Телевидение как информационная и социопсихологическая составляющая жизни современного человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:49, дипломная работа

Описание работы

«Российское общество вот уже более десяти лет организует своё развитие по новым законам социально-экономического устройства» [12]. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. Сегодня журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Телевидение как специфическое информационное пространство……………………………………………………………………..9
1.1. История развития современного отечественного телевидения……...........9
1.2. Функции телевидения………………………………………………………18
1.3. Использование модели западного телевидения на российских телеканалах………………………………………………………………………22

Глава 2. Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека………………………………………………………...31
2.1. Телевидение: формы, методы, средства манипуляции общественным сознанием………………………………………………………………………...31
2.2. Влияние телевидения на формирование стереотипов современного человека…………………………………………………………………………..44

Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная работа от Оксаны.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

Телепередача. Этот фактор, влияющий на формирование стереотипов современного человека можно назвать скорее даже зрелищем. Потому что его-то именно и жаждет человек, который включает телевизор.

Визитная карточка любого канала – информация. А  любая информация подается зрителю в новостных телепередачах. Новостная телепередача – это показатель зрелости любой – федеральной или местной, государственной или частной телекомпании. Новостные телепередачи, как правило, всегда очень популярны. В первую очередь новости популярны оттого, что они являются потоком реальной ежедневной информации, который помогает ощутить себя участником некоторых процессов, а,  следовательно, избегать каких-то ошибок и лучше обдумывать свои действия.

Новостные телепередачи бывают двух типов:

                                           общенационального (в России – федерального) масштаба;

                                           местные новости (в Москве – столичные, в субъектах Федерации - региональные).

Можно недооценить роль, которую играют новостные телепередачи в формировании стереотипов. А это, пожалуй, самый сильнейший метод влияния на человека. Стоит в новостях прозвучать о надвигающемся кризисе в стране, мы начинаем лихорадочно соображать, что делать с вкладами. Стоит человеку услышать, что Российская сборная выиграла чемпионат мира по футболу, мы начинаем считать себя сверхспортивной державой на мировой арене, и так далее.

Молодежные телепередачи. Под «молодежным телевидением» понимаются молодежные публицистические программы, например тележурналы и ток-шоу. Изначально под молодежной программой подразумевалось следующее:

Молодежная публицистическая телепередача – это программа, адресованная определенной возрастной группе, которая рассматривает общественно-значимые проблемы сквозь призму молодежного сознания и пытается найти ключ к решению этих проблем.

Молодежными телепередачами являлись: «Взгляд», «До 16 и старше», «Башня», «12-й этаж», «Акуна Матата»

Однако на отечественном телевидении «молодежная тема» - это отнюдь не всегда «программы о молодежи», это программы, которые попросту интересны молодым людям разного возраста.

Иерархия предпочтений молодежной аудитории такова: музыка, развлечение, спорт. Поэтому условно молодежные телепередачи можно разделить на 3 вида: музыкальные, развлекательные, спортивные.

Музыкальные телепередачи представлены в России двумя каналами. Каналом Муз ТВ и каналом MTV. На Муз ТВ представлена в основном музыка российского происхождения. Вещают оба канала круглосуточно. Телепередачи, на каналах, в основном музыкальной направленности.

Развлекательные телепередачи в свою очередь, представлены в России почти всеми каналами в той или иной мере, но особенно позиционируют их такие каналы как СТС, ТНТ. Развлекательные телепередачи  делятся на следующие типы: развлекательное шоу, молодёжные сериалы, реалити-шоу.

Яркий пример развлекательных шоу – телепередачи «Тачка на прокачку», «Камеди клаб», «Смех без правил», «Хорошие шутки», «Слава Богу, ты пришел!» и так далее. Это телепередачи, которые не несут в себе абсолютно никакой информационной нагрузки. Как правило, в них представлены телепортреты участников (юношей и девушек), которые шутят, участвуют в конкурсах, общаются перед камерой. Основной направленностью таких передач являются темы любви, секса. Однако это не мешает телепередачам иметь высокий рейтинг. Молодёжь, смотрящая подобные телепередачи очень быстро копируют стиль одежды, манеру поведения, общения.

Молодежные сериалы. На многих каналах сериалы сейчас занимают самую большую эфирную нишу. Современный сериал – это набор развернутых сюжетов со сквозными героями и нитевидным общим сценарием, в котором каждая серия имеет свой заголовок и тему. Темы эти традиционны – любовь, секс, наркотики, проблемы самовыражения и даже фэнтази с элементами мистики (Тв3: «Ангел», «Город пришельцев», «Разрушители мифов»).

