Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:49, дипломная работа
«Российское общество вот уже более десяти лет организует своё развитие по новым законам социально-экономического устройства» [12]. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. Сегодня журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Телевидение как специфическое информационное пространство……………………………………………………………………..9
1.1. История развития современного отечественного телевидения……...........9
1.2. Функции телевидения………………………………………………………18
1.3. Использование модели западного телевидения на российских телеканалах………………………………………………………………………22
Глава 2. Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека………………………………………………………...31
2.1. Телевидение: формы, методы, средства манипуляции общественным сознанием………………………………………………………………………...31
2.2. Влияние телевидения на формирование стереотипов современного человека…………………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………
Изменения, происходящие в системе отечественного телевизионного вещания, тесно и неразрывно связаны с процессами, происходящими в обществе. Телевидение, с одной стороны, подвержено влиянию этих процессов, а с другой – оно их освещает.
Телевидение, эволюционируя, в какой-то мере способствует эволюции социума, и, наоборот, общество, развиваясь, влияет на развитие телевидения.
Таким образом, телевидение создает специфическое информационное пространство, которое в жизни современного человека играет немаловажную, а порой даже первостепенную роль.
1.1. Особенности развития современного отечественного телевидения
Исследователи выделяют два этапа реформирования отечественной телевизионной системы в переходный период: 1985-1991 годы и с 1991 года по настоящее время [5]. Причем они полагают, что третьего этапа радикальных реформ в ближайшее время не предвидится.
Некоторые исследователи СМИ России классифицируют общие тенденции функционирования телевидения в советский период по следующим признакам:
1. По характеру вещания:
а) общегосударственная централизация телевизионного вещания;
б) многонациональный характер телевидения.
2. По способу управления:
а) жёсткое регламентирование деятельности телевидения из центра;
б) диктат местного партийного руководства.
3. По техническому обеспечению:
а) унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей территории страны (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий).
4. По финансированию:
а) федеральное финансирование;
б) отсутствие рекламы.
Кроме того, законодательства, регламентирующего деятельность телевидения, не существовало. Управление осуществлялось посредством директив и постановлений ЦК КПСС, Гостелерадио.
Центральное телевидение производило высококачественные, информационные, научно-популярные, литературные, образовательные, детские программы.
В 1985 году произошли существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, которые не могли не повлиять на развитие отечественной телевизионной системы. Они были связаны с приходом к власти М.С. Горбачёва и провозглашенным им новым политическим курсом «на «перестройку» и новое мышление», что, в конце концов, повлекло за собой распад СССР. После долгого времени господства тоталитарного режима, средства массовой информации наконец-то получили право более свободно и открыто говорить о том, что раньше запрещалось выносить в массы. Глобальные перемены, произошедшие в период с 1985 года по 1991 год, существенно отразились на дальнейшем развитии телевидения в России.
В результате исследователи телевидения говорят о двух взаимосвязанных явлениях, получивших развитие на отечественном телевидении в постсоветский период. Во-первых, это переход от жёсткой вертикали к горизонтальным связям между различными организациями. Во-вторых, освоение сетевого принципа распространения телепрограмм. На первый план стали выходить экономические проблемы преобразования телевещания. Но, несмотря на экономический и политический кризисы в стране, Россия продолжала развивать техническую базу распространения телевизионного сигнала, увеличивая охват населения телевещанием.
В постсоветский период сложилась такая классификация российского телевидения:
1. По способу трансляции:
а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
б) спутниковое («НТВ-плюс»);
в) кабельное.
2. по охвату территории:
а) общероссийские (РТР);
б) межгосударственные (ОРТ);
в) региональные
г) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона);
3. По форме собственности:
а) государственные;
б) негосударственные;
в) частные («Рен-ТВ»);
г) акционерные общества;
д) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.
На данный момент структура ЦТ России выглядит следующим образом: телевидение государственное – РТР; телевидение общественное – ОРТ; телевидение коммерческое – НТВ.
Однако многие исследователи телевидения полагают, что Россия постепенно идёт к всеобщей коммерциализации телевидения.
Всеобщая коммерциализация ведет к увеличению объемов рекламы, снижение объёма образовательных телепередач, «прямое или косвенное выражение интересов крупного капитала» [12], а это ведет к превращению телевидения в «массовое» СМИ. Такое телевидение управляется рейтингом, а значит, заставляет средство массовой информации гнаться за сенсациями, скандалами, криминалом – за тем, что потребляется широкой аудиторией. Результат – политическая ангажированность и обновляемая сетка вещания многих телеканалов, из которых исчезает важные рубрики в угоду сериалам, рекламе, телеиграм и «чернушным» телепередачам, рассказывающих о преступлениях, правонарушениях, убийствах.
