Шпаргалка по "Информационный рынок"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:32, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 30 экзаменационных вопросов по "Информационный рынок".

Содержание

1. Теоретические основания информационного общества.
2. Концепции информационного общества.
3. Способы определения понятия информационного общества.
4. Признаки и характеристики информационного общества.
5. Принципы создания глобального информационного общества и их практическая реализация.
6. Основные положения единой концепции информационного общества.
7. Экономические основания информационного общества.
8. Современные информационные и телекоммуникационные технологии как важнейшие элементы инфраструктуры современного общества.
9. Понятие «информационные ресурсы».
10. Влияние информационных ресурсов на экономическое развитие государства.
11. Место и роль государства в формировании информационного общества.
12. Проблемы информационного взаимодействия государства и общества.
13. Понятия информационной экономики и индустрии.
14. Радиотелевизионная и аудиовизуальная отрасли информационной индустрии.
15. Рынок программного обеспечения и Интернета.
16. Информационные услуги как рыночный товар.
17. Полиграфическая отрасль информационной индустрии.
18. Проблемы функционирования и развития информационной индустрии в России.
19. Социальные и культурологические аспекты информационного общества.
20. Понятие информационной культуры личности потребителя.
21. Культура ведения информационного бизнеса.
22. Правовые основания информационного общества.
23. Право на доступ к информации.
24. Информационная безопасность государства и защита персональной информации.
25. Право на интеллектуальную и творческую собственность. Авторское право.
26. Законодательство России в сфере информационной индустрии и тенденции его развития в современных условиях.
27. Тенденции развития информационных технологий.
28. Технологические основания изменений в системе СМИ.
29. Взаимосвязь информационной среды общества и технологической базы.
30. Автоматизация интеллектуальной и творческой деятельности

Работа содержит 1 файл

ответы к зачету по информационному рынку.docx

— 73.04 Кб (Скачать)
  1. Правовые  основания информационного  общества.

     Предмет информационного права – часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением информации, а также общественные отношения, связанные с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых информационных технологий и технологий передачи информации в системах и сетях коммуникации, а также связанные с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, включая в себя юридическую ответственность субъектов в названных областях.

Предметная  область информационного права  включает в себя процесс информатизации.

     Процесс информатизации – организационная форма создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацией прав субъектов.

     Основным  политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного  пространства России является преодоление  информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Юридическая  поддержка открытости государственных  информационных ресурсов является необходимой  предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым  информационным пространством. 

  1. Право на доступ к информации.

     Статья 29 Конституции РФ закрепляет право  каждого на свободное получение  информации. Это не просто декларативная  норма Конституции, а одно из необходимых  условий существования правового, демократического государства. 

Право на получение информации занимает особое место среди других прав и свобод человека. И поскольку мы живем  в обществе, в социуме, где существуют определенные институты власти, аккумулирующие в своих банках данных большой  объем общественно-значимой информации, в том числе и касающейся нас  лично, то особо важно для каждого  члена общества иметь возможность  ознакомиться с этой информацией, причем в полном объеме и своевременно.

     Органы  государственной власти и местного самоуправления - это органы публичной  власти, призванные упорядочивать общественную жизнь и управлять общественными  процессами в интересах граждан.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется  право на информацию, то есть право  свободно искать, получать и передавать информацию. Право на информацию является неотчуждаемым правом человека и  гражданина.

     Важность  права на доступ к информации состоит  и в том, что оно одновременно является механизмом защиты других прав, так как прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает  уровень нарушений прав и свобод человека. Кроме того, без реализации этого права гражданам невозможно активно участвовать в управлении делами государства, общественными  делами, содействовать развитию местного самоуправления. Поэтому так важно, чтобы граждане имели реальную возможность  получать информацию о деятельности государственных органов и по другим общественно важным вопросам.

      Основные принципы реализации права на информацию:

  • общедоступность и открытость информации;
  • обеспечение безопасности личности, общества и государства;
  • информированность граждан о деятельности органов и организаций;
  • законность поиска, получения и передачи информации;
  • предоставление достоверной информации;
  • защита права на информацию.
 

 

  1. Информационная  безопасность государства  и защита персональной информации.

     Информационная  безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

     В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью.

     Защита  персональной информации , закон о  СМИ где прописано, что журналист  не имеет право разглашать личную информацию человека без его разрешение: паспортные данные, место работы, телефон, адрес и т.д. В случае не соблюдение закона журналистом можно обратиться в суд. 

  1. Право на интеллектуальную и творческую собственность. Авторское право.

     Использование понятия «интеллектуальная собственность» является условным, поскольку объектом является не вещь, в отличие от права  собственности, а содержание результатов  творческой деятельности.

     Понятие Интеллектуальная Собственность определено в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности  1967 г. Источник права ИС  — не обязательство, а непосредственно интеллектуальная деятельность. В связи с этим права ИС называют «исключительными». Общим для результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации является то, что их использование может осуществляться третьими лицами только с согласия непосредственного правообладателя.