Реалити-шоу или «живые шоу». За основу этих шоу взят эффект подглядывания. Реалити-шоу переставляют собой как бы модель жизни. Участники (реальные люди – отсюда приставка «реалити») помещаются в специальные условия, и зритель имеет возможность наблюдать, как себя они поведут в тех или иных условиях. Основной принцип реалити-шоу – минимальная режиссура, полное отсутствие сценария. На отечественном телевидении это проекты «За стеклом», «Дом-2». Несмотря на явную незамысловатость сюжета, невысокого интеллектуального уровня участников проекта, их, порой, аморальное поведение – реалити-шоу смотрят. Смотрят и копируют даже не стиль одежды и не манеру поведения участников, а целые жизненные ситуации. Приведу пример из жизни. Как-то сидела я в кафе, ждала своего фотографа и невольно подслушала разговор двух девушек. Одна рассказывала другой, что на днях у нее вышла ссора со своим молодым человеком, а причина была точь-в-точь, что и у Виктории с Русланом из Дома 2. А ведь эта ссора привела их к разрыву! На что другая девушка посоветовала подруге в отношениях с парнем избрать тактику Ольги Бузовой (тоже героини Дома 2), потому что у нее всегда с парнями получается.

Но разве этот подслушанный разговор не доказательство того, насколько стереотипным делает наше мышление телевидение?

Однако для профессии телеведущего недостаточно только профессиональных навыков. Ими может овладеть кто угодно. Телеведущий – это прежде всего человек с определенными качествами личности. Так какие же качества личности нужны для телеведущего? Их много. Выделим, пожалуй, самые важные из них.

Телеведущий. Человек в кадре, которого мы видим, с которым иллюзорно, на уровне подсознания общаемся, человек, которого мы слушаем, и жесты которого улавливаем.

Несомненно человек в кадре, то есть телеведущий обязан обладать неким набором психологических и профессиональных качеств, чтобы в какой - то мере манипулировать сознанием аудитории, формировать стереотипы. Очень важным качеством телеведущего, для того, чтобы влиять на аудиторию является голос.

Зритель лучше воспринимает низкий тембр голоса. Это объясняется чисто физиологическими особенностями, так как высокий голос вызывает напряжение органов слуха, поэтому многих попросту раздражает. Телеведущий не имеет право мешать зрителю воспринимать информацию, а плохой голос способствует этому.

Также очень важна для телеведущего хорошая дикция. Дикция помогает интонационно выделить особенно важные моменты в речи, позволяет акцентировать внимание на определенных событиях, способных повлиять на зрителя.

Ну и конечно телеведущий, как манипулятор общественным сознанием, как формирователь стереотипов, должен обладать презентабельной внешностью, собственным стилем, харизматичностью.

Таким образом, изучив рекламу, телеведущего, телепередачу, как способ формирования стереотипов у молодёжи, можно прийти к выводу, что подобный процесс действительно имеет место быть.

Очень часто приходится наблюдать как дети, подростки, молодёжь копируют стиль одежды известных ведущих, певцов, политиков. Телевидение и многочисленными глянцевые журналы пестрят рубриками и  телепередачами о стиле,  дают советы о том, как подражать «звездной» манере одеваться в обычных магазинах. Возникают понятия, что гламурно одеваться, пафосно общаться – это норма, так должен делать каждый. А это и есть стереотип.

Рассмотрим появление стереотипов на примере зрительской аудитории. Проанализируем молодёжные телевизионные предпочтения и установим степень зависимости аудитории от тех или иных телепередач, личностей ведущих.

Мной был проведен опрос по анкете (приложение №1). Опрошено было около тысячи человек. Опрос проводился в Московской государственной средней общеобразовательной школе №1040, в Московском государственном областном университете, в интернете, на улицах города. Основную массу опрошенных составила молодёжь, а именно: студенты и школьники (рис 3). Так как именно молодёжь – будущее нашей страны. И какое культурное наследие понесет это поколение в века остается очень острым вопросом.

Рис. 3

Итак, рисунок показывает, что на опрос в основном отвечали студенты и школьники. Остальные опрошенные задействовваны в данном исследовании по принципу контраста, чтобы определить разницу интересов поколений.

По результатам исследования выявлено, что в каждой московской квартире находится примерно три телевизора (приложение 2). Это говорит о том, что зрители «зависимы» от телевидения, о том, что каждый зритель стремится обладать своим личным телевизором, чтобы беспрепятственно иметь возможность смотреть те каналы или телепредачи, которым отдает предпочтение.

А предпочтение современная аудитория отдает каналам (приложение №3) «СТС» «Первый», «ТНТ», «НТВ», «MTV» и «Муз-Тв». Причем именно молодёжь смотрит в большинстве своём (приложение №4) «MTV», «Муз-Тв», «СТС», «ТНТ» и канал «2х2». Отсюда можно сделать вывод, что современная молодёжь предпочитает каналы, которые позиционируются как музыкательно-развлекательные, и на которых сильно засилие западных жанров. Канал «2х2» транслирует одни мультфильмы, с плоским, американским юмором, а иногда и с откровенной пошлятиной. Это мультфильмы исключительно для взрослых, однако никаких ограничений по их показу нет. Они транслируются почти круглосуточно, для разновозрастной аудитории. Какие же стереотипы могут сформировать подобные передачи у молодёжи, которая достаточно много времени проводит у экранов телевизоров?

