократии, как о государственном строе, только говорят?
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багиров Э. Г. Основы телевизионной журналистики. М., 1987
2. Билл Гейтс. Дорога в будущее. М., 1996.
3. Большой энциклопедический словарь русского языка. 15 изд. М, 2005.
4. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002
5. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998.М, 1998.
6. Грушин Б.А. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. М., 1997
8. Ефимова Л. Телевидение и свобода слова . Как избавиться от президентского диктата // Независимая газета .1997.14 окт.с.2
9. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации. М.,2001.
10. Захаров Д., Троицкий А., Я сам // Искусство кино.1996.№1.с.1
11. Зверева Н.В. Школа регионального журналиста. М, 2004
12. Иванова Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы (на примере Ростовской области): дис. на соискание ученой степени к-та филол. наук.Ростов-на-Дону, 2003.
13. Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста. М, 2007.
14. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М, 2000
15. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. М., 1994
16. Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998.№11с.59.
17. Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В. Телевидение: конструирование культуры происходящего. М, 2008.
18. Маховская О. Телемания: болезнь или страсть? М-Спб-Киев, 2008.
19. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., 2008
20. Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.
21. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 2007.
22. О дальнейшем развитии советского телевидения : постановление ЦК КПСС от 29 января 1960г. // Советская печать в документах., М.1961.
23. Орлова В.В. Глобальные сети теленовостей на информационном рынке. М., 2003.
24. Прохоров Е. П. Введение в журналистику. М, 1988
25. Сагалаев Э. Эдуард Сагалаев борется за государственное телевидение //Независимая газета., 1997.1февр.с.4
26. Саппак В. Телевидение и мы. М.,1996.
27. Силин А. Телевидение без берегов // Новый мир.1996.№1с.227
28. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. М, 1998.
29. Словарь иностранных слов . 15-е изд, испр., м,1998
30. Харвей Грег. Эксель 2007 для сомневающихся. М-СПб-Киев, 2008.
31. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2004.
32. Чалдини Р. Психология влияния. М.-СПб., 2008.
33. Шрёдер Г.Д. Тенденции в развитии правового регулирования производства и приобретения теле- и радиопрограмм // Право радио и телевидения в России. На пути к новой организации электронной прессы / Под ред. В Хоффман-Рим, В. Монахова . Баден-баден-Гамбкрг-СПб., 1994.
34. Эрик дю Плесси. Психология рекламного влияния. М., 2007
Приложение № 1
«Анкета-опросник»
1. К какой социальной группе вы себя относите?
a)студент;
b)рабочий;
c)служащий государственного учреждения;
e)сотрудник частной фирмы;
f)пенсионер;
g)учащийся школы.
2. Сколько телевизоров находится в вашей квартире?
a)1;
b)2;
c)3;
d)4;
e)Более 4;
f)Нет вообще телевизора.
3. Какие телевизионные каналы вы чаще всего смотрите?
Здесь вы можете выбрать не более пяти вариантов ответа
a) Первый;
b) РТР;
c) НТВ;
d) ТВ Центр;
e) Культура;
f) СТС;
g) РЕН ТВ;
h) ТНТ;
i) СПОРТ;
j) ТВ3;
k) Домашний;
l) Муз –ТВ;
m) MTV.
4. Какие из перечисленных каналов вы считаете молодёжными?
Здесь вы можете выбрать не более пяти вариантов ответа
а) Первый;
b) РТР;
c) НТВ;
d) ТВ Центр;
e) Культура;
f) СТС;
g) РЕН ТВ;
h) ТНТ;
i) СПОРТ;
j) ТВ3;
k) Домашний;
l) Муз-ТВ;
m) MTV.
5. Сколько часов в день вы проводите у телевизора?
a) от 0,5до 1,5 часа;
b) от 1,5до 3-х часов;
c) более 3-х;
d) не смотрю телевизор, предпочитаю ему компьютер;
e) телевизор работает весь день, как фон, но я его не смотрю;
f) количество часов просмотра зависит от степени моей занятости.
6. С помощью какого средства массовой информации вы предпочитаете быть в курсе событий, происходящих в стране?
a) телевидение;
b) периодические издания;
c) радио;
d) интернет.
7. Какие телевизионные телепередачи вы предпочитаете смотреть?
Здесь вы можете выбрать не более двух вариантов ответа
a) музыкальные;
b)образовательные;
c)развлекательные;
d)информационные;
e)юмористические;
f)религиозные.
8. Какие информационные телепередачи вы смотрите?