Реклама, которая транслируется сегодня всеми телеканалами, будь он государственным или частным, обеспечивает телевидение необходимыми материальными средствами, а, следовательно, формирует зависимость от рекламодателей.
Государственное телевидение, финансируемое из госбюджета, контролируемое государством, стоящее на страже интересов власти. Классический пример такой организации – телевидение Советского Союза. Однако в развитых странах таких примеров сейчас почти нет. Подобная форма телевидения не имеет конкурентов и в дополнение к бюджетным ссудам может оплачиваться абонементами зрителей.
На государственном телеканале, по мнению некоторых специалистов, можно попытаться сохранить то, что невозможно сохранить на коммерческом – театр, музыку, искусство. «Роль государственного телевидения в том, чтобы защищать российские традиции, историю и культуру... Государственный канал должен быть более респектабельным. Не должно быть порнографии, минимум жестокости и насилия» [25].
Отечественный государственный телеканал – РТР – систематически недополучает предусмотренные бюджетом средства, а потому вынужден вести интенсивную предпринимательскую деятельность. Объем рекламы в структуре его программ (а значит, и зависимость от рекламодателей) – на уровне других каналов, ничем существенно не отличаются и способы ее включения, содержание и характер рекламных вставок: прерывание передач, резкое увеличения звука и т. п.
Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражает общесоциальный тонус и общесоциальные тенденции. На постсоветском телевидении стала складываться, пусть не всегда рационально, полноценная система средств массовых коммуникаций. После распада Гостелерадио СССР рождение независимого российского телевидения позволило делать власть предельно зрелищной и публичной.
Информационное вещание государственного телевидения уделяет достаточно много времени представительной ветви власти. Такая ситуация, по мнению Л. Ефимовой, свидетельствует о глубоком кризисе отечественного телевидения, отсутствии реальной гарантированной свободы слова в электронных СМИ [8]. Основным условием обеспечения свободы слова в средствах массовой информации является их защита от давления исполнительной власти. Именно в целях обеспечения свободы слова Великобритания отказалась от создания государственного телевидения, и уже на первых этапах развития телевидения право вещания было предоставлено общественной телекомпании Би-Би-Си. В федеративной республике Германия ведущая роль тоже принадлежит общественному телевидению, имеющему управляющий и контролирующий орган – общественный наблюдательный Совет, в котором представлены политические партии, общественные и религиозные организации и который назначает директора телекомпании и контролирует программную политику, обеспечение плюрализма в вещании, а также финансовую деятельность. В ряде европейских стран, например, в Италии и Финляндии, деятельность телевидения контролирует парламент через формируемую им специальную комиссию.
В нашей же стране создалась «беспрецедентная ситуация, когда президент России фактически держит под контролем все ведущие центральные телеканалы без каких-либо консультаций с Федеральным Собранием и общественностью. А когда исполнительная власть перестает считаться с мнением представительной ветви, это уже не демократия, а произвол» [8].
Самая главная для нас проблема – это конкурентоспособность государственного телевидения. Конкурентоспособность в данном случае означает способность сохранить устойчивый интерес массовой аудитории к программам нашего государственного телевидения. По мнению Р.А. Борецкого, государственное телевидение возможно (а в определенной ситуации – необходимо) там, где государственная, народом избранная и признанная власть сильна, знает, к чему стремится и куда ведет страну. «Она – инструмент национальной консолидации, сохранения и упрочения статус-кво. Либо там, где «одно государство, один народ, один вождь», – там, где народ и партия едины. Только в первом случае государственное телевидение – одно из ..., во втором же – единственное» [5].
Общественное телевидение возникло в США как альтернатива коммерческому. Это телевидение свободно от рекламы и существует, например, на пожертвования общества или поддерживается абонентной платой владельцев телевизоров.
Пример общественного телевидения в нашей стране, на первый взгляд, – телекомпания ОРТ. Как она возникла?