Хотя сегодняшняя молодёжная аудитория очень динамична и постоянно куда-то спешит, постоянно занята делами, немало она времени проводит и у телевизора (приложение №6). В основном, конечно, у молодёжи время нахождения у телевизора зависит от занятости (41%), много зрителей проводят у экранов три часа в день (30%), небольшая часть (12%) телезрителей смотрят телевизор в день не больше получаса, а некоторые вообще предпочитают телевизору компьютер (8%). И лишь немногие (3%) телезрителей смотрят телевизор в день более четырёх часов. Последние процентные данные относятся, скорее всего, к людям пожилого возраста (приложение №5). На графике видно, как прямо пропорционально время просмотра телевизора в день зависит от возраста телезрителя.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что хоть молодёжь и смотрит телевизор, но постепенно интерес аудитории смещается в сторону компьютера и времяпрепровождения за ним. Обратим внимание на приложение № 20. Уже 13% молодёжной аудитории предпочитает телевизору компьютерную игру, 7% - общению в чате. Это доказывает и тот факт, что 68% молодежной аудитории (приложение №7) предпочитают узнавать новости из интернета, 29% информируются с помощью телевидения и никто не читает газет, для того чтобы получить какую-либо информацию.

Эта картина как нельзя лучше отражает стереотипное сходство отечественной молодёжи с западной, которое было сформировано посредством некоторых телепередач, рекламы, телеведущих. Интересно, что отечественная молодежь (приложение №12) в большинстве своём считает (29%), что из-за появления западных жанров у нас на телевидении появилось, что смотреть, некоторые (25%) считают, что отечественному телевидению ещё мному учиться у западного, ровно столько же (25%) вобще положительно относятся к засилию на отечественных каналах западных жанров, и лишь (19% ) негативно относятся к веяниям запада.

Итак, проанализируем теперь молодёжные телевизионные предпочтения в сфере различных жанров и телепередач. По результатам данного исследования, (приложение №8) больше всего молодёжная аудитория предпочитает смотреть развлекательные (23%) и юмористические телепередачи (23%), далее в списке предпочтений идут музыкальные (20%) и информационные (16%), а вот интеллектуальными (13%) и религиозными (3%)  телепередачами молодёжь интересуется слабо, предпочитая более легкие, не заставляющие думать и анализировать жанры телепередач.

Проанализируем, какими именно, развлекательными телепередачами интересуется аудитория (приложение №11). В основном, это телепередачи касающиеся моды, дорогих авто, жизни города, компьютерных игр, реалити-шоу. Любопытно (приложение14), что 18% зрителей считают, что реалити-шоу – это аморально, 22% не смотрят реалити–шоу вобще и целых 57% молодёжной аудитории с упоением следят за перепетиями событий в «Доме2». Однако некоторая часть аудитории (13%) предпочитает развлекаться за компьютером.

Абсолютные лидеры юмористических телепередач (приложение №21) среди молодёжи , конечно же, «Камеди клаб» (24%) и «Наша Russia» (20%), далее по популярности идет, что удивительно, старый добрый «КВН» (17%) и уж потом «Смех без правил» (13%). Ну и конечно, же молодой зритель уже не смотрит «Кривое зеркало», «Смехопанораму», «Аншлаг», оставляя их просмотр более старшему поколению. Некоторые зрители телевизор не смотрят, предпочитая посмотреть смешные ролики в интернете (6%).

Информационные телепередачи, которые смотрит молодёжь, весьма и весьма разнообразны (приложение №9). Однако удивляет то, что наибольший интерес вызывают у молодёжной аудитории телепредачи, в которых освещаются, в основном, криминальные новости. Это «Профессия репортер» (18%), «Программа «Максимум»» (14%), «Частный детектив» (10%) и так далее. 4% аудитории вобще не смотрят новости, а 9% зрителей предпочитают узнавать новости из интернета.

Интеллектуальные, образовательные телепредачи не интересуют молодёжь вообще (приложение №10). Наибольшее число зрителей предпочитает компьютерную игру (27%), а 15% не смотрят подобные передачи вовсе.

Но что удивительно, при исследовании мнениния аудиториии по поводу нехватки каких-либо жанров телепередач на отечественном телевидении (приложение №15), молодёжь утверждает, что буквально жаждет видеть на отечественном телевидении больше интеллектуальных (15%), научных (15%) и даже религиозных (8%). Конечно, не говоря о молодёжных (18%) и юмористических (13%) телепередачах, которых, на наш взгляд, в достатке производит отечественная телеиндустрия.

Молодёжные предпочтения в сфере жанров кино (приложение №20) очень разнообразны. Но в большинстве своем зритель предпочитает ужасы, триллеры, мелодрамы и, как ни странно, мультфильмы. К сериалам относится довольно прохлодно, однако приложение №13 доказывает, что в среднем молодежная аудитория одновременно следит за развитием двух-трёх сериалов.

Информация о работе Телевидение как информационная и социопсихологическая составляющая жизни современного человека