Шпаргалка по "Информационный рынок"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:32, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 30 экзаменационных вопросов по "Информационный рынок".

Содержание

1. Теоретические основания информационного общества.
2. Концепции информационного общества.
3. Способы определения понятия информационного общества.
4. Признаки и характеристики информационного общества.
5. Принципы создания глобального информационного общества и их практическая реализация.
6. Основные положения единой концепции информационного общества.
7. Экономические основания информационного общества.
8. Современные информационные и телекоммуникационные технологии как важнейшие элементы инфраструктуры современного общества.
9. Понятие «информационные ресурсы».
10. Влияние информационных ресурсов на экономическое развитие государства.
11. Место и роль государства в формировании информационного общества.
12. Проблемы информационного взаимодействия государства и общества.
13. Понятия информационной экономики и индустрии.
14. Радиотелевизионная и аудиовизуальная отрасли информационной индустрии.
15. Рынок программного обеспечения и Интернета.
16. Информационные услуги как рыночный товар.
17. Полиграфическая отрасль информационной индустрии.
18. Проблемы функционирования и развития информационной индустрии в России.
19. Социальные и культурологические аспекты информационного общества.
20. Понятие информационной культуры личности потребителя.
21. Культура ведения информационного бизнеса.
22. Правовые основания информационного общества.
23. Право на доступ к информации.
24. Информационная безопасность государства и защита персональной информации.
25. Право на интеллектуальную и творческую собственность. Авторское право.
26. Законодательство России в сфере информационной индустрии и тенденции его развития в современных условиях.
27. Тенденции развития информационных технологий.
28. Технологические основания изменений в системе СМИ.
29. Взаимосвязь информационной среды общества и технологической базы.
30. Автоматизация интеллектуальной и творческой деятельности

Работа содержит 1 файл

ответы к зачету по информационному рынку.docx

— 73.04 Кб (Скачать)

Вопросы к зачёту по Информационному  рынку 

1. Теоретические  основания информационного общества. 
2. Концепции информационного общества. 
3. Способы определения понятия информационного общества. 
4. Признаки и характеристики информационного общества. 
5. Принципы создания глобального информационного общества и их практическая реализация. 
6. Основные положения единой концепции информационного общества. 
7. Экономические основания информационного общества. 
8. Современные информационные и телекоммуникационные технологии как важнейшие элементы инфраструктуры современного общества. 
9. Понятие «информационные ресурсы». 
10. Влияние информационных ресурсов на экономическое развитие государства. 
11. Место и роль государства в формировании информационного общества. 
12. Проблемы информационного взаимодействия государства и общества. 
13. Понятия информационной экономики и индустрии. 
14. Радиотелевизионная и аудиовизуальная отрасли информационной индустрии. 
15. Рынок программного обеспечения и Интернета. 
16. Информационные услуги как рыночный товар. 
17. Полиграфическая отрасль информационной индустрии. 
18. Проблемы функционирования и развития информационной индустрии в России. 
19. Социальные и культурологические аспекты информационного общества. 
20. Понятие информационной культуры личности потребителя. 
21. Культура ведения информационного бизнеса. 
22. Правовые основания информационного общества. 
23. Право на доступ к информации. 
24. Информационная безопасность государства и защита персональной информации. 
25. Право на интеллектуальную и творческую собственность. Авторское право. 
26. Законодательство России в сфере информационной индустрии и тенденции его развития в современных условиях. 
27. Тенденции развития информационных технологий. 
28. Технологические основания изменений в системе СМИ. 
29. Взаимосвязь информационной среды общества и технологической базы. 
30. Автоматизация интеллектуальной и творческой деятельности

 

 

  1. Теоретические основания информационного  общества.

     Своим названием термин «информационное  общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в  появившихся практически одновременно — в Японии и США - в работах  Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963). Теория "информационного общества" была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Кац и др.; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного общества.

     Начиная с 1992 года термин стали употреблять  и западные страны, например, понятие  «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

     В конце XXв. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

     27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества. 

  1.   Концепции информационного  общества.

     Цель  Концепции – определение российского  пути перехода (или построения) информационного  общества, основных условий, положений  и приоритетов государственной  информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются  политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические  предпосылки и условия этого  перехода и обосновывается специфика  российского пути к информационному  обществу.

     Разработана в 1999 гг. по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи  и информатизации и Комитета Государственной  Думы по информационной политике и  связи. 

  1. Способы определения понятия  информационного  общества.

     Информационное  общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве.

     Информационное  общество — общество, в котором  большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией  информации, особенно высшей ее формы  — знаний.

     Информационное  общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно  нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

     Постиндустриальное  общество в свою очередь являет собой  общество, в котором сфера услуг  имеет приоритетное развитие и превалирует  над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального  общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и  формируются новые элиты: технократы, сциентисты. 

  1. Признаки  и характеристики информационного  общества.

     Признаки  информационного общества:

  • Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
  • Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
  • Информация же является продуктом деятельности современного человека.
  • Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
  • Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
  • Безопасность информационного общества, информации.
  • Защита интеллектуальной собственности.
  • Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
  • Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

     У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:

    Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

     Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

     Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

     Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

     Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль  о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». 

  1. Принципы  создания глобального  информационного  общества и их практическая реализация.

   – Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития

   – Информационная и коммуникационная инфраструктура - необходимый фундамент открытого для всех информационного общества

   – Доступ к информации и знаниям

   – Наращивание потенциала

   – Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

   – Благоприятная среда

   – Приложения на базе ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни

   – Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент

   – Средства массовой информации

   – Этические аспекты информационного общества

   – Международное и региональное сотрудничество  

  1. Основные  положения единой концепции информационного  общества.

     Стратегической  целью перехода к информационному  обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды  общества и интеграция России в мировое  информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение  качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.

     Переход к информационному обществу полностью  отвечает концепции устойчивого развития -формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.

     Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества и личности. Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты.

     Процесс перехода России к информационному  обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. 

     Нельзя  не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу.

     Реализация  процесса перехода к информационному  обществу должна учитывать накопленный  отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации должны иметь интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческих проекты.

     Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении. Ее основные положения и программные мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.

     Переход к информационному обществу - это  длительный процесс последовательного приближения к некоторому среднемировому уровню, которое может быть оценено изменением (приращением) системы индикаторов на макро- и микроуровнях, характеризующих динамику развития тех или иных составляющих информационной среды. 

Информация о работе Шпаргалка по "Информационный рынок"