     Право ИС имеет строго территориальный  характер, оно возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано произведение, зарегистрировано изобретение или  открыт секрет производства. Для признания  своих прав в других государствах авторы или изобретатели должны повторно заявлять о своих правах либо путем  издания книги, либо путем получения  нового патента на территории соответствующего иностранного государства. Единственным способом преодоления территориального характера этого права является заключение международных соглашений (универсальных, региональных и двусторонних) о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности, возникших в других государствах.

     Помимо  территориального характера, права  на интеллектуальную собственность  имеют ряд других особенностей. К  ним относятся: ограниченный срок защиты, специфическое содержание, особый порядок  передачи прав, неотчуждаемость исключительных прав и т.д.

     Авторское Право  можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права  являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных.

Особенности авторских прав заключаются в  их делении на исключительные и неисключительные.

Исключительные  авторские права:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование;
  • право на отзыв произведения;
  • право на защиту репутации автора;
  • право доступа;
  • право на перевод;
  • право на распространение и воспроизведение;
  • право на переработку;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ и публичное исполнение;
  • право следования.

     Исключительные  права имеют как личный неимущественный, так и имущественный характер. Субъекты авторского права  — это лица, обладающие исключительными правами на произведение, и их наследники. Субъективные авторские права  можно разделить также на имущественные и личные неимущественные.

     Имущественные права, как правило, имеют подчиненное значение. Личные неимущественные права  принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. 

  1. Законодательство  России в сфере  информационной индустрии  и тенденции его  развития в современных  условиях.

     Государство должно оказывать поддержку индустрии  информации, особенно в период ее адаптации  к условиям рыночной экономики. Одновременно должны создаваться благоприятные  экономические и политические условия  для привлечения в информационную индустрию иностранных инвестиций, а также новейших технологий, научных  и опытно-конструкторских разработок.

     Информационная  индустрия - производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия  включает производство вычислительной техники и производство информации.

     Государственная информационная политика по формированию и развитию научно-технического и  производственного потенциала информационной индустрии должна исходить из необходимости  обеспечения технологической и экономической независимости страны, ее информационной безопасности и важности международного взаимодействия в этой сфере. 

  1. Тенденции развития информационных технологий

     В истории развития ИТ можно четко  выделить три основных этапа. Первый этап, начавшийся в нашей стране с середины 50-х годов, связан с  возникновением первых ЭВМ. Они использовались в полном соответствии со своим названием  – исключительно как высокопроизводительные инструменты сложных вычислений, для решения вычислительных задач  с помощью всевозможных математических методов. Понятия стандартного программного обеспечения еще не было, и все  программы, реализующие методы вычислений, создавались первыми программистами в машинных кодах. Эти программы  использовались в проектно-конструкторской  деятельности, в моделировании сложных  стохастических процессов, во многих областях, требующих применения математических методов. Коротко, можно сказать, что  ЭВМ обрабатывали числа. Понятно, что  к основной деятельности организаций  ЭВМ никакого отношения не имели.

     Второй  этап развития ИТ, охвативший значительный период времени – около 30 лет  с середины 60-х и до начала 90-х, можно охарактеризовать как период возникновения и развития АСУ. Во многом, началу этого этапа способствовала активность ряда выдающихся ученых и  настойчивость академика В. Глушкова, который сумел убедить членов политбюро в том, кибернетику  надо вызволить из положения лженауки. Основным аргументом, пусть не без  лукавства, был лозунг построения общегосударственной  автоматизированной системы для  эффективного управления народным хозяйством и ускорения, тем самым, построения коммунистического общества.

В стране стали создаваться проектные  институты, главные вычислительные центры министерств, крупных предприятий. Задачи разработки и внедрения АСУ  входят в народно-хозяйственные  планы, по некоторым из систем выпускаются  постановления партии и правительства.

     Вычислительные  центры рассматривались руководителями как некие обслуживающие подразделения, наполненные специфическим инженерно-техническим  персоналом. Эти центры были полностью  отделены от основной деятельности организаций, сотрудники которых занимались своей  работой, к поддержке которой  АСУ, за редкими исключениями, никакого отношения не имели, и экономический  эффект от их работы отсутствовал, хотя всегда рассчитывался. Экономика должна была быть эффективной. Известен факт, что совокупный годовой экономический  эффект от внедрения АСУ в стране превышал объем ВВП.

     И только с середины 90-х начался  и продолжается до сих пор третий этап развития индустрии ИТ, который  можно назвать революционным. ИТ стали вторгаться в основную деятельность организаций – они пришли на рабочие  места руководителей и сотрудников. Их роль изменилась радикально: из обслуживающей  она превратилась в стратегическую. ИТ стали источниками новых конкурентных преимуществ и средствами их сохранения. ИТ стали также источниками возникновения  принципиально новых видов бизнеса  и новых взглядов на методы корпоративного управления, на организацию компаний, действующих на глобальных рынках в  условиях глобальной конкуренции 

Информация о работе Шпаргалка по "Информационный рынок"