Указом Президента за № 1019 от 6 октября 1995 года телевизионная компания «Останкино» была окончательно ликвидирована. На ее руинах – на первом и главном канале – возникло так называемое общественное телевидение Российской Федерации, ОРТ, созданное Указом Президента в ноябре 1994 года. Спустя почти полгода, в апреле 1995 года, ОРТ начало показывать свои программы на первом телевизионном канале. Но ОРТ, обозначенное как телевидение общественное, «на деле создает прецедент, мировой практике неведомый: гибрид властных структур – 51% акций и частного банковского капитала – 49% акций» [5]. Более того, реальным владельцем, определявшим политику крупнейшего в стране телеканала, стал (с 12% акций) и по 2000 год оставался (уже с 49%) Борис Березовский [10]. Возникло парадоксальное уравнение: магнат равен обществу! А нынешний статус «общественного» телевидения России вообще выглядит непонятно: после перехода пакета акций от Б. Березовского к Р. Абрамовичу – чье оно и кто им правит на самом деле?
По мнению многих исследователей, канал ОРТ был создан для того, чтобы использовать уникальные возможности телевидения в плане воздействия на сохранение стабильности, поддержание существующего положения в стране. Остается лишь загадкой – почему такое телевидение названо общественным? Как из сложения «государства» и «частного капитала» может получиться нечто общественное? Как истинным хозяином общественного телеканала может быть банкир-бизнесмен, владеющий к тому же 16% акций? Л. Ефимова пишет, что «так называемое Общественное Российское Телевидение (ОРТ) не имеет ничего общего с тем, что понимается в развитых демократических странах под общественным вещанием. Практически ОРТ – это обыкновенная коммерческая акционерная телекомпания, с той особенностью, что большой долей ее акций владеет государство. Она не имеет представительного общественного Совета, который бы реально отражал интересы различных слоев общества» [8].
По мнению А. Троицкого, «нельзя быть немножко беременной. Нельзя быть немножко государственным телевидением и немножко негосударственным. Если это общественное телевидение (ОРТ) – значит, оно должно получать деньги от общества, как, допустим, во Франции» [10].
ОРТ как «новая система» окончательно похоронило старинного монстра – монополиста (вначале – Гостелерадио СССР, затем – «Останкино»). Произошли изменения организационные и кадровые – в творческом составе компании. Но со сменой владельца монополия власти не исчезла, лишь усложнились ее задачи.
Итак, странный гибрид власти государства и частного капитала не может породить «дитя общества», каковым должно являться общественное телевидение. Общественное телевидение в своем «чистом» виде должно либо «не пускать» рекламу в эфир вообще, либо тщательно отбирать ее и выпускать в эфир отдельными от программ блоками, между передачами. Оно должно быть свободно от каких-либо отношений с государством и реальной властью. Наше же ОРТ - не соответствует вышеуказанным признакам общественного телевидения.
Коммерческое телевидение существует за счет рекламы. Главная фигура – рекламодатель-спонсор. Содержание коммерческого телевидения ориентировано лишь на запросы и потребности массовой аудитории. От числа аудитории зависит количество рекламы на телеканале и, следовательно, его финансовое благополучие. «Реклама – один из столпов, на котором зиждется коммерческое благополучие ТВ. В основе привлечения прибыли “из воздуха” – смесь “сенсаций”, круто замешанных на сексопатологии и насилии, с особо хищной и навязчивой телерекламой» [27]. Цель такой финансовой политики – деньги, и частые последствия ее – неизбежное снижение качества программ
Примеры коммерческого телевидения в нашей стране – телекомпании НТВ. По мнению многих экспертов, НТВ сегодня – лучший российский телеканал, где работает целое «созвездие» профессионалов. Стержень всякого телевидения – новости. По мнению Р. Борецкого, на НТВ их делают лучше, чем на других каналах-конкурентах. На НТВ, как на любом коммерческом телеканале, согласно «закону жанра» существуют разнообразные викторины, ток-шоу, телешоу, при проведении которых погоня за прибылью приходит в столкновение со вкусом. Укрепляют престиж канала многочисленные циклы (например, «Криминальная Россия», «Профессия – репортер», документалистика, исторические хроники). Несмотря на официальный статус «коммерческого телевидения», сегодня на НТВ рекламы явный переизбыток, хотя именно реклама, по мнению многих исследователей, – смысл и форма существования такого типа телевидения [27].
«Три сходных явления – пропаганда, реклама, масскульт – “работают” на среднестатистического массового потребителя. Два, три, ну, пять процентов “высоколобых” с их интеллектуальным уровнем и привередливыми интеллигентскими запросами, как правило, ими попросту игнорируются. Такова уж неизбежная закономерность, если угодно, способ бытия культуры, поставленной на почву коммерции» [27]. Таким образом, можно говорить о том, что телевидение «экспансирует» не только отдельные программы, рекламные ролики, музыкальные клипы, а то и целые каналы, но и культуру с чуждыми зрителю ценностными критериями.